КОСТЮМ ФРАНЦИИ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVIII в. МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Силуэт костюма стремился к женоподобному.

Эстетический идеал. Мужским идеалом считался муж­чина, совершено не приспособленный к труду, изнежен­ный, все с ил ы и таланты которого направлены были на галантный флирт и салонные развлечения.

Нижнее белье. В костюме используют чулки, обычно бе­лые и шелковые, натягивающиеся на панталоны (рис. 45).

Нижняя одежда. Мужчины носят белоснежную ру­башку с манжетами, которые пышно отделывались кру­жевом. Рубашки выполнялись с разрезом на груди, ко­торый украшался кружевными высокими оборками — жабо.

Туго завязывались на шее шейные платки белого цвета из батиста или полотна. Франты на перемотанную шею

Рис. 45. Шелковые чулки, натянутые на панталоны, — обязательный элемент одежды француза первой половины

XVIII в.

Часть IV. Искусство и костюм Запалной Европы — О

еще повязывали шелковую красную или черную ленточ­ку — галстук, который завязывался небольшим бантом.

На рубашку надевали камзол прилегающего силуэта с прокладкой из пластин китового уса или клееного холста.

Поверх камзола надевали жюстокор так, что полочки камзола были видны, поэтому спинка выполнялась из де­шевых тканей (она не была видна), а полочки декоратив­но расшивались золотой или серебряной нитью, цветным шелком, тюлевыми аппликациями по бархату. Жюстокор был точно в талию и расширялся к бедрам и книзу, за счет прокладки в нижней части пол у камзола. Таким образом, в нижней части жюстокор оттопыривался. Рукава жюсто — кора — широкие, с обшлагами из ткани иного цвета, по­чти до локтя. На полах жюстокора располагались карма­ны с клапанами. Борта, обшлага и клапаны украшались металлическими пуговицами, иногда обтянутыми основ­ной тканью, или декорировались серебряным или золо­тым шитьем.

Позже жюстокор стали называть «оби», он еще плотнее стал облегать верхнюю часть фигуры, подчеркивая талию. В Соковых швах появилось несколько складок — фалд, подшитых толстой клеевой прокладкой. Отделок у жюс­токора почти нет. Плечи узкие, низ расширен, широкие манжеты — характерные черты жюстокора, похожие на женские.

Мужчины носили штаны — к юл от ы — свободные, ши­рокие и короткие, длиной до колена; они застегивались под коленом на пуговицу.

В это время появляется редингот — специальный кос­тюм для охоты. Редингот был ниже колена, с боковыми продольными и прорезными карманами, с застежкой спе­реди. Двубортный жилет надевали под редингот.

Верхняя одежда. Как верхнюю одежду в основном толь­ко в зимнее время надевают редингот.

О———————————— История— костюиа——————————-

Цвета. Цветовая гамма — это нежные оттенки зелено­го, коричневого, желтого. Обычно все части костюма — в одном цвете.

Ткани. Ассортимент тканей в костюме XVIII в. изменя­ется, Нарядный придворный костюм шили из бархата, парчи, тяжелого шелка, атласа, полотна и кружев.

В буржуазной среде носили костюмы из тонких шерстя­ных тканей.

Камзол — из более плотных хлопчатобумажных и шел­ковых тканей; его часто вышивали.

Жюстокор, надевавшийся поверх камзола, шили из бархата или плотного шелка.

Редингот — из сукна.

Чулки были шерстяными и шелковыми.

Головной убор. Модным головным убором оставалась треуголка. Манера ношения та же.

Прическа. На смену длинным пышным парикам XVII в. пришли парики небольшого объема. Прически — невели­ки по объему. Парики в боковой части завивались в локо­ны, а сзади гладко зачесанные волосы укладывали в косич­ку с лентой, завязанной бантом. Лицо гладко брили.

Косметика. В моду входят белые, обильно усыпанные пудрой парики. Мужчины пудрят лицо, румянятся, чистят и белят зубы, душатся.

Украшения. В орнаменте вышивки преобладали узо­ры цветов: сирень, жасмин, узоры полевых цветов, веток вишни, цветущих яблонь, которые непринужденно раз­брасывались по всему изделию. Цветочный орнамент переплетался с извилистыми линиями кружев, полос и лент.

Костюм аристократии того времени — богатый, наряд­ный, сверкающий золотом и драгоценностями (рис. 46).

Дополнения. Мужчины носили шпагу на поясной пор­тупеи, перчатки, часы и перстни.

Рис. 46. Мужская французская мода XVIII в.

О ———————————-

В употребление входят табакерки, так как модным счи­талось нюхать табак.

В зимнее время носили большие муфты.

Обувь. На ноги надевали башмаки на невысоком каблу­ке, украшенные небольшими металлическими пряжками прямоугольной или овальной формы.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Эстетический идеал. Женщина напоминала изящную фарфоровую статуэтку. Кукольная грациозность подчерки­вается как в мужском, так и в женском облике. В моде тон­кая фигура, гибкая талия, мягкие округлые линии бедер. Одежда подчеркивала фигуру.

Нижнее белье. Неотъемлемой частью костюма являют­ся кружевные белые чулки, панталоны с кружевами. Жен­щины носили одну или несколько накрахмаленных и про­стеганных юбок.

Вновь в XVIII в. в женский костюм возвращается кар­касная юбка. Это панье, которая впервые появилась во Франции, из плотной проклеенной ткани на горизонталь­ных обручах из китового уса или из металла. Для иных пла­тьев, которые были необъятной ширины, использовались панье весьма внушительных размеров. Панье на пуговицах пристегивали к жесткому корсету. Корсет сзади был плот­но зашнурован.

Нижняя одежда. В одежде присутствуют два платья.

• Первое — нижнее — френон — платье на каркасе и корсете, украшенное по подолу лентами и бантами.

• Второе — верхнее — модест — цельнокроеное, рас­пашное от талии платье. Модест расшивалось по краям разреза юбки или украшалось бантами, лентами, цветами.

Лиф этого платья обычно бантами скреплялся на груди. Банты, располагаясь вниз от декольте к талии, уменьшались

Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О

по величине (рис. 47). Форма декольте была различной, но чаше — каре. Декольте богато украшалось кружевом.

Рукав — узко вшитый у плеча, короткий (до локтя), ук­рашенный по краю кружевами и пышными воланами из легкой ткани (рис. 48).

Парадные придворные платья очень часто имели шлейф. Он состоял из отдельного куска ткани, прикрепленного к талии или к плечам.

В моде появляется платье кунтуш — «со складками Ват­то», по имени художника, который именно в этом платье изображал женщин (цв. ил. 9). Кунтуш — широкое, длин­ное, не отрезное по талии, без пояса, распашное, скреп­ленное па груди при помощи лент. Кунтуш на спине спа­дало широкими складками. Иногда кунтуш надевали через голову, так как распашным оно было не всегда. Впереди оставались открытыми шея и грудь. Узкие рукава, расши­ряющиеся к линии локтя, заканчивались пышной отдел­кой из широких кружев в несколько рядов.

Цвета. В костюме преобладали светлые, яркие тона.

Ткани. Использовались шелк, атлас, бархат, парча, кру­жево. Кунтуш шили из шелка, полушелка, атласа, легкого бархата.

Изобилие кружев позволяет разделять кружева по се­зонам:

• зимние — более плотные;

• летние — тонкие.

Головной убор. Отправляясь в дорогу, женщины надева­ли треуголку; домашний головной убор — чепчик.

Прическа. В моду входит маленькая, кукольная, изящная головка. Прическа небольшая, состоящая из буклей и локонов, уложенных на затылке. Лоб оставал­ся открытым.

Косметика. XVIII в. характеризуется обилием различной косметики: пудры, румян, губной помады, духов.

Рис. 47-1. Верхнее платье «модест». Франция, XVIII

Рис. 47-2. Верхнее платье «модест». Франция, XVIII в.

Рис. 48. Платье француженок XVIII века.

Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О

Украшения. Свои прически женщины украшали нитя­ми жемчуга, пучками перьев, лентами и цветами.

На шее носили алмазные ожерелья.

Широко использовались кольца, браслеты, золотые часы на изящной цепочке.

Все платья изобиловали украшениями в виде богатей­ших вышивок, бантов, кружев, цветов.

Дополнения. Шею украшали черной бархаткой, что по­зволяло оттенять белизну кожи. Иногда на шею повязыва­ли мягкую шелковую косынку.

В зимнее время руки прятали в муфту.

Обмахивались веерами, расписанными знаменитыми художниками.

Часто в руках у женщин были фарфоровые букеты.

Обувь. Женщины носили изящные туфельки из цвет­ной кожи на высоком каблуке.

Домашняя одежда. Дома носили платье из полотна типа кунтуша. В середине XVIII в. платье «кунтуш» укорачива­ется, ото связано с удобством в носке.

Выходя из дома, короткий кунтуш носили только низ­шие слои населения.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.