КОСТЮМ МОСКОВСКОЙ РУСИ

СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ

Итак, как говорилось ранее, в XIII в. в связи с наше­ствием татаро-монголов дальнейшее развитие культуры было приостановлено более чем на 200 лет. Наиболее зна­чительные русские княжества были раздроблены. Приняв

на себя всю тяжесть татаро-монгольского ига, русские кня­жества тем самым не пропустили продвижение татарских полчищ дальше — на запад.

Русские, даже находясь под игом, всячески пытались со­хранить свои вековые национальные традиции и обычаи, костюмы. Именно этим можно объяснить насильственное внедрение Петром I общепринятых европейских мод.

Эпоха Московской Руси — героический период в исто­рии нашего парода, это период ее бурного развития: нала­живаются границы, расцветают торговые и экономические связи. Русь, сбросив с себя оковы монголо-татарского вла­дычества, расправляет усталые плечи.

Эпоха Московской Руси — период расцвета культуры и искусства. Позже картины жизни и быта этого периода на­шли отражение в творчестве таких художников и писателей, как Репин, Суриков, Васнецов, Коровин, Алексей Толстой.

Классовые различия в костюме стали еще более замет­ны, это проявлялось и в количестве одновременно надева­емых одежд, независимо от времени года. Иностранцы всегда поражались, глядя на пышность и роскошь наших одежд.

Костюм Московской Руси, сохранив основные части костюма, вносит ряд изменений в покрой:

1) появляются распашные одежды (у мужчин — до по­яса, у женщин — донизу была застежка встык на навесные петли. Позже — появляется запах правой полы на левую, что явилось особенностью русской одежды, и было вызва­но удобством воина действовать саблей);

2) хотя красивыми по-прежнему считаются неприта — ленные длинные одежды, появляются одежды, отрезные по талии.

Но как следствие монголо-татарского ига в русском ко­стюме остаются предметы восточного обихода: пояса, от­кидные рукава, тафья.

Часть III. Искусство и костюм средних веков

2. МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Эстетический идеал. Мужчина должен быть высокого роста, статным, с красивыми русыми волосами и белой с ярким румянцем кожей.

Нижняя одежда. Основой костюма по-прежнему была рубаха. Появляются рубахи по назначению. Например, ру­башка-косоворотка, но продолжают носить рубашки и с прямым надрезом.

• Первая — нижняя рубаха — длиной до колена, в кос­тюме простого народа она являлась единственной. Ее носи­ли навыпуск, опоясывая (молодежь подвязывала пояс Ната­лии, более старший народ— ниже, делая над нешироким поясом напуск, тем самым создавая впечатление дородно­сти). Рубашка была с длинными узкими рукавами с ластови­цей четырехугольной формы под мышкой. На спину и под фудь рубашки подшивали подоплеку. Именно от этой детали одежды в русском языке появилось выражение «подоплека дела», иными словами, его внугрениее содержание, сущность. К нарядной рубахе пристегивали ворст;тк-«ожер&1ье».

• Вторая — верхняя рубаха — была принадлежностью одежды знати. В костюме остались необходимые порты — узкие, без разреза, крепившиеся на гашнике. В зимнее вре­мя порты подбивались мехом. По двое портов носили знатные люди.

Верхняя одежда. Поверх рубахи надевали зипун. Зи­пун — верхняя попуприлегающая одежда крестьян. Это распашная, застегивающаяся встык одежда,-длиной до ко­лен, с длинными узкими, застегивающимися внизу на пу­говицы рукавами. Для бояр зипун — домашняя одежда. Зинун был легким, молодые люди надевали его летом, вы­ходя на улицу. Эта одежда всегда опоясывалась, воротни­ка не имела, а в торжественных случаях к нему тоже при­стегивали ворогник-«ожерелье».

Богатые люди поверх зипуна надевали кафтан. Каф­тан — распашная, расширяющаяся книзу за счет вшитых боковых клиньев одежда. Для пожилых и знатных людей кафтаны служили, опять же, домашней одеждой, молодые люди надевали кафтан и па улицу.

Существовало несколько видов кафтана:

1. Обычный, домашний, выходной — был прямым, рас­ширенным книзу, неотрезным в талии.

2. Терлик, польский — прилегающий, с отрезной ли­нией талии и с присборенными от талии вниз пышны­ми полами.

Длина кафтанов изменялась от коленей до щиколо­ток.

Наряду с широко распространенными кафтанами быто­вали и другие одежды, как выражение сословной принад­лежности:

1. Ферязь — вид кафтана на подкладке, иногда меховой. Ферязь — длинная, облегающая одежда, с шириной подо­ла до 3 метров, без воротника, со свисающими до земли ру­кавами.

Инструкция к надеванию: в рукав, собирая его во мно­жество сборок, сначала. продевают правую руку, левый ру­кав спускают вдоль фигуры до земли.

Ферязь — одежда знати, подчеркивающая пренебре­жение к труду. Именно благодаря этому кафтану и воз­никла исконно русская пословица «Работать спустя ру­кава».

2. В одежде бояр и дворян появляется еще один кафтан, подчеркивающий полную неприспособленность их вла­дельцев к какому-либо труду — охабень.

Охабень — летняя длинная одежда с откидным ворот­ником, доходящим до половины спины, четырехуголыюй формы, с прорехами под рукавами для продевания рук, при этом сами рукава длинные и узкие свисали, как укра-

Часть III. Искусство и костюм средних веков — О

шение по бокам или же завязывались сзади. Носили оха­бень и в накидку, падевая поверх ферязи.

3. Шуба — распашная, объемная, расширенная книзу, с отложным меховым воротником и длинными широкими ру­кавами. Шуба застегивалась на шнуры, иногда на уровне лок­тя рукава имели прорези для продевания рук, оставшаяся часть рукава свисала. Богатые люди носили (иногда) шубу и летом, и в помещении — как признак своего достоинства.

Цвета. Ткани для костюма использовали ярких расцве­ток: белые, красные, зеленые, синие, голубые, малиновые, розовые и т. д.

С конца XVII в. появляются ткани черного цвета, кото­рые считаются траурными.

Ткани. Одежды шили из местных и привозных тканей из Византии, Ирана, Турции, Италии, Англии, Голландии и Франции.

Самыми распространенными были ткани: льняные, су­конные, шелковые, бархатные, шерстяные.

Костюмы богатых людей шили из привозных дорогих тканей: тафты, парчи, бархата, хлопчатобумажных, атласа, сатыни (позже сатин).

Шубы выполнялись мехом внутрь, сверху покрывались парчой, бархатом, сукном. Простые люди использовали подкладки — из овчины, медвежьего, волчьего, козьего меха; знать — из шкур соболя, куницы, песца, белки, ли­сицы.

Головной убор. Все шапки были в виде колпака или ко­нуса с опушкой или оторочкой.

Тафья— небольшая домашняя шапочка, имеющая вид тюбетейки.

При выходе из дома поверх тафьи надевали:

1) мурмолку — невысокий колпак из дорогой ткани с отворотами из другой материи или меха. Мурмолка — наи­более распространенный головной убор;

2) горлатную шапку — самую распространенную в кру­гу знати меховую шапку, сшитую из горлышек куницы или лисы. Она представляла собой высокий меховой цилиндр, расширяющийся кверху. Этот цилиндр был с бархатным или парчовым верхом. Шапку обычно держали на сгибе левой руки, не надевая на голову.

Простые люди носили высокий головной убор с не­большими полями — грвшмввик и треух.

Украшения. Декоративную роль в костюме и фал и пояса и кушаки из кожи, бархата, парчи, шелка, вышитые метал­лическими бляхами, галуном, драгоценными камнями, жемчугом и золотом.

Русский костюм был красочным и декоративным. К поясу подвешивали украшения. И без того дорогие ткани украшали вышивкой, жемчугом, драгоценными камнями. Для декоративного решения кафтанов применяли:

• узорчатые дорогие ткани;

• отделку петлицами (украшенных в свою очередь ки­стями) по боковым разрезам и на груди;

• деревянные, плетеные из шнура, металлические и жемчужные пуговицы, которые тоже иногда украшались кистями;

• высокий воротник-козырь, богато расшитый;

• окантовку разноцветной (с золотом и серебром) тесьмой или галуном — борта, низа изделия, горловины и низа рукавов.

Шубы украшались богатой вышивкой. Богато украша­лись тафья.

Обувь украшалась вышивкой и камнями.

Полное представление о красоте костюма, его декора­тивной стороне дает описание костюма князя Вяземско­го в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный»: «На князе был белый атласный кафтан. Из-за низко выре­занного ворота виднелось жемчужное ожерелье рубахи.

Жемчужные запястья плотно стягивали у кистей широкие рукава кафтана, небреж. но подпоясанного малиновым шелковым кушаком с выпущенной в два конца золотой бахромой, с замкнутыми по бокам узорными перчатками. Бархатные малиновые штаны заправлены были в желтые сафьяновые сапоги с серебряными скобами на каблуках, с голениами, шитыми жемчугом и спущенными в частых складках до половины икр. Поверх кафтана падет был внакидку шелковый легкий опашень золотистого цвета, застегнутый на груди двойной алмазной заионой. Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким ал­мазным пером».

Дополнения. Мужчины дополняли свой костюм рукавица­ми с крагами, очень часто покрытыми вышивкой. С XV в. на Руси появились перчатки.

В особо торжественных случаях костюм дополнялся богатым посохом высотой до плеча.

Обувь. Городские жители носили сапоги из цветной кожи, бархата, сафьяна, парчи. Сапоги были с короткими (ниже колен) голенищами, срезанными под углом. У знат­ных людей носки сапог обычно были загнутыми вверх, у простых людей носки были тупыми.

С начала XIV в. появляются каблуки.

В деревне народ носил онучи и лап ги.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.