КОСТЮМ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. РОМАНСКИЙ ПЕРИОД

Одежда, ткани изготавливались, как правило, в поме­стье феодала для него самого и членов его семьи, а также прислуги.

Феодальный средневековый порядок вынуждает заим­ствовать у Византии систему классовых различий в одеж­де. Классовые различия в костюме проявляются в каче­стве тканей и в богатстве отделки: каймы, вышивок. По­крой одежд был еще очень простым и примитивным, поэтому в самой форме костюма сословных различий не было. В этот период преобладали накладные одежды. Вок­руг тела обертывались только плащи (рис. 26). Впервые в

‘ Витраж — живопись из цветных кусочков стекла.

Рис. 26. Костюм раннего средневековья

КОСТЮМ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. РОМАНСКИЙ ПЕРИОД

истории костюма романского периода материал сшивается по швам, которые для укрепления оторачиваются тесьмой.

Религия пронизывала все сферы общественной жизни. На формирование вида одежды этого периода влияли кли­матические условия, а также сказывалось огромное влия­ние церкви. По догмам церкви, тело старались закрыть как можно плотнее.

2. МУЖСКОЙ КОСТЮМ

На зависимость искусства этого периода от Рима ука­зывает само название периода «романский». Стиль олицетворяет всю суровость, мрачность, аскетизм эпохи средневековья. Вырабатывается новый эстетический идеал.

Эстетический идеал. Под глубоким влиянием религии появляется новый принцип эстетики — преобладание ду­ховного начала в человеке, добровольно отрекающегося от земных благ и радостей жизни, человека-аскета.

Идеалом становится храбрый боец, одетый в грубые одежды.

Мужественность внешнего облика рыцаря-защитника оп­ределялась: силой, храбростью, ловкостью, физической вы­носливостью, воинской доблестью, волевым решительным лицом, широкими плечами, сильными стройными ногами.

Нижняя одежда. В романский период нижняя одежда мужчин состояла из двух туник, носившихся одновремен­но. До середины XI в. туники (античный элемент одежды) были длиной до колена, позднее они удлинились до сере­дины икры, но молодежь и крестьяне продолжали носить короткие.

Туника короля иногда была длиной до пола.

• Первая (нижняя) — камиза — довольно широкая с длинными узкими цельнокроеными рукавами, рубашко­образная.

о—————————— История — костюма

• Вторая (верхняя) — котта — довольно широкая без­рукавная или с короткими широкими рукавами (таким об­разом, из-под них виднелись рукава, первой, нижней ту­ники); с прямоугольным или круглым декольте, подпоя­санная наталии. Над поясом выполнялся напуск. Пояс в костюме служил защитой, оградительным знаком. Верхняя туника всегда была короче нижней.

В романской моде появляются некогда «варварские» штаны. Штаны имели вид длинных, до щиколоток, узких, но не облегающих штанов, состоящих из двух несшитых половинок.

Верхняя одежда. Верхней одеждой мужчин сначала был плащ — короткий, полукруглый, типа римского, застегива­ющийся на правом плече.

С XI в. появляется плащ-манто с декоративной отдел­кой по краю, длиной до земли и с застежкой на правом плече. У Византии были заимствованы отделка, формы костюма, манера ношения.

Во все времена и эпохи в костюме существовали возра­стные отличия. Пожилые люди не носили коротких и уз­ких одежд.

Простые люди носили пенулу-плащ с капюшоном.

Цвета. Символичность была характерна для времен средневековой культуры. К выбору цвета в костюме отно­сились очень серьезно. Каждому цвету придавалось особое значение, например: белый цвет символизировал веру, чи­стоту; голубой — нежность; черный — скорбь, верность; костюм целиком красного цвета со времен средневековья носили только палачи; одежду желтого цвета практически не носили, этот цвет считался цветом предательства и не­нависти (художники рисуют Иуду в желтом плаще, под­черкивая тем самым характер владельца).

Костюмы высшей знати шили из тканей ярких расцве­ток: пурпурных, синих, зеленых. Для костюма характерно

Часть III. Искусство и костюм средних веков — О

сочетание контрастных цветов: туники — белые; плащ — пурпурный с контрастной по цвету декоративной каймой (туники и плащ — всегда разных цветов); особенно мод­ным цветом штанов был красный.

Раньше в костюме преобладали ткани натуральных цве­тов или окрашенные растительными красителями.

Костюмы простых людей шились из тканей темных цветов: коричневых, серых.

Ткани. Для костюма использовали льняные, шерстяные, восточные и византийские шелковые ткани, мех, кожу.

Одежда лиц, относящихся к высшим слоям общества, шилась из дорогих тканей.

С XI в. становится возможен привоз шелка, так как с этого времени начинают налаживаться связи с Востоком. Шелк покупают у византийских купцов. Шелк — предмет роскоши, доступный только богатым.

Нижние одежды шили из льняных и шелковых тканей, причем ткань верхнего платья — котты — была более до­рогой, нежели нижнего — камизы: если камизу шили из льна, то котта была шелковой.

Штаны шили из шелковой ткани.

Верхние одежды шили из более плотных и теплых тканей.

Простые люди довольствовались тканями низкого ка­чества: домотканым холстом или грубым сукном. Верхняя одежда шилась из шерстяных тканей или грубо выделан­ных мехоР.

Головной убор. Формы головных уборов очень просты. Мужчины надевают небольшие конусообразные шапки либо полукруглые. Головными уборами были и капюшо­ны, летом — соломенная шляпа.

Прическа. Следуя античной традиции — коротко под­стрижены. Волосы подстрижены вокруг головы до мочек ушей, впереди — челка, да и бороду оставляют только выс­шие церковные и светские сановники.

Украшения. В костюме большое внимание уделяется украшениям: 1) декоративным поясам; 2) обшивкам — кайма не только вышивалась, но и украшалась драгоцен­ными камнями и золотыми пластинками, кайма в роман­ской моде служила не только украшением, но и знаком отличия, как это предгрсывала Византия; 3) ожерельям; 4) кольцам; 5) запястьям.

Дополнения. В XI в. появляются неизвестные древнему миру перчатки и рукавицы (в связи с сокрытием рук — со­гласно догмам церкви).

Обувь. На ноги надевали короткие кожаные полусапо — ги без застежек. Обувью служили сапоги-чулки с открыты­ми пальцами — элемент античного костюма. Но уже в это время начинают появляться мягкие башмаки на мягкой подошве, с заостренными кшовообразиыми вытянутыми носами. Башмаки шили из ткани или цветной кожи и иногда украшали вышивкой.

Простые люди носили более мелкие башмаки, кренив­шиеся к ноге шнурками, которые крест-накрест охватыва­ли ногу.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.