В самом конце XII в. в истории проявляются феодальные черты, что вызывает появление «гербовой одежды» (первоначально значки на доспехах рыцарей как отличительные черты знатного рода). Эти родовые знаки передавались из поколения в поколение. Родовой герб нашел свое отражение и в одежде. Сочетание двух цветов в одежде возникло в X в. применительно к штанам. Герб делился па две или четыре части, каждая часть имела свой цвет. Одежда делилась вертикально на две части, и каждая из частей была окрашена соответственно в цвет фамильного
герба. Позже деление пестом перекинулось на весь костюм. Таким образом, каждая половина рукава или одежды была разных цвегов. Позднее швейные цеха тоже стали различаться своими гербами.
В XII1 в. были изданы законы о рангах в одежде, первые законы против роскоши. Согласно законам, налагались строгие ограничения на выбор ткани и форму одежды в зависимости от принадлежности к классу общества. Костюмы подчеркивали пластику человеческого тела, стали изящнее. На смену платью романского периода, напоминающего больше монашеское облачение (грубую, искроенную одежду), приходит сделанное по всем законам портновского искусства, прекрасно сшитое платье.
Итак, в этот период закладываются основы кроя, которые не могли не повлиять на изменение форм женского костюма. С новыми измениями кроя фасон одежды освобождается от зависимости ширины ткацкого станка. Открытие ряда красящих веществ связано с появлением более ярких тканей. Понятно, что все эти новшества были под силу только знати.
В этот период впервые возникает новое социальное явление — мода. Основные черты, присущие моде этого периода:
• увлечение новой идеей — новинкой, особенно в местах ее зарождения;
• ажиатажное стремление к подражанию;
• частая смена форм костюма.
В эпоху развитого средневековья совершенствуется техника шитья. В костюме этой эпохи впервые появляются вшитые рукава и вытачка. Хотя, учитывая то, что одежда была узкой и снять ее было невозможно, узкие рукава пришивались к платью временно, с утра до вечера. До сих пор еще использовали шнурки для присоединения рукавов к
Часть III. Искусство и костюм средних веков — О
платью. Рукава стали вшивать постоянно только после того, как изобрели застежку. Одежда мужчин, сохранив характер прежних туник, теперь стала такой узкой, что при надевании нижней одежды ее приходилось расшнуровывать на всю длину, а при надевании верхней одежды — расстегивать на всю длину, так как она застегивалась па мелкие пуговицы.
В XIV в. в моду входят распашные одежды и воротники. В этот период носят и свободные, и длинные, и короткие и узкие одежды. Коротким и узким одеждам отдают предпочтение молодые.
Все заметнее классовые различия в костюмах. Согласно законам, вводятся классовые ограничения в одежде бюргеров. Они (в отличие от дворян) не имели права носить длинные шлейфы, шелковые одежды и т. д.
Характерная черта силуэта одежды периода развитого средневековья — вытянутые готические пропорции.
2. МУЖСКОЙ КОСТЮМ
Женщина становится почитаемой, и это почитание проявляется и в костюме: подобно женскому мужской костюм становится длинным и широким.
Эстетический идеал. Мужским идеалом был не грубый, одетый в военные штаны, шкуры, а изнеженный молодой человек, одетый в одежды, подобные женским. Свидетельство «службы даме» сохранились в литературных строках, и не только французских поэтов, но и чешских: «Хочу верно ей служить, чтобы быть достойным приблизиться к той, которая дает мне радость…»
Прилегающий силуэт подчеркивал ширину плеч и сильные крепкие ноги.
Нижняя одежда. В мужской одежде остаются те же детали, по их форма постепенно изменяется.
о—————————— История костюма
Камиза по-прежнему является нижней одеждой всех классов общества. Камиза была с длинными рукавами, длиной до колен или до половины икр.
Богатые люди и аде вали сверху камизы:
1. Прочно входит уже известный ранее кафтан блио. Это кафтан с узким лифом, отрезной талией и пышными полами, обычно зашнуровывающийся на спине.
Камиза и блио теперь стали длинными, расширяющи — мися книзу в боковых частях. Блио и камизу для удобства верховой езды иногда не сшивали по боковому шву.
На ноги надевали узкие штаны-чулки, которые теперь стали первой нижней одеждой. Поверх нижних чулок надевали длинные облегающие ногу шоссы.
2. В моду входит еще один модный кафтан — котарди. Котарди — короткая куртка прилегающего силуэта, длиной до середины бедер, с рукавами различной формы: узкие или же узкие вверху и расширяющиеся колоколообразно книзу (внизу широкие в виде крыльев). Рукава имели декоративную отделку в виде зубцов или нашитых полос из ткани шириной до 10 см. Кафтан-котарди имел застегивающийся вокруг бедер декоративный пояс.
Простые люди поверх камизы надевали короткую куртку с узкими, иногда длинными до пола, декоративно украшенными рукавами-пурпуан. Пурпуан в костюме простых людей служил одновременно и верхней одеждой.
Верхняя одежда. Верхние одежды были разнообразны, но характерная одежда всех классов — нарамник — плащ, состоящий из согнутого пополам куска ткани с отверстием для головы на месте сгиба. Нарамники были длинными и короткими, не сшитые по бокам, обычно с поясом.
Появилась новая одежда — сюрко — сшитый в боках длинный нарамник с открытыми проймами или с ложными рукавами.
Цвета. Цветовые комбинации продолжали иметь глубокое символическое значение. Декоративность костюма достигалась яркими, контрастными сочетаниями цветов: красных, синих, зеленых, желтых. Особенно модным цветом, который считался мужским, был желтый цвет. Но религия (блюстители нравственности и скромности) выступала против желтого цвета, так как окраска в желтый цвет была дорогой, а роскошь (по их мнению) — развращала. Рыцарь, который «служил» даме, обязательно включал в свой гардероб вещи, окрашенные в любимый цвет избранной дамы. Дружеское расположение тоже выражалось наличием соответствующего цвета в одежде. Приспосабливалась к любимым цветам своих господ и прислуга.
Ткани. Одежду шили главным образом из мягко облегающего фигуру тонкого сукна итальянского и фламандского происхождения. Такие ткани обладали свойством изменять цвет на свету. Ткани были очень прочными и легко кроились. В костюме использовали шерстяные (шарлах — преимущественно красного цвета, изготавливающийся в Нидерландах и Англии), льняные, шелковые (пурпур — лучший сорт шелка, изготавливаемого в Венеции) ткани, эластичное сукно, парчу. Самой модной и дорогой тканью считался бархат.
Головной убор. Головные уборы были разнообразны. Чаще других головных уборов мужчинам служил капюшон, пришитый к куртке или плащу. Иногда капюшон носили с небольшим оплечьем, отдельно от плаща.
Еще один головной убор — шаперон, состоящий из одного или двух кусков ткани, различными способами уложенных вокруг головы в виде тюрбана со спускающимися концами.
Мужчины носили фетровые и суконные шляпы с конусообразной тульей, с полями или без них.
В XIII в. появляется мужской чепец из белой ткани. Чепец у богатых людей надевался под верхние головные
уборы. У простых людей чепец являлся самостоятельным головным убором.
Прическа. В моде завитые волосы, ниспадающие на щеки и плечи. Завивка для мужчин была самым обычным явлением, хотя религия считала завивку величайшим грехом. Понятно, что такую прическу носили феодалы.
Остальное население по-прежнему продолжало носить короткие, до ушей, остриженные, с челкой волосы. Некоторые феодалы тоже продолжали носить такую прическу.
Украшения. В одежде знати присутствуют модные ткани с набивками или ткаными узорами с эффектными тиснениями, украшенные серебряной или золотой нитью. Ткани богато орнаментировались, самыми модными были орнаменты растительного характера: розы, плоды граната, тюльпаны, гвоздики. Резко контрастными по цвету были ткань и орнамент на ней. Декоративная горизонтальная византийская кайма в готическом стиле сменяется узором [Ю всему изделию. Наиболее распространенной в орнаменте ткани являлась готическая роза — символ молчания и любви — семь лепестков розы с зубчатыми листьями и толстым стеблем сплетали узор вместе с другими растениями — ананасами, гранатами. Белая роза — символ чистоты и красоты, гранат — символ любви.
Обувь. Мужчины носили туфли и полусапоги без каблуков кожаные или бархатные, украшенные вышивкой или драгоценными камнями. Носки туфель и полусапогдо IV
в. были слегка заостренными, а позже удлиненные и заостренные — привилегия знати (достигали до 50 см в длину) (нв. ил. 2)
3. ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ
Культ Прекрасной дамы — почитание женщины, создается именно в жестокую и мрачную эпоху средневековья.
Часть III. Искусство и костюм средних веков — О
Женский идеал красоты определяет образ мадонны и богоматери.
Эстетический идеал. В моде была дама высокая, хрупкая и тонкая, с узкой талией, с белой, как лилия, кожей, с длинными золотистыми завитыми волосами, с нежным взлетом темных, но не сросшихся бровей, большими голубыми или зелеными глазами, прямым носиком, маленьким улыбающимся ротиком, полными губами и ямочкой на подбородке. Женщина должна была выглядеть подобно свежему персику. Эстетический идеал противоречив: красота тела считается греховной, и в то же время коспом ее подчеркивает.
Согласно этикету, женщины должны были ходить мелкими шагами, опустив глаза, слегка склонив на бок голову. Женщина должна изящным движением руки умело подхватывать платье, не волоча его по земле, и т. д.
Нижняя одежда. Нижняя одежда состояла из котты и камизы.
• Первое — нижнее — платье — камиза — узкая и длинная рубашка с узкими и длинными рукавами. У простых людей камиза одновременно являлась и верхней одеждой.
• Второе — верхнее — платье — котта — с узким глухим лифом. Верх платья шнуровался сбоку или сзади.
Платье было с длинной и широкой, за счет вшитых боковых линий, юбкой и длинными и узкими рукавами, заканчивающимися широкими манжетами в виде раструба, в связи с сокрытием рук.
Сверху надевали безрукавное длинное сюрко. Сюрко по вырезу и проймам украшалось мехом.
Верхняя одежда. Верхней одеждой женщин был длинный просторный распашной плаще широкими висячими рукавами различной длины.
Цвета. Наряду с возникновением больших текстильных фабрик, совершенствованием красильного дела, благодаря
привозным красителям, что явилось распространением ярких тканей, в одежде простого народа по-прежнему преобладают серые и коричневые цвета.
Впечатление чрезмерной декоративности производили контрастные цвета одежды.
Ткани. В женском костюме использовали льняные, шелковые, шерстяные ткани, парчу и бархат.
Головной убор. Замужние женщины покрывали голову дорогими покрывалами. Под покрывало надевали самый распространенный женский головной убор — барбет — небольшую косынку, закрывающую подбородок, концы косынки завязывались на голове.
Еще один вид головного убора — горж — женский платок, сшитый в виде трубы, расширенной по концам и с разрезом сзади. Замужние женщины носили горж вместе с платком.
Покрывала имели тоже символическое значение. Например, грусть сказывалась не только в цвете одежды, но и в положении покрывала, которое в этом случае натягивали налицо.
С вечерними платьями женщины надевали пиорбаи в виде чалмы.
Прическа. Волосы замужних женщин прятались под головным убором, никто, кроме мужа, не мог любоваться их красотой, а обязательным условием красоты, согласно представлениям об эстетическом идеале, были длинные золотистые вьющиеся волосы.
Девушки заплетали косы и укладывали их над ушами в «бараний рог». До ХШ в. признаком рабства и бесчестия считались короткие волосы.
Косметика. Закат гигиены и косметики наступил с закатом Римской империи.
Отказ от красоты, а тем самым от косметики и гигиены — вот характерные черты эпохи средневековья. В эпоху средневековья прогрессируют такие заболевания, как
холера, чума. Косметика запрещается церковью. Вода объявляется источником заражения, возникновения эпидемий. Люди купались редко. Вода стоит дорого.
Украшения. Поверх платков на голову женщины надевали украшенные головные обручи — темплеты — круглые щитки над ушами.
Женщины носили золотые цепочки, кольца, серьги, диадемы, браслеты на руках и ногах.
Дополнения. Под платье надевали полотняный корсет (от франц. corso — тело).
Знаменитое полотно Леонардо да Винчи «Портрет дамы с горностаем» донесло до пас одну из средневековых красавиц. В то время знатные дамы привязывали к поясу «блошиный мех», с целью отпугивания блох.
Для тех же целей на плечи они накидывали мех горностая, а некоторые имели обычай держать в руках горностая, хорька, ласку, соболя или куницу..Это была живая приманка для блох. Зверька тоже украшали, надевая ему золотую цепочку на шею.
Обувь. Женская обувь имела слегка заостренные носки. Обувь изготавливалась из дорогой плотной ткани или из цветной мягкой кожи на мягкой подошве. Женская обувь походила на мужскую.