КОСТЮМ РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В самом конце XII в. в истории проявляются феодаль­ные черты, что вызывает появление «гербовой одежды» (первоначально значки на доспехах рыцарей как отличи­тельные черты знатного рода). Эти родовые знаки переда­вались из поколения в поколение. Родовой герб нашел свое отражение и в одежде. Сочетание двух цветов в одеж­де возникло в X в. применительно к штанам. Герб делил­ся па две или четыре части, каждая часть имела свой цвет. Одежда делилась вертикально на две части, и каждая из частей была окрашена соответственно в цвет фамильного

КОСТЮМ РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

герба. Позже деление пестом перекинулось на весь кос­тюм. Таким образом, каждая половина рукава или одежды была разных цвегов. Позднее швейные цеха тоже стали различаться своими гербами.

В XII1 в. были изданы законы о рангах в одежде, пер­вые законы против роскоши. Согласно законам, налага­лись строгие ограничения на выбор ткани и форму одежды в зависимости от принадлежности к классу об­щества. Костюмы подчеркивали пластику человеческо­го тела, стали изящнее. На смену платью романского периода, напоминающего больше монашеское облачение (грубую, искроенную одежду), приходит сделанное по всем законам портновского искусства, прекрасно сши­тое платье.

Итак, в этот период закладываются основы кроя, кото­рые не могли не повлиять на изменение форм женского костюма. С новыми измениями кроя фасон одежды осво­бождается от зависимости ширины ткацкого станка. От­крытие ряда красящих веществ связано с появлением бо­лее ярких тканей. Понятно, что все эти новшества были под силу только знати.

В этот период впервые возникает новое социальное явление — мода. Основные черты, присущие моде этого периода:

• увлечение новой идеей — новинкой, особенно в ме­стах ее зарождения;

• ажиатажное стремление к подражанию;

• частая смена форм костюма.

В эпоху развитого средневековья совершенствуется тех­ника шитья. В костюме этой эпохи впервые появляются вшитые рукава и вытачка. Хотя, учитывая то, что одежда была узкой и снять ее было невозможно, узкие рукава при­шивались к платью временно, с утра до вечера. До сих пор еще использовали шнурки для присоединения рукавов к

Часть III. Искусство и костюм средних веков — О

платью. Рукава стали вшивать постоянно только после того, как изобрели застежку. Одежда мужчин, сохранив характер прежних туник, теперь стала такой узкой, что при надевании нижней одежды ее приходилось расшнуровы­вать на всю длину, а при надевании верхней одежды — рас­стегивать на всю длину, так как она застегивалась па мел­кие пуговицы.

В XIV в. в моду входят распашные одежды и воротни­ки. В этот период носят и свободные, и длинные, и корот­кие и узкие одежды. Коротким и узким одеждам отдают предпочтение молодые.

Все заметнее классовые различия в костюмах. Соглас­но законам, вводятся классовые ограничения в одежде бюргеров. Они (в отличие от дворян) не имели права но­сить длинные шлейфы, шелковые одежды и т. д.

Характерная черта силуэта одежды периода развитого средневековья — вытянутые готические пропорции.

2. МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Женщина становится почитаемой, и это почитание проявляется и в костюме: подобно женскому мужской ко­стюм становится длинным и широким.

Эстетический идеал. Мужским идеалом был не грубый, одетый в военные штаны, шкуры, а изнеженный молодой человек, одетый в одежды, подобные женским. Свидетель­ство «службы даме» сохранились в литературных строках, и не только французских поэтов, но и чешских: «Хочу вер­но ей служить, чтобы быть достойным приблизиться к той, которая дает мне радость…»

Прилегающий силуэт подчеркивал ширину плеч и сильные крепкие ноги.

Нижняя одежда. В мужской одежде остаются те же де­тали, по их форма постепенно изменяется.

о—————————— История костюма

Камиза по-прежнему является нижней одеждой всех классов общества. Камиза была с длинными рукавами, длиной до колен или до половины икр.

Богатые люди и аде вали сверху камизы:

1. Прочно входит уже известный ранее кафтан блио. Это кафтан с узким лифом, отрезной талией и пышными полами, обычно зашнуровывающийся на спине.

Камиза и блио теперь стали длинными, расширяющи — мися книзу в боковых частях. Блио и камизу для удобства верховой езды иногда не сшивали по боковому шву.

На ноги надевали узкие штаны-чулки, которые теперь стали первой нижней одеждой. Поверх нижних чулок на­девали длинные облегающие ногу шоссы.

2. В моду входит еще один модный кафтан — котарди. Котарди — короткая куртка прилегающего силуэта, дли­ной до середины бедер, с рукавами различной формы: уз­кие или же узкие вверху и расширяющиеся колоколооб­разно книзу (внизу широкие в виде крыльев). Рукава име­ли декоративную отделку в виде зубцов или нашитых полос из ткани шириной до 10 см. Кафтан-котарди имел застегивающийся вокруг бедер декоративный пояс.

Простые люди поверх камизы надевали короткую кур­тку с узкими, иногда длинными до пола, декоративно ук­рашенными рукавами-пурпуан. Пурпуан в костюме про­стых людей служил одновременно и верхней одеждой.

Верхняя одежда. Верхние одежды были разнообраз­ны, но характерная одежда всех классов — нарамник — плащ, состоящий из согнутого пополам куска ткани с отверстием для головы на месте сгиба. Нарамники были длинными и короткими, не сшитые по бокам, обычно с поясом.

Появилась новая одежда — сюрко — сшитый в боках длинный нарамник с открытыми проймами или с ложны­ми рукавами.

Цвета. Цветовые комбинации продолжали иметь глубо­кое символическое значение. Декоративность костюма достигалась яркими, контрастными сочетаниями цветов: красных, синих, зеленых, желтых. Особенно модным цве­том, который считался мужским, был желтый цвет. Но ре­лигия (блюстители нравственности и скромности) высту­пала против желтого цвета, так как окраска в желтый цвет была дорогой, а роскошь (по их мнению) — развращала. Рыцарь, который «служил» даме, обязательно включал в свой гардероб вещи, окрашенные в любимый цвет избран­ной дамы. Дружеское расположение тоже выражалось на­личием соответствующего цвета в одежде. Приспосаблива­лась к любимым цветам своих господ и прислуга.

Ткани. Одежду шили главным образом из мягко облегаю­щего фигуру тонкого сукна итальянского и фламандского происхождения. Такие ткани обладали свойством изменять цвет на свету. Ткани были очень прочными и легко кроились. В костюме использовали шерстяные (шарлах — преимуще­ственно красного цвета, изготавливающийся в Нидерландах и Англии), льняные, шелковые (пурпур — лучший сорт шел­ка, изготавливаемого в Венеции) ткани, эластичное сукно, парчу. Самой модной и дорогой тканью считался бархат.

Головной убор. Головные уборы были разнообразны. Чаще других головных уборов мужчинам служил капюшон, пришитый к куртке или плащу. Иногда капюшон носили с небольшим оплечьем, отдельно от плаща.

Еще один головной убор — шаперон, состоящий из од­ного или двух кусков ткани, различными способами уло­женных вокруг головы в виде тюрбана со спускающимися концами.

Мужчины носили фетровые и суконные шляпы с кону­сообразной тульей, с полями или без них.

В XIII в. появляется мужской чепец из белой ткани. Че­пец у богатых людей надевался под верхние головные

уборы. У простых людей чепец являлся самостоятельным головным убором.

Прическа. В моде завитые волосы, ниспадающие на щеки и плечи. Завивка для мужчин была самым обычным явлением, хотя религия считала завивку величайшим гре­хом. Понятно, что такую прическу носили феодалы.

Остальное население по-прежнему продолжало носить короткие, до ушей, остриженные, с челкой волосы. Неко­торые феодалы тоже продолжали носить такую прическу.

Украшения. В одежде знати присутствуют модные тка­ни с набивками или ткаными узорами с эффектными тис­нениями, украшенные серебряной или золотой нитью. Ткани богато орнаментировались, самыми модными были орнаменты растительного характера: розы, плоды граната, тюльпаны, гвоздики. Резко контрастными по цвету были ткань и орнамент на ней. Декоративная горизонтальная византийская кайма в готическом стиле сменяется узором [Ю всему изделию. Наиболее распространенной в орна­менте ткани являлась готическая роза — символ молчания и любви — семь лепестков розы с зубчатыми листьями и толстым стеблем сплетали узор вместе с другими растени­ями — ананасами, гранатами. Белая роза — символ чисто­ты и красоты, гранат — символ любви.

Обувь. Мужчины носили туфли и полусапоги без каблу­ков кожаные или бархатные, украшенные вышивкой или драгоценными камнями. Носки туфель и полусапогдо IV

в. были слегка заостренными, а позже удлиненные и зао­стренные — привилегия знати (достигали до 50 см в дли­ну) (нв. ил. 2)

3. ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Культ Прекрасной дамы — почитание женщины, созда­ется именно в жестокую и мрачную эпоху средневековья.

Часть III. Искусство и костюм средних веков — О

Женский идеал красоты определяет образ мадонны и богоматери.

Эстетический идеал. В моде была дама высокая, хрупкая и тонкая, с узкой талией, с белой, как лилия, кожей, с длинными золотистыми завитыми волосами, с нежным взлетом темных, но не сросшихся бровей, большими голу­быми или зелеными глазами, прямым носиком, малень­ким улыбающимся ротиком, полными губами и ямочкой на подбородке. Женщина должна была выглядеть подоб­но свежему персику. Эстетический идеал противоречив: красота тела считается греховной, и в то же время коспом ее подчеркивает.

Согласно этикету, женщины должны были ходить мел­кими шагами, опустив глаза, слегка склонив на бок голо­ву. Женщина должна изящным движением руки умело подхватывать платье, не волоча его по земле, и т. д.

Нижняя одежда. Нижняя одежда состояла из котты и камизы.

• Первое — нижнее — платье — камиза — узкая и длин­ная рубашка с узкими и длинными рукавами. У простых лю­дей камиза одновременно являлась и верхней одеждой.

• Второе — верхнее — платье — котта — с узким глу­хим лифом. Верх платья шнуровался сбоку или сзади.

Платье было с длинной и широкой, за счет вшитых бо­ковых линий, юбкой и длинными и узкими рукавами, за­канчивающимися широкими манжетами в виде раструба, в связи с сокрытием рук.

Сверху надевали безрукавное длинное сюрко. Сюрко по вырезу и проймам украшалось мехом.

Верхняя одежда. Верхней одеждой женщин был длин­ный просторный распашной плаще широкими висячими рукавами различной длины.

Цвета. Наряду с возникновением больших текстильных фабрик, совершенствованием красильного дела, благодаря

привозным красителям, что явилось распространением ярких тканей, в одежде простого народа по-прежнему пре­обладают серые и коричневые цвета.

Впечатление чрезмерной декоративности производили контрастные цвета одежды.

Ткани. В женском костюме использовали льняные, шелковые, шерстяные ткани, парчу и бархат.

Головной убор. Замужние женщины покрывали голову дорогими покрывалами. Под покрывало надевали самый распространенный женский головной убор — барбет — небольшую косынку, закрывающую подбородок, концы косынки завязывались на голове.

Еще один вид головного убора — горж — женский платок, сшитый в виде трубы, расширенной по концам и с разрезом сзади. Замужние женщины носили горж вместе с платком.

Покрывала имели тоже символическое значение. На­пример, грусть сказывалась не только в цвете одежды, но и в положении покрывала, которое в этом случае натяги­вали налицо.

С вечерними платьями женщины надевали пиорбаи в виде чалмы.

Прическа. Волосы замужних женщин прятались под головным убором, никто, кроме мужа, не мог любоваться их красотой, а обязательным условием красоты, согласно представлениям об эстетическом идеале, были длинные золотистые вьющиеся волосы.

Девушки заплетали косы и укладывали их над ушами в «бараний рог». До ХШ в. признаком рабства и бесчестия считались короткие волосы.

Косметика. Закат гигиены и косметики наступил с зака­том Римской империи.

Отказ от красоты, а тем самым от косметики и гигие­ны — вот характерные черты эпохи средневековья. В эпо­ху средневековья прогрессируют такие заболевания, как

холера, чума. Косметика запрещается церковью. Вода объявляется источником заражения, возникновения эпи­демий. Люди купались редко. Вода стоит дорого.

Украшения. Поверх платков на голову женщины наде­вали украшенные головные обручи — темплеты — круг­лые щитки над ушами.

Женщины носили золотые цепочки, кольца, серьги, диадемы, браслеты на руках и ногах.

Дополнения. Под платье надевали полотняный корсет (от франц. corso — тело).

Знаменитое полотно Леонардо да Винчи «Портрет дамы с горностаем» донесло до пас одну из средневековых красавиц. В то время знатные дамы привязывали к поясу «блошиный мех», с целью отпугивания блох.

Для тех же целей на плечи они накидывали мех горно­стая, а некоторые имели обычай держать в руках горно­стая, хорька, ласку, соболя или куницу..Это была живая приманка для блох. Зверька тоже украшали, надевая ему золотую цепочку на шею.

Обувь. Женская обувь имела слегка заостренные носки. Обувь изготавливалась из дорогой плотной ткани или из цветной мягкой кожи на мягкой подошве. Женская обувь походила на мужскую.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.