РУССКИЙ КОСТЮМ занимает в истории особое место. И потому, что в кульминации своего развития, в XVI—XVII веках, оказался на стыке западноевропейской и восточной культур, и потому, что неотделимо связан с крестьянским бытом и искусством, и потому, что в своей предыстории претерпел премного влияний и столкновений, и потому, что он — один из европейских костюмов, вплоть до сегодняшнего дня сохранивший связь с народными формами искусства. Соприкасаясь с европейской культурой XVI—XVII веков, русский костюм впитал в себя «царедворческие» его черты, оставаясь при этом полным отражением особенностей бытового уклада, климатических условий страны, выражением социально-экономических черт развития Московского государства. Кроме того, сохранил едва ли не главную свою черту—декоративность: особый национальный склад, не только определивший орнаментальный строй всей организации костюма, но и сохранивший односложность национальной формы в течение долгого периода времени. До начала XVIII века Россия чуждалась перемен и моды в костюме в отличие от европейцев, хотя торговые и дипломатические связи, посольские и деловые путешествия предпринимались с обеих сторон. «…Покрой одежды оставался неизменно тот же, какой был унаследован от прародителей. Новые виды одежды, приходившие то с Запада, то с Востока, принимались только такие, которые вообще были сходны с господствующим покроем»*.
В своей предыстории основу костюма составляют рубаха и штаны, плащи из ткани и шкуры и, по всей вероятности, верхняя войлочная и меховая одежда. Как и у всех народов, в начале своего появления одежда полна оберегов и защитных украшений,
которые сопровождали ее весь период языческой Руси. По всей вероятности, еще в те времена обереги были перенесены в ткачество и вышивку, украшающие вырез у горла, подол, рукава и т. п. Несомненно, что скифские и сарматские кафтаны известны были соседним племенам и имели место в континентальном климате Руси с суровыми длительными зимами.
Складывавшийся веками уклад натурального хозяйства, синхронность его нужд и действий с окружающей средой выработали в землепашцах разносторонность рукомесла. И, твердо войдя в крестьянский быт, оно в традициях патриархата крепило эти навыки, возводя их в житейские правила бытия. Рост городов в русском Средневековье не рвал связи с крестьянством, ибо и в черте города имелись поместья с наделами, огородами, садами и прочими угодьями.
Быт феодалов, купечества и горожан, мало чем отличался от деревенского, а нормы общежития и поведения, организации семьи и ее уклад были едиными. Правила семейного старшинства, определявшие весь распорядок и организацию жизни одной единицы — избы,— переносились и в городские условия. И система красного угла, сидения по лавкам по старшинству, продиктовавшие и кубатуру и организацию пространственного размещения внутри избы, целиком перешли в городские постройки (вплоть до царских палат Московского Кремля). Эта иерархия определяла распорядок жилищ, порядок соблюдения трапез и, конечно, весь внешний антураж «подвижной архитектуры» — костюма. Обычаи и обряды были двуедины в своей организации — в них смешались христианские и языческие поверья, они множили образный пантеон, обогащали домашнюю предметность, придавая двоякое значение вещам, соединяя в форму сугубо утилитарную и награждая ее охранительной и заговорной силой. Изначальной формой оберега была и орнаментальная система изображений — как охранение и знак, имеющий строго определенный адресат. Христианство не помешало развитию орнамента, а, наоборот, усилив декоративное значение, перевело его в ранг родовых примет и признаков территориальных и групповых объединений. Так всеми путями и средствами входили в быт орнамент и орнаментальное изображение, покрывая собой все предметы независимо от их материальной структуры. Декоративность вошла в жизнь как обязательная норма и критерий качества предметов и вещей. Холст получил не только совершенное узорное ткачество, но и прекрасно выполненные строчки и мережки — результат ручной работы с иглой.
Плетение поясов, обработка речного жемчуга и раковин — все было предлогом для узорообразования на различных фактурах и переходило в убранство костюма, как одеяния несущего на себе все регалии векового искусства рукоделия. Само понятие кружево — украшение, которое окружает,— характеризует особенный подход к декорации костюма. Таким образом, сама структура простой и примитивной по форме одежды содержала в себе красоту как обязательный элемент обработки материала и как этическую, религиозно обрядовую норму. Орнаментальный мир обогащался новыми формами.
Так еще в языческой Руси сформировалось разнообразие конфигураций и украшений колт, поясных подвесок, гребней. По существу это было примером рационального искусства, не знавшего понятия украшения как самоцели, а твердо усвоившего полезную роль предмета и в этом плане определившего весь дальнейший ход развития народного искусства.
В конце XVIII века в маленьких городах русского Севера появились сложные женские башнеобразные головные уборы как противопоставление традиционных народных обычаев наступлению нового века, ломающего привычные устои. Тесные связи города и деревни связали воедино светскую культуру с народной, и национальные черты русского искусства, проходя через всю историю нашей культуры, определяют ее и в наши дни.
Костюм, будучи по своей природе рациональным помощником и охранителем в крестьянском быту, отразил все особенности уклада жизни: и диктатуру патриархата, и возрастное расслоение семьи, и климатические и экономические особенности быта, и всю сложную систему религиозных обрядов. Конопля и пенька (а затем и лен), произраставшие и легко поддающиеся обработке, составляли основу сырья для изготовления полотен. Ширина же простейшего устройства стана, определяя ширину полотна, закрепила и систему «раскладки» — конструкцию одежды.
Преобладание холодной погоды определило многослойность одежды и соединение глухой формы рубахи с распашными кафтанами; разнообразие смен температур (снег, грязь, распутица и дожди) заставило изготовить и подходящую обувь — начиная от лыковых лаптей и кончая кожаными постолами, поршнями, сапогами и валяной обувью. По той же причине обрамление головы получило посезонные варианты: войлочные, холщовые, меховые шапки и куски ткани (платки) обеспечивали тепло.
Мало чем отличающиеся условия обитания деревни от города перенесли в городскую жизнь все имеющиеся формы одежды в первозданном качестве.
Торговые связи и появление заморских товаров внесли диссонанс в эту «идиллию». Драгоценные ткани (как и у всех народов) были первым желанным товаром и приобретением. ОДЕВАНИЕ СЕБЯ прежде всего подразумевало ВОЗВЫШЕНИЕ СЕБЯ.
Византийское влияние, принятие христианства, церковное богослужение и организация княжеского двора на византийский манер в какой-то, но только в очень небольшой степени направили княжеские резиденции по светскому руслу. Наглядно это отражено в каноническом и иконописном изображении, одеянии святых и праведных. Тем более интересны записи, говорящие о идентичности названий светских и крестьянских одежд.
«В XVI столетии встречается в числе летнего государева платья и СЕРМЯГА — простонародная одежда обыкновенно суконная,— пишет Забелин и приводит документ: "Сермяга сукно бело строка и завязки шелко багров, лопатки шелк багров да рудожелт…"»[51].
Но отделанная богатым иностранным шелком, с особым усердием декорированная пуговицами и нашивками, она возвышается над общепринятой одеждой роскошью своего убранства… «Сермяга сера большая, строка шелк багров; на ней пять пуговиц золоты, по — ливинчаты, резаны с чернью; завязки широ — кия камка бурская, на черни шелк лазорев да червчат с золотом, подпушены камкою вене — дитскою»,— следует из описания Викторова.
Крестильная рубашка Петра Первого, хранимая в запаснике русского отдела в Эрмитаже, ничем не отличается по своей конструкции и способу одевания от народной. Мало того, если не обращать внимания на шелковую ее ткань и вышивку золотом, то в ней сохранилось то, что свойственно древнейшей одежде. Каждый шов старательно проложен краевым шелком, что является отголоском той поры, когда швы в одежде рассматривались как обереги, «окружающие» и «берегущие» человека. На груди подложена «подоплека», как в крестьянской рубахе, только в последней она размещена еще и на плечах. Характерно, что с одеждой, которая «ближе к телу», связаны поговорки, как бы определяющие значение ее: «Знает одна грудь да подоплека», «Своя подоплека к сердцу ближе», «Не ручайся и за свою подоплеку»*.
Влияние бытового уклада на костюм. К XVI веку окрепнувшее Московское государство превратилось в единодержавную монархию со всеми подобающими атрибутами и уложениями царского ритуала, статусами выходов и приемов, законов поведения и внешнего оформления этих действ. Бытовой уклад разделился на две самостоятельные части — внешнюю (парадную) и внутреннюю (домашнюю), мало чем отличающуюся от патриархального деревенского быта.
Это деление усиливало официальную жизнь дворца согласно ее государственной миссии и обособляло изоляцию женщин не только в светском общении, но и территориально. Теремное воспитание женщин в царских и боярских семействах в своей основе шло от влияния монастырского режима, и в этой (отторгнутой от общего движения жизни) обители складывалась и формировалась внутренняя замкнутая женская иерархия с узко ограниченным кругом интересов…
…Дочь прекрасная
Опракса Королевична Сидит она во тереме златом верху;
На ню красное солнышко не опекет, Буйные ветрушки не овеют,
Многие люди не обглядятся[52].
Только самые дружелюбные отношения хозяина дома к своим гостям растворяли иногда женский терем, вызывая оттуда на короткий миг хозяйку дома или жен сыновей. Обычай радушия позволял в сложном ритуале «малого» или «большого» обычаев в церемонии поклонов и целований подносить чарку питья желанному гостю. На этом и кончалось участие женщин в застолье.
Отторжение накладывало отпечаток не только на характер поведения, но и на образ мышления и весь внешний облик. Складывался определенный типаж — «постнический» (по выражению Забелина),— спрятанный от взора и глаз, укрытый одеждой так, что из-под ее массы виднелись только лицо и кончики пальцев рук. Свободная, крепленная на плечах одежда, опоясанная только в своем нижнем, домашнем интимном качестве (сорочке), ниспадала долу, не столько окутывая, сколько пряча и вуалируя истинные телесные формы. Отсюда и определенный идеал дородности, искусственно образованный мно — гослойностью тяжелой ткани и меховых подпушек и подкладок. Пояс же был необходим только для рубахи и «носим как символ целомудрия и благочестия»*.
Даже в обыденной жизни вырабатывается особый иноческий тип, который заставляет как можно целомудреннее прятать свое естество, затягивать венцами волосы девушек и укрывать тело в длинных просторных одеждах (независимо от возраста и социального положения), плотно увязывать головы, навечно скрывая волосы от взора посторонних… «Идеал постницы, на котором воспитывалось и оканчивало жизнь наше старинное женское племя, смотрел вообще на красоту, как на запрещенный плод…»[53] и в двойной изоляции жилища и костюма заживо хоронил человеческую личность.
Этот порядок, сходный с афинским гинекеем, имел общий с ним моральный и этический результат — и в античной демократической Греции, и в домостроевской Руси женщина была бесправна, «ибо не муж от жены, а жена от мужа, и не муж создан для жены, а жена для мужа, посему и должна иметь женщина покрывало на голове в знак власти над нею…», «…покрывало вообще обозначало стыдливость и целомудрие, поэтому для постнических идей оно являлось необходимым и неизменным условием сохранения и выражения нравственной чистоты…»[54].
Многосложность и большой объем одеяний сближал мужскую и женскую парадные одежды в том случае, когда высшая форма социальной престижности проявлялась в количественном и стоимостном превосходстве. В обыденной жизни мужчина получал довольно действенную форму обрамления — удобную и в меру короткую и подвижную. Для женщины ни смысл, ни форма одежд не менялись. Задавленная беспросветной работой, крестьянская женщина все порывы своей души отдавала красе рукоделья, рождавшегося в короткие зимние дни. Теремные женщины культивировали
* И. Е. Забелин. Быт русских царей, т. II. М., 1901, с. 497.
то же занятие не столько в своих хоромах, сколько в светлицах.
Тем не менее сам факт господства РУКОДЕЛИЯ, узорного украшения как общепринятой нормы прекрасного получил и тут и там значения единственной радости и свободы женского МЫШЛЕНИЯ. Оно-то и было особой формой отличия всех видов искусства и в большей мере обратило свои силы на украшение одежд всех сословий и положений.
Основу одеяния составляла туникообразная рубашка — сорочка— и в качестве белья и в качестве платья. В первом случае она была белою (цвет ее определялся естественным цветом полотна), во втором — шилась из цветной материи и именовалась КРАСНОЮ, т. е. красивой и дорогой. Верхние сорочки — выходные — имели чрезвычайно длинные рукава, складывавшиеся в наборы столь обширные и объемные, что «…множество складок так хорошо защищали руки и плечи от холода, что даже зимою не было нужды надевать какую-либо одежду в рукава…»,— писали иностранцы*.
По свидетельству Олеария и Корба, рукава сорочек были длиной 6 — 10 локтей (от б до 7 аршин). Царские и придворные сорочки шились из тафты (алой, белой и желтой) и из полосатых и набивных индийских тканей (шелковых и хлопчатобумажных). По швам рукава низались мелким жемчугом в веревочку или ряскою в виде бахромы. Шитье и низанье украшало плечевой шов и запястье. Таким образом, простота покроя и формы компенсировалась масштабом и декором, что производило внушительное впечатление, тем более что такая сорочка носилась с верхним следующим платьем и ее рукава продевалась в прорези проймы последнего, оставляя рукава верхнего платья висящими сзади. Большое значение в этом случае имело декоративное убранство рукавов сорочечной рубашки. Была это одежда комнатная, повседневная, носимая с поясом и приравненная к одежде «стыдливой», потому что в не невозможно (стыдно) выйти к посторонним.
По рассказам Поссевино следует, что «…все благородные женщины носят по три одежды, а женщина, которая носит одну одежду, навлекает на себя дурную славу. Однажды во дворце в Александровской слободе в жаркий летний вечер третья жена царевича Ивана, бывавшая на последних порах беременности, лежала, растянувшись на скамье, в легкой одежде, как вдруг вошел свекор ея — великий князь. Она тотчас же вскочила, но он, вне себя от гнева, ударил ее рукой по щеке, а потом палкою (посохом) так отделал, что она в следующую ночь преждевременно разрешилась сыном… Царевич Иван прибежал на этот шум, вступился за жену… Тогда гнев отца обратился на него, и он нанес ему посохом сильный удар в висок…»*.
Ходить «распояскою» было грехом, и позволить себе подобное могла только былинная «молодая Марина Игнатьевна: она, призывая в свой терем Змея Горыныча, высовывалась в окно в одной рубашке без пояса…».
Верхние одежды. Покрывалась сорочка ТЕЛОГРЕЕЮ — верхним распашным платьем, застегнутым спереди на пуговицы или завязки, с длинными до полу «фальшивыми рукавами». Такие одежды были в ходу и в простом быту и у зажиточных крестьян, где и сохранились вплоть до XIX века в городах и селах русского Севера. Там такие рукава служили карманами или мешками для поклажи вещей. «…Шей вдова широки рукава, было б класто куда небылые слова» (небылые — плохие, ложные, клеветнические).
Можно предположить, что во времени пышные рукава потеснили плечевую часть телогреи и уничтожили фальшивые рукава. «Безрукавное» плечо преобразовалось в лямки, что определило новое одеяние — сарафан.
Возможно, что и появление «коротенькой» было прямой эволюцией телогреи. Ткани для телогреи шли драгоценные (тяжелые) золотные или легкие, камковые, шерстяные. По вороту, подолу и полам окаймлялись золотым шитьем (кружевом), а полы скреплялись пуговицами числом, доходящим от 9 до 30. Пуговицы были особой областью искусства и работались из жемчуга, обшивались парчой и шились золотом, выкладывались из металла, украшались сканью, финифтью, зернью и драгоценными камнями. «Завязки — петлицы — так же низались жемчугом и вышивались шелками, плелись из шнура золотного и серебряного. Декоративность этой простой одежды возрастала и была скрупулезно продумана в количестве и качестве узорных компонентов. ХОЛОДНЫЕ и ЛЕТНИЕ телогреи покладывались тафтою и подол подбивался цветной подпушкой. Что уже говорить о цвете подкладки, который играл — при наличии вышивки и шитья — немаловажную роль. Теплые телогреи подкла — дывались меховым исподом — горностая, белки, лисы, соболя, песца с бобровой опушкой. В таком качестве это становилось верхней выходной одеждой, которая в утеплителях не нуждалась. Телогрея равноценна европейскому готическому платью — сюр — кот — и отличалась от него лишь тем, что последнее имело иную форму и подчеркивало красоту женского тела.
Все последующие верхние одежды при похожих формах можно разделить на распашные — с застежкой спереди и глухие — накладные, надеваемые через голову. И те, и другие, надеваемые послойно, соответственно увеличиваются в объеме, хотя конструктивная их сущность — прямой стан и боковые, расширяющие подол клинья — остается единой и неизменной. Различие в объеме привносит и характер утепления — от легких подкладок до мехового «испода»,— что в основном и определяет разницу наименований. Незыблемость семейного уклада жизни, догматичность религиозно-этических норм сохранялись в придворном костюме вплоть до реформ Петра, а в крестьянской одежде почти до конца XIX века. Чтобы подчеркнуть престижность и высокое социальное положение, женский костюм утяжелялся богатством наложенного сверху декора.
Средние (вторые) одежды. Подобное происходило и со «средними», или «вторыми», одеждами, именуемыми шубами накладными или столовыми (в них выходили к столу). Верейский, князь, отказывает своей дочери в XVI столетии: «Шуба кована, бархат червчат, шуба кожа мисюрска, шуба зелена»… и т. д.*.
Были они из плотной ткани — золотного бархата, камки кизылбашской, персидской, атласов, алтабасов и т. п. Из золотных тканей кроились шубы ездовые, парадные, праздничные и выходные, а в домашнем быту употреблялись суконные белые, червчатые, желтые, без подкладок и только с подпушкою. Накладная шубка была чистая — без украшений, но надевалась с ожерельем или воротником, шитым золотом, или с воротником из меха бобра. Таким же было и платно — царский наряд — на пуговицах с кружевом золотым, пуговицами-бляхами (аламами) из золоченого серебра с каменьями и драгоценным ожерельем-диадемой с накладками и жемчужным шитьем. По форме и строгости это было близко к византийским идеалам, но по тяжести ткани, много — слойности покрова и блеску тяжелого шитья превосходило его. Орнаментация европейских тканей — венецианского аксамита, генуэзского и флорентийского бархата с узором семилопастной розы — легко соседствовала с тканями византийскими, а затем и турецкими и кизылбашскими, где не только почитался цветочный орнамент, но особенно любимы были узоры с фантастическими изображениями. Все это не смущало, но рассматривалось с позиции «узорочья» и, украшенное нашивкой, шитьем, мехом, пуговицами, драгоценными камнями, жемчугом, тонуло, сливаясь в неотразимую мощь декоративного симфонизма. «Шубка бархат черв — чат, на ней круживо серебряно золочено, бас- мянное обнизано жемчугом, подкладка
тафта желта; на ней 15 пуговиц золоты с чернью. Шубка — бархат венедицкий по червча — той земле круги серебряны, под кругами листья золото, в них шелк зелен да червчат, подкладка тафта двоелична шелк бел да ал» (из описи имущества царицы Евдокии Лукиничны)*.
Парадная одежда. В XVI и XVII веках, когда европейский костюм тяготел к темным тонам, а Испания задавала тон черного парадного платья, необычайная цветность русского одеяния, комбинация его с цветными деталями и украшениями составляли своеобразный диссонанс европейскому вкусу, приводивший последний в изумление и удивление. Некоторое исключение в монотонности формы составляет летник — накладная одежда с широкими до полу рукавами, не сшитыми до половины. К изнанке подшивали драгоценный материал, и называлось все вместе накапками. Накапки и клинья подола могли быть из другой ткани, чем стан летника, что усиливало его красоту. Расшитое по швам и украшенные аламами и дробницами, с отогнутыми полотнищами рукавов, это платье представляло едва ли не самую эффектную и монументальную нарядную официальную одежду. Форма рукавов накладывала обязательство и на поведение в этом наряде. «… В допетровское время во всяких парадных и церемонных, а по-русски во всяких чиновных случаях, держание рук у груди представлялось для женщин обычным, самым необходимым приличием, выражавшим вообще кроткое и покоренное их положение в обществе…»*. В летнее время сверху одевалась опашница — род мантии из золотой ткани с золотым шитьем, где «во времена Шуйского были вышиты золотом и серебром орлы, олени и павы…» Названия одежд или их частей, естественно, шли от практических определений: опашница — от опахать, огородить участок, землю, установить город. И в аналогии «огородить себя кругом, опахать» — закутать, обвить кругом тканью, одеждой.
Вошва— обозначало вшитую (или нашитую) ткань, клин или угол; такое же значение имеет термин «нарамаск» — кусок нашитый и украшенный или обнизанный жемчугом… Таким образом, древние передцы в XVII столетии стали обозначаться оплечьем, а потом нарамками, сохраняя общее название вошв, как часть вшивных, пришивных».*
Это говорит о том, что одни и те же одежды (или детали) имели разное название и что злоупотребление терминологией без определенного значения выхолащивает сам предмет изучения и исследования.
В процессе творчества, переделки или изготовления одежды термины, как правило, обозначали характер ее использования или смысл (вид) деятельности
Благодаря значительности внешнего вида летник становится «штатной мундирной одеждой, особенно в свадебных чинах, когда он одевался вместе с шубкой. Свадебные чины, свахи, сидячие боярыни должны были по уставу наряжаться в летники желтые, в шубки червчатые, в убрусы и в бобровые ожерелья, а зимою вместо убрусов — в каптуры. Сама невеста также была в желтом летнике и в червчатой шубке и при венце. Таким образом, формировалась некая массовая однородность одежды, которая сплачивала цветом и формой свадебный кортеж в некий единый организм, что, несомненно, влияло на внушительность зрелищной стороны обряда. «На другой день свадьбы, когда сваха с боярынями новобрачную поднимали с постели, одевали в белый летник, в шубку зо- лотную обышную и в горлатную шапку, и она, шествуя в хоромы, должна была по чину тоже прикрывать себя накапками».
Значение цвета (белый — непорочный), перемена головного убора — все это говорило о смене статуса новобрачной, и язык одежды убедительно передавал все изменения.
Летник, разрезанный на полы (распашной), именовался распашницей, или опашни — цей, и шился из легких шелковых тканей или
Рис. 237а |
парчи, камки, тафты, атласа белого червчато — го и алого, подкладывали тафтою, «дорогами» (дороги — персидские полосатые ткани) и украшали кружевом с пуговицами в верхней части одежды и кружевом по полам и подолу.
В 1677 году царице Евдокии Кузьминиш — не была скроена опашница (распашница) «камка куфтерь бела, вошвы по бархату по червчатому шиты золотом и серебром, орлы оксамичены, кружево по атласу по червчато — му шито золотом и серебром травы, в травах орлы, инроги и львы и павы, на вороту 15 корольков червчатых резных, у корольков репейки и спни золоты в закрепках искорки изумрудные, подкладка и опашницы тафта виницейка бела»*.
И, наконец, опашень, или охобень,— летнее распашное платье, по тому же обычаю прямое, с клиньями из добротной шелковой или золотной ткани, а более всего из червча — того сукна. Как верхняя одежда был более обширен и с воротником из другой ткани, спускающийся спереди на грудь. Полы и подол окружались золотным шитьем и жемчугом, а застежка состояла из петель и великих пуговиц размером с грецкий орех и более, именуемых чашками.
Как завершающий штрих в парадных выходах (в церковь, к гостям) женщины и девицы в руках держали ширинку — платок, роскошно вышитый шелком, золотом и серебром, из тонкой кисеи или богатой вини — цейской тафты.
Низанный жемчугами и по краям «наки — щенный», он «…выказывал женское рукодельное искусство не только в чистоте и тонкости работы, но и в женском замышлении по отношению к сочинению узора и всяких украшений»**. Это уже была явная возможность блеснуть если и не своими талантами, то уровнем своих хозяйских возможностей. Таким образом, рукоделием начинается и заканчивается обзор женского костюма допетровской Руси.
Головные уборы. Особое значение (как и у всех народов) придавалось украшению головы, и девичество определялось распущенными волосами, заплетенными в одну и две косы. Последние сплетались с золотыми нитками и жемчугом — «русу косу плетучи, шелком пе- ревиваючи» — и заканчивались украшенным косником — кистью или треугольным сооружением с тремя кистями (жемчуг, шелк, шерсть и т. д.).
Волосы перехватывались по голове перевязкой, так же украшенной вышивкой жемчугом и драгоценностями. Сплошная повязка называлась венцом и имела архитектурные надстройки городками или зубцами (рис. 237а, б, в). К венцу привешивались
Рис. 239 |
Рис. 240а |
Рис. 238 |
бусы — снизанные пряди жемчуга, драгоценности с сержными кольцами и колтами, а к передней стороне венца прикреплялся подниз, скрывавший как бахрома брови и часть глаз, (рис. 238). Венец, перекрытый круглой тульей из отдельных огибей (на манер византийского), назывался коруной (рис. 239) и венчался камнем на маковке или у царской короны — крестом. Замужние женщины надевали на голову подбрусник — повойни — чек из дорогих легких тканей (в деревне из холста), который стягивал и прятал волосы, охраняя пряди, выбившиеся на шею, специальным куском ткани — позатыльном. Сверху крепился убрус — тонкое полотнище, расшитое и украшенное, спускающееся по бокам головы и обвивающее ее.
Это сооружение (сборник) составляло волосниковый убор, который при Петре I в народном быту стал называться цепцом, так как украшался швом цепковым (тамбуром). В XVIII веке головной убор подчинился европейской моде, но наименование сохранилось.
Венчала замужнюю женщину кика («венец брачной жизни»)"’ — жесткое сооружение с околышем и дном, обтянутое тканью, украшенное металлическими накладками, снизанное жемчугом и вышитое (рис. 240а, б, 241). Оставшись в крестьянском старообрядческом быту, кика приобретает назначение местного убора молодух и получает
Рис. 2406 |
Рис. 241 |
различные формы, варьированные с небывалым мастерством. Все кики сооружены таким образом, что скрывают волосы, стягивают лоб, оберегая его тем самым от морщин, обрисовывая четко линию лба и щек и придавая лицу определенную привлекательность. Особыми царскими были шапки (с полями, напоминающими кардинальские), выкра
шенные снаружи и проклеенные от дождя (как зонтики), а изнутри богато убранные, и меховые столбунцы, треухи и горлатные. Первые с богато убранными тульями и околышами самых дорогих мехов, вторые — целиком меховые.
Воротники. Характерно, что воротники были отдельными, как египетские оплечья и византийские накладки. Должно пройти много веков, чтобы логика построения формы продиктовала пришитый воротник. Скорее он мог быть цельнокроеным, т. е. возникать как продолжение излишка ткани стана. Еще в XX веке у мужских сорочек были отдельные воротнички, пока нейлон не разрешил одновременно проблему стирки, глажения и быстрого восстановления вещи в ее первозданной чистоте.
Ожерельем назывался стоячий и распластанный на плечах воротник, т. е. окружающий («О» — горло — жерло). Лента ткани атласного полотнища расшивалась жемчугом, шелками и украшалась аламами — накладками, крепилась на картоне, подшивалась киндяком и, будучи жесткой, посредством шнура (мутовы — ся) сплеталась с краем горловины одежды. Мужское ожерелье расшивалось в «шахматы», женское — ворефидь — полосами. В записи 1643 года—«ожерелье жемчужное названо во — рефидь, пуговицы золотые, цена 150 руб.». Как замечает Забелин, ожерелье (воротник) представляло наиболее дорогостоящее и декоративное убранство, к тому же закрывающее шею, что при повышенном требовании целомудренности в одежде особо важно. Ожерелья низанные носились только девушками, но все женщины имели серьги с кольцом ушным и висящей булавкой с камнем или в форме колт. Отдельными украшениями были запоны — застежки и булавки для скалывания — и браслеты. Все это хранилось в особых ларцах, именовалось кузнью, потому как было металлическим, кованым, «…в уборном ларце кроме белил румян и сурмил и клею для подклеивания волос, особенно бровей, хранились, по всей вероятности, и особые снадобья, необходимые для возвышения всяческого телесного благолепия и красоты, как то: умывания, ароматы или водки (духи), помады.
Совсем убранная, наряженная и изукрашенная красота прятала свое лицо под фатою, тонким сквозным покрывалом огненного цвета»"’, через которое можно было видеть всех, но лицо, спрятанное под ним, никто не видал. Покрывало расшивалось жемчугом, делалось из узорных индийских набоек, арабских миткалей и камок индийских. Наброшенная на голову, завязанная под подбородком двумя кистями, фата закрывала лицо.
Обувь. Даже башмаки были полны узорного украшения — кроенные из бархата и атласа и сафьяна, где швы, голенища расшивались жемчугом, а каблук обивался золоченным серебром и дорогими каменьями. С башмаками носили ичегды — сафьяновые кожаные чулки,— которые отдельно употребляли дома, пришивая к ним мягкую подошву. Олеа — рий говорит, что женщины (преимущественно девушки) носили башмаки с очень высокими каблуками (вышиною в четверть аршина), так что носок едва касался земли. «У Дюка Степановича были сапоги зелен сафьян, под пяту пяту воробей пролети, о пяту пяту яйцо прокати»[55].
Идеал женской красоты. Уникальность царственной личности и всего придворного персонала, естественно, сформировала и свой идеал, свое представление о красоте с позиций престижных социальных привилегий. В среде царского терема и боярских хором, как и в самой бедной крестьянской семье, идеалом были физически здоровая девушка, пригожая, с белым лицом, с долгим волосом, черными соболиными бровями… «Здоровый» — на низшей ступени социальной лестницы подразумевал рождение детей и воистину богатырскую силу той
безответной жизни труженицы и покорной мужской воле исполнительницы, воспитательницы и кормилицы в едином лице, которой держалась основа жизни крестьянской семьи.
В этих условиях дородность—как синоним здоровья — была только идеалом. И по сей день в деревнях Вологды, Кирилова, Белозерска старые женщины восхищают своей худощавостью, дисциплиной труда и распорядка дня. А свидетели более давнего времени — одежда, и в частности рубахи,— всегда поражают малостью объема манжета, характеризующего величину запястья. Другое дело, царские и придворные одежды. Там этот же идеал, развиваясь в изолированной среде, в резервации терема и светлицы, ограниченный в физической деятельности и оставляющий только религиозные отправления и некоторую часть рукодельных «измышлений», взрастил дородность и неподвижность как проявление привилегированного состояния. Мнение иностранцев носит несколько карикатурный характер и затрудняет определение меры объективности… «Здесь любят низкие лбы и продолговатые глаза, для того стягивают головные уборы так крепко, что после не могут закрыть глаз, так же как наши женщины не могут поднять рук,— говорит англичанин Коллинз.— Маленькие ножки и стройный стан почитаются безобразием. Красотою женщин они считают полноту. Худощавые женщины почитаются нездоровыми, и потому те, которые от природы не склонны к полноте, предаются всякого рода эпикурейству с намерением растолстеть… »
«…Женщины в Московии (конец XVII столетия),— говорит Корб,— имеют рост стройный и лицо красивое, но врожденную красоту свою искажают румянами; стан у них также не всегда соразмерен и хорош, как у прочих евро — пеянок, потому что женщины московские носят широкое платье, и их тело, нигде не стесняясь убором, разрастается как попало…»*.
Литературный и, очевидно, желаемый идеал был выражен в романтической форме…
Белое лицо как бы белый снег,
Ягодицы (на щеках) как бы маков цвет,
Черны брови, как соболи,
Будто колесом брови проведены.
Ясны очи как бы у сокола…
А ростом-то высокая.
У ней кровь-то в лице, словно белого
заяца,
А и ручки беленьки, пальчики тоненьки.
Ходит она, словно лебедушка,
Глазом глянет, словно светлый день…
Слов нет, парфюмерное дело было поставлено в Московии из рук вон плохо и осуществить свои замыслы в этом плане было довольно сложно. И, естественно, пользуясь сажей при чернении соболиных бровей и белилами для снежной непорочности кожи, сложно было мечтать о косметическом совершенстве, и те вольные горожанки XVII века, которые пробирались по немощеным улицам в полном наборе примитивной косметики, вызывали удивление и смех. Тем не менее та подлинная одежда, которая дошла до наших дней, свидетельствует о вкусе, отточенном мастерстве и умении достигать своих идеалов. Даже в таком, туго увязанном головном уборе, который смущал англичанина, есть своеобразный резон: стягивая виски изо дня в день, он разглаживал кожу и предохранял ее от морщин. И те пожилые женщины, которых мне еще несколько лет тому назад довелось увидеть в окрестностях Ферапонтова монастыря и которые в своей молодости в замужестве не снимали тугого повойника с головы, удивляли молодостью лица и отсутствием морщин.
Совершенное рукоделие на одежде, гармония ткани, жемчуга, меха и золотого шитья были в силах создать великолепный декоративный щит, которым прикрывалось целомудрие женщин, и рождали чувство прекрасного от созерцания лица, рук и движения тела, утопленного в ослепительно прекрасной броне. Спускаясь по социальной ступени общества вниз, формы одежд не менялись. Не менялись и их эстетическая
сущность и взаимодействие с личностью женщины. Но, облегчая ткани, упрощая их фактуру, заменяя покупные ткани на домотканину, мастерицы «очеловечивали» формы наряда, который теснее приникал к телу и согревал его.
В долгие зимние посиделки умелые девичьи руки чертили легкие узоры на кокошниках и киках, великое многообразие которых дошло, к счастью, и до наших дней. Они-то и свидетельствуют о великом вкусе, искусстве и мастерстве.
Национальные черты светской одежды. По
сути говоря, «архитектура» женского костюма XVI века в Европе и русского XVI и XVII веков идентична. Широкое основание подола, упирающегося в пол, образует массивный фундамент, на котором возводится внушительное «здание» костюма.
Если в русском одеянии силуэт такого «здания» постепенно, как в равнобедренном треугольнике, сужается сверху, заканчиваясь «маковкой» — навершием убранства головы, то в европейском костюме эта плавная линия изгибается, делая остановку на линии талии, чем фиксирует для глаза женское естество, разбивая плавность формы и дробя поверхность и ограничивая декорацию. В русском костюме простор для орнаментальных ухищрений ограничен только общей протяженностью объема и физической возможностью использования одежды.
Эта норма прекрасного, как определенная эстетическая догма, уложенная в незыблемость этических и моральных установлений, опередила традиционность форм одежды и их преемственность. Одежды и уборы цариц после их смерти преемственно переходили со всею их казной к новым царицам, за исключением разве носильного повседневного платья, которое большею частию раздавалось на помин души родственницам бывшей царицы или же продавалось с целью раздать деньги, тоже на помин, по церквам и монастырям. Переходя по наследству, что-то использовалось непеределанным, что-то просто ушивалось по мерке. Таким образом, с одной стороны, согласно домострою «остатки и обрезки (от кройки тканей и других предметов) ко всему пригожаются в домовитом деле: поплатить ветчаново товож поор — тища или к новому прибавить или какое-нибудь починить; а остаток и обрезок как выручить, а в торгу устанешь прибираючи в то лицо, втридорога купишь, а иногды и не приберешь», с другой стороны — платья изнашивались, перешивались и исчезали в лоскутках проданные или в лучшем случае пожертвованные как вклады (если они были из драгоценных тканей). Таким образом, рачительные хозяева гардероба ничего почти не сохранили для истории. И только надо было быть Петром Первым, единственным императором в мире, чей гардероб в уникальной полноте, количестве и сохранности бережно донесен потомством до наших дней. Тем не менее розданный по придворному кругу и увезенный вместе с опальными и ссыльными боярами в глухие вотчинные места российской земли, костюм во всем своем великолепии декоративного разнообразия смешивался с крестьянским, купеческим и городским. Не отличаясь радикально в самой сути своего образного состояния, он знакомил с деталями и декоративными новшествами, образцами привозных тканей и орнамента.
И входили в крестьянские одежды и уборы замысловатые формы корун и кичек, в набойке и вышивке появлялись новые образования, а домотканые породнились с покупной тканью, терялись фальшивые рукава, преобразуя царские телогреи в лямочные сарафаны. Пока мы можем только предполагать эту эволюцию, хотя логика движения формы подсказывает ее правомерность. Активность и подвижность женщин за пределами теремной жизни, не только в крестьянском быту, но и в черте города, окоротили те же телогреи, наградив их документальным названием «коротенькие». В конце XVIII века, когда провинциальная жизнь российских городов стала значительно активней, когда выделилось зажиточное крестьянство в деревне, внешняя образная сторона быта, особенно в костюме, разделилась на две линии. Одна — светская, продолжающая линию домостроя допетровской Руси, сильная в купечестве, сохраняющаяся в быту поморов и старообрядцев, населяющих вольный Север России. Другая — в крепостной деревне обширной территории России с ее южными землями и многообразием крестьянских общностей этнографического и территориального дробления.
В первой линии сохранились черты русского национального костюма как союза народного крестьянского со светским княжеским. Эта форма костюма и была той удивительной стороной русской культуры, которая при всех ее точках соприкосновения с европейской шла своей стороной, соблюдая свои правила и выдерживая свои нормы красоты, изобретая нововведения и «новообразования», но оставаясь при этом верной своим древним традициям. Вот почему необыкновенные украшения головы в виде кик и кокошников, коими полон Русский Север и которые родились не раньше XVII — XIX веков, несут в себе знаки глубокой старины, а мастерство, с каким они исполнены, только подчеркивает эту связь. Недаром после Отечественной войны 1812 года официальный придворный женский костюм, приобретший черты русского крестьянского одеяния и исполненный декоративным обрамлением с некоторыми поправками на династические смены и европейскую моду, продержался весь XIX век. Многообразие традиционного декоративного умения питает в огромной мере и современное декоративное искусство и составляет едва ли не главную национальную черту вкуса и эстетических привязанностей. Собственно говоря, отечественное моделирование в сфере обращения к народному искусству, как мы уже замечали, не имеет себе равных на мировой арене искусства костюма.
Декоративные свойства русского костюма, как и форма, были едины в допетровской Руси для обоих полов. Но облаченный деятельными посольскими, дипломатическими и военными обязанностями сильный пол в меру формировал и отшлифовывал свое одеяние: плащ и как принадлежность пола — штаны.
Княжеская одежда обогащалась драгоценными привозными тканями, регалиями и украшениями. Ко времени XVI — XVII веков одежда приобрела определенные черты европейского костюма, но, утяжеленная декоративным обрамлением, мехами и гиперболизированным объемом, резко отличалась от него.
Военная одежда. Одежда, где отсутствуют национальные традиции и игнорируются условия климата, представляет собой институт военного костюма. Выше уже говорилось об этом феномене. И тем не менее в истории русского мужского костюма это явление работает на другую особенность, о которой будет сказано ниже.
Изобретение военной формы подразумевает поиск максимальной защиты тела в условиях имеющегося уровня военной техники. Применение холодного колющего оружия и стрел вызвали к жизни систему металлических укрытий, среди которых универсальной стала КОЛЬЧУЖНАЯ РУБАШКА.
Ее называли панцирем (от греческого «пансерион» — железо), и представляла она скрепленную одежду, собранную из колец, отличающихся диаметром, чистотой и искусством ковки.
Максимальная степень защиты против ударов копей и кинжалов диктовала одинаковый размер металлических колец (в зависимости от наконечника стрелы). В то же время способ сочленения колец обеспечивал подвижность телу, к тому же кольчуга послушно облегала его. Поиски совершенствования защитных средств привели к комбинации кольчужных колец с пластинами, крепленными на груди, спине и боках. Прецеденты скульптурной формы одежды — бахтерец (с более мелкими горизонтальными пластинами, охраняющими грудь) и юшман (с более крупными) — представляли образец
металлического «вязания». По внешнему виду и по эластическим свойствам они аналогичны трикотажу, в котором перемена масштаба петель и чередование плотной резинки и крупной вязки определяют желаемую форму натяжения и облегания. Казалось бы что лучше! Вот образец для дальнейшего усовершенствования одежды! И действительно… Европейский ПУРПУЭН — стеганные куртки — представляет как бы слепки в ткани этих защитных металлических устройств. Все дальнейшее развитие мужского костюма с XIV и до серединых XVII века пройдет в совершенствовании простеганной одежды, которая обеспечит и прилегание, и защиту, и определенную скульптурную красоту корпусу и даст возможность членения одежды на многие составные части (коль они скульптурно выделаны и форму свою не теряют, даже будучи разобщенными!). Все это было в Европе, и все это знали русские… И использовали… но только там, где это вызывалось крайней необходимостью и буквально помогало сохранению жизни. Не больше. Так в поименованное доспешное платье — тегиляи…наряжались люди, готовясь в поход. Поэтому тегиляи подкладывал — ся пенькою или деревенским сукном очень толсто и простегивался с целью устроить его так, чтобы охранить ратника от стрел и сабельных ударов. В XVI столетии такой наряд назывался КУЯКОМ, который набивался даже медными гвоздями. «В 1668 году стрельцу Ивашку Кузьмину, мастеру медного дела, куплено меди зеленой тазовой 4 пуда делать с кукуяком суконным к десяти алым и к десяти голубым 8000 гвоздей для набивки тех куяков по 400 гвоздей на куяк»*.
Все остальное шилось просторным и опо — ясовалось по мере надобности. Холодная суровая зима привела к появлению кроеной шитой меховой одежды и тем самым резко разграничила последнюю на уличную зимнюю и обиходную домашнюю. Немаловажно и то, что в отличие от открытого отопления очагов или каминов в Европе (от которых в каменных постройках тепла было мало) деревянные строения с большими русскими печами благоприятствовали сохранению тепла в помещении зимой, а отсюда — свободе и простору одежды. Россия так и не узнала сложной простеганной конструкции европейского мужского костюма и вошла в соприкосновение с европейской модой уже тогда, когда та навсегда рассталась со своего рода «скульптурой из ткани».
Ткани и орнаменты. Характерно, что в отличие от европейского костюма, который считался с орнаментацией ткани и подчинялся ей, принимая ее рисунок с тем смыслом, который в нем был заложен, русский костюм отмечал узор как факт украшения и соответственно с ним обращался. Несомненно, что дороговизна ткани определяла владельца, и драгоценные аксамиты попадали только на царские или митрополичьи плечи. Но ни сам характер рисунка, ни его национальная принадлежность не принимались во внимание, хотя красота тканей и ее эстетические свойства оценивались высоко. Трудно было бы сегодня взять на себя оценку привязанностей к тканям, если бы не документация, свидетельствующая, что «…достигнув 18-летнего возраста, государь начал с своих именин 17 марта 1647 года щеголять, если так можно выразиться, становыми кафтанами, сшитыми из КИЗЫЛБАШСКСЙ камки с изображениями по золотой земле в травах людей стоячих и сидячих просто, сидячих и стоячих с крылами и просто людей с крыльями*.
С легкой руки В. М. Васнецова, И. Е Репина и главным образом И. Я. Билибина мы представляем себе платья тех времен, украшенными рисунками с «репьями» или большими турецкими гвоздиками («опахалами»), крупными рисунками так называемых «сарафанных» тканей, что в историческом плане не совсем верно. Разнообразие тканей было
великое: и генуэзские бархаты с «рытым» рисунком семилопастной розы, и венецианские «готические чертополохи», и разнообразие восточных рисунков — от индийских набивных тканей, китайских шелков до богатства растительных и лицевых тканей Ирана и грубоватых, крупных рисунков Бруссы (Турция). Не считая драгоценных византийских тканей, которые дошли до нас, хоть и в незначительном количестве. Еще не собраны доскональные описания тканей, хранящихся в ризницах российских музеев, и когда это будет сделано, то, несомненно, наши познания в этой области будут расширены. Таким образом, цветовая и орнаментальная организация костюма была необъятно богатой по сравнению с европейскими странами, где господствовали определенные экономические правила потребления тканей собственного производства и собственного крашения, не говоря уже о значении орнаментального строя рисунков, который был привязан к назначению костюма и сословному званию. В восточном отделе Эрмитажа хранится риза, исполненная из иранской ткани XVII века.
Расписанные стены палат, сукно и ковры на полу и лавках, камчатные скатерти на столах, богатое обрамление металлической утвари — ковшей, братин, блюд, кубков и чаш, тяжелые канделябры и пудовые свечи — все объединялось единой орнаментальной темой, единым материалом украшения, драгоценными накладками и жемчужным убранством. Но центром декорации являлась одежда, поэтому она и украшалась с необычайной скрупулезностью. И расшитые оплечья (ожерелья), и стоячие воротники — козыри, шитье петлиц, убранство пуговиц, вшитые полотнища богато украшенной ткани, пояса, перстни, шапки, сапоги — все это тщательно отделано узорами, лежащими на поверхности драгоценных тканей, и являло ни с чем не сравнимую оболочку, в массе объединенную и составляющую величавый монолит необычайно внушительного зрелища.
Декор в русском костюме. Поскольку придворному, служивому и прочим чинам аристократии приходилось вести двоякий образ жизни — деятельный и официальный (степенно неподвижный), то и все внешнее убранство жизни соответственно раздваивалось. По характеру деятельности можно было бы разделить одежду на удобную и неудобную. К первой относилась домашняя и легкая, ко второй — официальная служивая. Как и все русское одеяние, она делится на глухую одеваемую через голову, и распашную, разрезанную спереди. Но, как и полагается мужчине, у которого есть штаны, верхняя одежда могла быть короткой и длинной. Вся официальная одежда принадлежала к длиннополым одеяниям, плотным, больших объемов (и в этом качестве была равной женской одежде и по названию, и по назначению, и по декоративным свойствам).
Самый роскошный и торжественный царский наряд — ПЛАТНО, соответствующий саккосу, мог быть и глухим, и с застежкой, но сотворенный из драгоценной золотой парчи или аксамита — объемной ткани с рисунком, образованным золотыми выступающими петлями, комбинацией разрезного и неразрезного бархата,— был аналогичен архитектурным сооружением. Неподвижное и тяжелое, как скафандр, украшенное кружевом, с 11 пуговицами (без нашивок) из каменьев и жемчуга, одеяние как бы «монумента — лизировалось». Эта выпуклая объемная ткань послужила вышивальщицам образцом для подражания шитья аксамичного (отчего и название «аксамит»). На шее покоилось бобровое ожерелье, в выходах — бармы. Царское платно, как и царский становой кафтан, хранился на казенном дворе в отделении большой Казны вместе с регалиями большого наряда — Золотым крестом на золотой цепи, Шапкой Мономаховой и Диадемой (круглым ожерельем), Скипетром, Яблоком золотым с крестом — Державой и т. п.
Каждый из этих предметов подвергнут декоративной обработке, особенность которой заключается в их золотом убранстве. Эта реальная и единственная форма бессмертия материального предмета, знакомая большинству народов, с особой силой проявилась в христианизированной Руси. Она как успокоительная сила, как первый охранитель бережно запаковывает драгоценные иконы в броню золотого оклада. Сама драгоценность письма иконы, естественно ценимая, не хоронилась, но укрывалась и оберегалась, как языческий оберег хранил дом и все, что дорого было человеку. Это охранение и «система оклада» господствовали, как правило, и во всей пышной и богатой декорации придворного и церковного быта. Она совпадала с древней традицией оберегов, с его орнаментальным охранительным покрывалом, наброшенным на все близкое и дорогое. И оклад драгоценной книги, и оклад церковного потира и наконец, оклад одежды — драгоценного охранителя царственной особы и ее близких. Единство средств и способов декорации соединяло весь предметный мир как придворного, так и церковного быта, спускался в боярские хоромы. Эта же система мышления объединяла и крестьянское жилище в резьбе деревянных предметов, в господстве «убранной челноком» ткани укрывающей в равной мере дом и людей.
Единство стилевого восприятия было обеспечено скрупулезностью, с которой «обряжался» каждый предмет, каждая деталь, в убранстве которой вмещалось значение самостоятельности предмета. Пуговица — маленькая часть от целого — в единственном числе представляла законченное произведение искусства, усилиями мастеров сотворенное по правилам и не меняющимся в масштабе. И скань, и чернь, и финифть, и золотое литье — все, исполненное значения в одной маленькой доле целого, превращало это ЦЕЛОЕ в «оркестровый» единый декоративный организм.
На чурилушке одежица снарядная:
На головке шапка мурманка —
золотой вершок,
На ногах сапоженьки — зелен сафьян,
Прядечки серебряны, шпеньки злаченые, На плечах могучих кунья шубонька Что одна ли строчка чиста серебра,
А другая строчка красна золота,
Петельки прошиваны шелковые,
Пуговки положены злаченые,
Да во тех во пуговках шелковых Вплетено покрасней по девушке,
А во тех во пуговках злаченых Вливано по доброму по молодцу,
Как застегнутся, так и обоймутся,
Как порастегнутся — и поцелуются[56].
Мужская одежда. В домашней обстановке мужчина обладал «деятельной» одеждой: сорочкой — глухой и зипуном — верхним распашным кафтаном, доходившем до колен и даже выше. Полотняные сорочки, как и все одежды,— прямополотнищные, с клиновыми надставками, тщательно обработанными в швах червчатой тафтою, с тафтяными ластовицами, нашивками для пуговиц, подшитые тафтою… «У боярина Богдана Вельского было четыре сорочки тафтягные червчатые и белые, и на них по вороту и на мышках и на прорехах находилось 373 жемчужные зерна, укрепленные на серебряных спнях…»[57].
Пристяжное ожерелье из атласа или бархата расшивалось в соответствии со значением выхода. Сорочка опоясывалась и одевалась на порты с широким шагом, собранные сзади и спереди на пояс — гашник и заправленные в мягкую обувь. На сорочку одевали зипун — удобный короткий кафтан, летом на холодной подкладке, а зимой—на меховой, с петлицами и пуговицами числом 10 — 14, со стоячим пристяжным воротником, который в соответствии со значением можно было переменить. Назывался воротник обнизью,— от множества расшитых на нем жемчужин. Становой кафтан, или ферязь, являл следующий слой
одежды без воротника, более обширной и длинной чем зипун, с нашивками и завязками, украшенными ворворками золотыми и жемчужными кистями. Края одежды и полы обшивались кружевом — родом широкой каймы в значительных случаях украшенной дробницами.
В зависимости от ткани могло возникнуть и новое название, что и случилось, когда ферязь изготовили из АРМЯЧИНЫ верблю — жей шерсти и поименовали ее армяком (как штаны, изготовленные из джинсовой ткани, поименовались джинсами; плащ из пропитки — болоньей и т. д.).
Отличием ферязи от других одеяний были ЗАВЯЗКИ вместо пуговиц и умеренной длины рукава. Ферязь была средней одеждой, которая подразумевала следующую, более «полную», одеваемую третьей. Одеянием подкроенным (в современном значении этого слова) был кафтан становой, с нашивками и петлями на пуговицах, из дорогих тканей и при поясе. Возможно, что это было не без иностранного влияния, ибо из записей следует, что царь Федор Алексеевич (1776) упразднил старый русский костюм и ввел иностранный — польский. А за полгода до этого царь Алексей Михайлович строго повелел «…Чтобы иноземских немецких и иных извычаев не пернимали, волосов у себя на голове на постригали, також и платья, кафтанов и шапок с иноземских образцов не носили… а кто объявится на людях и учнет платье носить с иноземского образца… тем и от великого Государя быть в опале…»*.
Но кафтан был уже определенным компромиссом, ибо предполагал выявить строение формы тела, «определение» стана и опоясывание как великое удобство. Его декорация придерживалась традиционных правил, и в этом отношении крамола не выпирала особенно. Кафтаны получали поименование ЕЗДОВЫХ и были творены из богатых плотных тканей — бархата и атласа на атласной подпушке. Нашивки с пуговицами от 11 до 22. Кружева не было, но были особые… « на груди и на прорехах нашиты 20 гнезд львы серебряны золочены». Нашивались и АЛА — МЫ — большие металлические аппликации с каменьями. Ездовые кафтаны были не столько дорожным платьем, сколько парадным для выездов «на глаза народу». Поверхность кафтана иногда простегивалась на бумаге, вероятно, опять не обошлось без некоторого западничества.
Третьей одеждой — самой верхней — был ОПАШЕНЬ (как и в венской одежде), длиннополый, длиннорукавный (с глубоким запахом пол друг на друга), навершие всех одеяний. Отличие — в застежке и КРУЖЕВЕ. Нашивка с пуговицами и петлями, всегда с кистями и жемчужными ворворками (закрепками).
В подоле с боков прорехи; подкладка и подпушка ФАРАУЗНАЯ — мохнатый шелк или шерсть (плюш). Кованое золотное или серебряное окружение и отложной воротник — ожерелье атласное или фараузное.
Поставленный на мех опашень назывался шубою и был подбит соболями, песцами, куницей, горностаем или лисой, с длинными рукавами с открытыми проймами для продевания рук. Ожерелье бобровое, как и подпушка. Шубы были столовые — белые, таф — товые на легком меху,— одеваемые к столу; санные и ездовые. При свадебном обряде одевали шубу РУССКУЮ, «заметав полы назад за плеча»*.
К каждому выезду и погоде полагалась специальная одежда — КЕБЕНЯКУ. Опашень без подкладки (в «один ряд»), не пропускающий дождь и на крюках и кольцах вместо застежки. И ЕПАНЧА — «тафтяная олихве — ная», пропитанная олифой, суконная, склеенная вдвое (такая епанча Петра I хранится в Эрмитаже).
В домашнем быту упоминается и сарафа — нец, или сарафан, по-видимому, своего рода зипун… «В 1634 году царь ходил к празднику
в Чудов монастырь в опашне и в сарафане — дороги яриный цвет с вишневой обнизью»[58]. «В 1644 г. ноября 25 или 27 слушал вечерню и всеношную у Рождества Богородицы в сара — фанце теплом с обнизью…»[59].
ЧУГА — ездовое и воинское платье — кафтан с застежками,— прилаженное в масштабе к росту и возможностям движения и поэтому в объеме меньше других, помимо петлиц и пуговиц были отдельные украшения — бляхи на груди и на плечах. Ее опоясывали и носили с перевязью и украшающими знаками отличия — орлами, что придавало ей униформенное значение.
Служилая одежда. В начале XVII века понадобилось сменить служилое придворное платье на форму для новой почетной царской охраны, постановили «одеть РЫНДОВ» в подобающее платье, ив 1613 году были «покупаны в городских рядах различные предметы этого наряда. Шапки песцовые белые, камка белая на кафтаны, серебро волоченое на нашивки к кафтанам и завязки к ферезеям. Белая меши — на на сапоги, горностайная опушка на терлики, кошачьи исподы под песцовые шапки, шелк белый на завязки к рындиным ферезе — ям»[60].
В 1640 году в казне хранились «платья РЫНДОВЫ — четыре шубы горноставы под камкою белого, четыре терлика камчаты белы, камка индийска… четыре кушака кизилбаш- ских полосы золоты с шелки розовых цветов. Четыре шапки рысьих, четыре песцовых белых. Десятеры сапоги сафьянные белы… »
Фантастически красивые, полные экзотики, одеяния рынд, при топорах и алебардах, с золотыми цепями на груди, представляли более чем внушительное обрамление царского места.
Упомянутый ТЕРЛИК, носимый при Иване Грозном, походил на одеяние иранцев — кафтан однобортный с короткими рукавами. В свадебных обрядах в терликах золотых на соболях и в шапках черных лисьих шествовали перед невестою свечники, ко — ровайники и фонарники, люди стольничьего чина, как было на свадьбе царя Михаила Федоровича в 1626 году»*.
Таким образом, строго разграниченные по названию, одежды отличались друг от друга масштабом, тканью, подкладками, нашивками и пуговицами. Эстетическое познавалось в украшении. Многослойность одежды в 80-х годах XVII века является главным критерием понятия КРАСИВОГО.
Перемена платья — особый ритуал. Перемены платья как во время обедов, приемов, так и во время передвижения составляли особый ритуал. «В 1677 году Июня 15, совершая богомолье, в Новодевичьем монастыре был царь Федор Алексеевич в "ферезее объярь зо — лотная по рудожелтой земле травы золоты и серебряны. Кафтан ездовой объярь середря — на с золотыми травами, зипун тафта бела; шапка бела червчат с запаны. В том он шел до земляного города, а у земляного города царь — государь переменял ферезею золотную и надел ферезею объярь бела струя серебряна, в которой и шел полем до монастыря, а у монастыря снова надел золотую ферезею и в том платье слушал вечерню"»**.
В описаниях одежд, подаваемых на выезд Алексея Михайловича в 1653 году к смотру его войск не Девичье Поле, опись платьев, которые ему пожаловали, характеризует пристрастия и привязанности в искусстве одеваться того времени.
«ЗИПУНЫ:
Объярь серебряна травки золоты.
Тоже объярь травы разных цветов пуло — вицы обнизаны жемчугом Камка Кизылбаш — ская золотная травы серебряны — пуговицы те же и того 10 зипунов и все разные.
К зипуну подавали ОБНИЗЬ — стоячий воротник.
* И. Е. Забелин, там же, с. 461. ** И. Е. Забелин, там же, с. 482.
БОЛЬШАЯ — бархат червчат двоеморх, обнизано жемчугом болыни Гурмыцким с изумруды, морхи обнизаны скатным жемчугом мелким.
Бархат рудожелт двоеморх с лазоревыми яхонты, обнизано жемчугом большим Гур — мыцким зерны… »
Всего шесть разных воротников.
На зипун одевалась чуга —род военного мундира:
«Без ожерелья — воротник у зипуна бархат червчат двоеморх с орлами подпушка объярь по серебряной земле травы золотые; круживо кованое серебряное широкое, три пуговицы золотые с каменьями, нашивка, в четырех местах жемчуг с каменьем яхонты червчаты, лалы изумруда. Перевязь — цепь алмазная с амагильго золотой. Пояс большой тесьма серебряна. При нем нож булатный черек раковинный насечен золотом, ножны оправлены золотом с каменьями».
И так 15 одежд из разных тканей с дорогим убранством…
«ФЕРЕЗИ ездовые — зуфь бела подпушка участок золотой. Образцы низаны жемчугом с каменьями по черному бархату, завязки и кисти золотные ворворки большой жемчуг-
Числом 13.
ШТАНЫ. Камка кизылбашская по мелин — ной земле.
Камка кизылыбашская по брусничной земле полосы золоты и серебряны с шолки.
ШАПКА. Бархат червчат двоеморкол соболий обнизана вся жемчугом с эапаною.
Она же с крестом алмазным.
И так далее число 12.
РУКАВИЦЫ. Ролдужные запястье шито золотом по червчатому атласу. Перщатые с бахромами (с пальцами)
И т. д. число 7.
ОБУВЬ ИЧЕТЫГИ и башмаки сафьян желт новы.
ПОДВЯЗКИ тесьмы золото с серебром пряжи и наконечники серебряны золочены с чернью гладкие».
Таков — перечень переодевания царя во время двухдневного смотра войск. Если взять современный чемодан поклонницы (или поклонника) моды и перечислить с таким усердием, то в числе одеяний вряд ли окажется большой разрыв.
Даже у современников российского царя — его «коллег» по европейским престолам перечень сундуков, попавших во вражеские руки во время сражений, не будет отличаться чем-либо существенным.
В средневековой Руси монастырский быт и церковное богослужение тесным образом переплелись с светской жизнью. И последняя в своей организации — как бытовой, так и (главным образом) внешней — использовала опыт церковного декоративного воздействия на зрителя как средство завоевания авторитарного превосходства. Ослепительное богатство церковного ритуала, блестящего золотом, серебром и драгоценными камнями, было целиком перенесено в мирскую жизнь, усилено и умножено в возможностях царедворцев. Таинство церковных обрядов переместилось в иерархию выходов, в многоступенчатость любого мирского действа, а светская власть уподоблялась Божественной. Ритуал обрастал драгоценной оболочкой, личность царя возвышалась и огораживалась, торжественность декорации поднималась до литургического звучания. А национальное свойство ума, направленное к украшению любого предмета, не мыслящее себе жизни без узорочья, способствовало возведению здания декоративности как мощного источника эстетического наслаждения.