Огромным достижением реформы женской одежды было принятие костюма. В первоначальной форме он появился уже около 1890 г. п благодаря своей практичности стал одним из основных женских туалетов. Его шили как из дешевых, так и из дорогих тканей. На многие положительные стороны костюма обратили свое внимание реформаторы женской одежды. Например, когда в начале XX в. задумались над реформой повседневной одежды для работающих женщин, X. ван де Вельде, стремясь унифицировать и их выходную одежду, поддержал форму костюма, состоящего из трех частей: блузки, жакета и юбки. Костюм получил энергичную поддержку в швейной промышленности, где он постепенно обрел традиционные черты и лучше всего удавался при массовом производстве. Так, наконец, совпали интересы производителей и потребителей.
61. Костюм повседневный. Рис. Мехоффера |
Костюм первых лет XX в. доходил до земли и был очень -> фантазийным и богато декорированным (ил. 61, 62). Он i остоял из жакета, юбки, блузки, жилета и декоратив пою болеро. Иногда полагалась пелерина, надевавшаяся па жакет или притачанная по трлопппе. Жакеты напоминали мужские фраки, к которым добавили карманы. В резуль — I in жакеты стали похожи на удлиненные лифы с басками. Ьыли они до бедер и короче.
У некоторых делали баски либо оформляли полочки, как у мужских тужурок. Юбки, облегающие бедра и сильно расклешенные, имели очень сложный крой. Низ был отделан воланами, скроенными в соответствии с задуманной формой. Иногда делались складки, застроченные сверху до коленей, расходящиеся книзу и раскладывающиеся по земле. Кроме укрепляющей подкладки, юбки имели еще корсет шириной 30 см, обхватывающий бедра. На рауты, концерты и five o’clock[17] надевали шелковые юбки из мягких тканей, отделанные вставками из «паутинки» и кружевом. Весенние и спортивные костюмы делали из мягкой английской ткани, называемой double face (двусторонней), гладкой сверху, а снизу в клетку, без т. Костюм с рукавами «жиго», подкладки. Та же клетчатая
шляпа, лежащая на голове, и чер — _ _
ные чулки к светлому костюму, ткань служила отделкой лифа,
конец XIX в. рукавов и самой юбки. Дорож
ные костюмы делали из этой ткани клетчатой стороной наружу. Английские костюмы, так называемые tailor made, которые носили в дождливые дни, имели богатую отделку в виде воланов, кружева и меха. Летние костюмы для визитов шили из индийских фуляров в мелкий рубчик, из кашемировых фуляров красного и желто-красного цвета, а также из шелковых французских тканей в мелкий рисунок более темного тона, чем ткань.