КУЛЬТУРА И БЫТ АНГЛИИ XVIII в

XVIII в. — век возникновения и развития течения в Евро­пе, основанного на убеждении в решающей роли разума (в его борьбе с суевериями) и науки. В Англии идеи просвеще­ния охватили науку, политику, искусство, литературу; зарож­дается движение, получившее название «Просвещение».

Свой долг просветители Англии видели в воспитании человека в духе буржуазных идей и в укреплении завоева­ний революции.

Архитектуре Англии XVIII в. была присуща связь при­родной и городской среды.

Основоположник реализма и английской живописи — художник Уильям Хогарт, оставивший заметный след в исто­рии живописи. Ему удается полностью раскрыть сущность темы путем создания серии картин по избранной теме. На­пример, порокам общества посвящена серия его картин «Модный брак», «Карьера мота», «Карьера проститутки», «Прилежание и леность». Портреты художника-портретиста Джошуа Рейнолда подобны историческим картинам, им же выполненным в форме аллегории. Портретист Томас Гейнс­боро — один из создателей английского пейзажа.

Английский писатель Даниэль Дефо («Робинзон Кру­зо») — основоположник европейского просветительского романа. Литературе и искусству в целом была присуща сентиментальность. Еще в XVII в. в Англии зарождается национальный костюм, но окончательно в костюме он побеждает в конце XVIII в. Английский костюм развива­ется в условиях классицизма — английские моды были

Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О

связаны с культом чувств, простоты, желанием подчерк­нуть близость к природе.

Проникнув в Европу, английская мода принимается толь­ко в среде крупной буржуазии и дворянской молодежи, но уже вскоре под влиянием английской моды костюмы высше­го общества (двора) претерпевают разительные перемены.

Основными и любимыми занятиями мужчин были охо­та и верховые прогулки. Одежду отличала практичность. Моду создают поместные дворяне. Костюм соответствовал роду занятий и образу жизни.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

В костюме заметна тенденция к деловому образу жиз­ни, соответствию естественным формам тела.

Нижнее белье. На смену непрактичным белым чулкам приходят модные гетры (из плотной ткани или тонкой кожи) со штрипками на пуговицах.

Нижняя одежда. Мужчины надевали рубашку, удобные замшевые штаны.

На смену жилету пришел камзол — декоративный и длинный.

Поверх надевали в меру узкий и в меру свободный фрак со скошенными полами. Покрой и силуэт фрака обеспечи­вают его владельцу свободу движений.

Верхняя одежда. В моде появляется редингот (на осно­ве фрака) с прямоугольным вырезом и широкими обшла­гами. Это одежда, первоначально задуманная для верховой езды, понравившись, становится повседневной одеждой — теплой и удобной.

Цвета. В летней одежде преобладали светлые гладкие цветовые сочетания. В другое время года цветовая гамма состоит из коричневых (желтых), фиолетовых, оливковых, серых тканей.

Ткани. Англичане отдавали предпочтение практичным тканям: шерсть, сукно.

Головной убор. Мужчины носили широкополые шляпы, которые так и называли английскими.

Прическа. В моде простая, имеющая вид свободно па­дающих волос прическа. Исчезают парики и хвосты. Воло­сы уже не пудрят.

Украшения. Украшений и чрезмерной декоративности в костюме не было. Отсутствует пышная орнаментация.

Обувь. В моде кожаные жокейские сапоги — высокие, черные, с желтыми отворотами.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Как и мужчины, английские дамы пытались придать практичность своей одежде. Но одежды двора еще на про­тяжении нескольких лет, уже после Великой французской революции, не желали прощаться с полюбившимися им аристократическими деталями одежды (корсет, кринолин, громадные прически, туфли на каблуках). Приблизитель­но в 50—60-х гг. в Англии изобретают шарнирные фижмы. Локтями (сжимая) можно регулировать объем юбки. Но вскоре (80-е гг.) фижмы выходят из моды. На каркасе ос­тается только верхняя часть лифа.

Нижняя одежда. Платье со свободным на каркасе в верхней его части лифом, вырез которого закрывался на­грудной косынкой, края которой закладывались в вырез лифа.

Рукава платья были длинными и узкими.

Для платья такого типа характерна прежде всего мяг­кость линий, так как в это время жесткие каркасы, фиж­мы выходят из употребления.

Цвета. Цветовая гамма женских одежд полностью соот­ветствовала цветовым сочетаниям мужского костюма.

Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О

Ткани. В летней одежде преобладали легкие хлопчато­бумажные и шелковые ткани.

В остальное время года носили одежды из сукна и шерсти.

Головной убор. Женщины носят шляпы, чепцы.

Прическа. Исчезают напудренные парики и букли, при­ческа упростилась, сделалась ниже.

Украшения. Исчезает пышная орнаментация. Ткани иногда украшаются мелким растительным узором.

Дополнения. В костюме широко используются (в связи с семейно-хозяйственным образом жизни) передники, на­плечные и нагрудные косынки.

Зимой женщины прячут руки в меховые муфты.

Обувь. Широко распространена обувь на низком каб­луке.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.