КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ

Само слово Рим в древнем мире ассоциировалось с ве­личием и славой, воинской доблестью и богатством. Со всего света устремлялось в Рим бесчисленное множество иноземцев-путешественников, ученых, художников, по­пов и искателей сокровищ. Недаром возникла поговорка:

«Все дороги ведут в Рим». Рим в период своего расцвета получил название «вечный город».

Рим — центр великой державы, с мощными крепостны­ми стенами, красивыми храмами и домами на крепком фундаменте из камня. В Риме сооружена главная подзем­ная канализационная труба — великая клоака, которая служит «вечному городу» и по сегодняшний день. Свежая вода подавалась в город с холмов по акведукам, из которых она текла по свинцовым трубам, которые вели к уличным фонтанам, подавалась в дома.

Римляне, они и сами это признавали, были людьми

практичными.

Римская культура формировалась и крепла, впитывая самые различные веяния, но прежде всего греческие. Гре­ки были изумительно одаренным народом.

Война" неотъемлемая часть римского образа жизни. Войны постоянны, периоды мира редки и кратки. Римское государств о — могущественная рабовладельческая держа­ва, изнутри раздираемая жестокой борьбой за власть между

аристократами.

Мифы (повествования о богах) у римлян не получили такого развития, как у греков, уступив место историческим преданиям, а особенно истории римских войн.

Римская религия отличалась своеобразием. Большая роль отводится, божествам, как покровителям домашнего очага.

Для знакомства с греческой культурой большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов статуй и картин. Эти произведения выставлялись в храмах и на городских площадях и служили образцами для римских мастеров. Многочисленные ряды деятелей римской культу­ры пополнялись за счет образованных рабов-греков и рабов других завоеванных стран. Итак, поэты, философы, юрис­ты, ораторы, художники, архитекторы, врачи, учителя в подавляющем большинстве были римлянами.

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ

Молодые аристократы усваивали все науки, преподава­емые в Греции, и это считалось обязательным.

В Риме формируется латинский литературный язык. Наивысшего развития достигает искусство политическо­го и судебного красноречия — риторика. Всему миру из­вестны имена: Гай Юлий Цезарь, прославившийся своими историческими произведениями; Марк Тулий Цицерон — известный оратор и писатель, изложивший основы учения Платона; Тит Лукреций Кар — выдающийся мыслитель — материалист, писавший о происхождении вселенной без вмешательства богов.

Создается новый литературный жанр чисто римского происхождения — сатира.

Неправильно думать, что римляне все переняли у греков, не создав ничего своего. Своей прямоугольной формой и использованием портиков римские храмы напоминали гре­ческие, но воздвигались на подиумах — прямоугольных платформах с лестницей, и были куда грандиознее. В стро­ительстве тогда использовали главным образом мягкий вул­канический туф. Мрамор и обоженный кирпич стали ис­пользовать позднее. Римские строители изобрели новый строительный материал — бетон, что преобразовало всю ан­тичную архитектуру. Сооружаются здания общественного назначения: храмы, ипподромы, амфитеатры, бани, базили­ки’, первый театр на 1700 мест.

Также строились загородные виллы и роскошные особ­няки для богатых римлян и многоэтажные жилые дома для бедноты. Улицы были вымощены камнем и для поддержа­ния чистоты строились со сточными канавами.

Великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров, украшались площади и цен­тральные улицы города.

‘ Базилика — здание прямоугольной формы, предназначенное для су­дебных заседаний, торговых операций, народных собраний.

История костюма

2. МУЖСКОЙ костюм

В Риме были более суровые климатические условия, не­жели в Греции, что требовало сравнительно теплых и за­крытых одежд. Римский костюм не позволял быстро дви­гаться, исключение составлял костюм военного. Верхом изящества считались размеренность в движениях, даже не­которая театральность в поведении; медлительность в по­ходке; безукоризненность в костюме.

Эстетический идеал. Римляне — суровые, мужественные, физически сильные, выносливые, легко приспосабливаю­щиеся люди. Основными чертами эстетического иде&ча яв­ляются строгость и простота во всем. Культа прекрасного человеческого тела не существовало.

Нижняя одежда. Нижней (позже она стала и домашней) одеждой римлян была туника. По покрою она была сходна с греческим хитоном. Туника представляла собой рубаху с круглым или квадратным вырезом горловины с рукавами различной длины, а иногда и без них. Туники различались подлине и ширине изделия, а также длиной и шириной ру­кавов. Неширокая туника длиной до икр и с короткими ру­кавами подвязывалась поясом — это классический вариант (рис. 15).

Туника представляла накладной вид одежды: она сши­валась по плечам и надевалась через голову.

Принадлежностью высших должностных лиц была ту­ника с широкой полосой посередине на груди и спине. Такая туника была длиннее обычной, и носили ее сенато­ры. Всадники носили тунику с одной или двумя узкими вертикальными полосами — юшвусами, спускавшимися по всей длине полотнища.

В непогоду и холодное время года римляне надевали не одну тунику, а несколько. Даже неприличным считалось появляться на улице в одной тунике. Известно, что импе-

ратор Август носил сразу четыре туники. Количество надеваемых туник говорило о материальном достатке владельца.

Рис. 15. Туника — нижняя одежда древних римлян

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ

Верхняя одежда. Тога — национальная одежда Рим­ской империи, которая явля­лась тяжелой верхней одеж­дой. Тога — не просто одежда, она еще являлась и символом зрелости: надевая тогу, мо­лодой человек получал пра­ва римского гражданина. «Владыки мира — народ, одетый в тоги», — писал римский поэт Вергилий. Она (рис. 16) — это еще и символ принадлежности к Римской империи. Иност­ранцы, изгнанники и рабы не имели права носить тогу. Тога являлась официальной одеждой, ношение которой вменялось в обязанность. Об образовании и культуре владельца судили по слож­ной драпировке тоги. Тога — кусок ткани (6 х 1,8) прямо­угольной, полукруглой или эллипсовидной формы, скла­дывающийся вдвое и окуты­вающий фигуру. Судя по размерам, драпироваться в

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ

нее было непростым занятием, поэтому эту работу обыч­но выполняли рабы. Таким же важным предметом обуче­ния, как и риторика, был способ ношения тоги. Занимаясь своим туалетом и отрабатывая величественные и плавные позы и жесты, римляне, бывало, не один час проводили перед зеркалом. По четыре часа у зеркала проводил перед выступлением известный в свое время оратор Гортензий. Величественная, но неудобная, стесняющая движения тога в дальнейшем сохраняется только как парадный (граждан­ский) костюм, а повседневной становится легкий плащ, близкий к греческой хламиде, — лацерна.

Способов драпировки тоги было несколько, вот один из них: сначала тога складывается таким образом, чтобы верхняя ее часть была уже нижней. Потом на левое пле­чо со спины набрасывали такую часть ткани, чтобы край ее спускался до пола. Таким образом получались закры­тыми левое плечо и левая часть всей фигуры. Оставшую­ся сзади ткань, закрывая спину, пропускали под правой рукой вперед. Сбоку под рукой, где-то па уровне талии, тогу перекручивали внутренней стороной наверх. В ре­зультате получался жгут, который носил название балте — ус. Его крепили к поясу туники. Далее тогу укладывали в красивые полукруглые складки, спуская их до уровня ко­леней. Остаток ткани опять через левое плечо перебрасы­вали таким образом, чтобы ее конец, закрывая левую руку, был спущенным почти до земли. Для придания кра­сивой и устойчивой формы складкам по краю тоги заши­вали кусочки свинца. В заключение первый левый конец тоги подтягивали вверх, свешивая его полукруглой склад­кой над ранее уложенными.

Можно себе представить, насколько трудоемким и утомительным был процесс драпировки. Итак, неудиви­тельно, что в дальнейшем предпочтение отдается лацерне.

о———————- История костюма

Лацерна — плащ длиной до колен, прямоугольной формы, складывающийся у шеи.

Цвета. Красота тоги заключалась в ее белизне. Парад­ным и почитаемым цветом был белый. Но в костюмах ча­сто сочетались яркие ткани: пурпурные, коричневые, жел­тые, фиолетовые, красные. Выражением души ее владель­ца была туника. Так, страдание символизировала туника оранжевого цвета. На груди сенатора была очень широкая полоса красного цвета.

Ткани. Ткани вырабатывались вручную. Одежды изготав­ливались из шерсти и полотна. Позже с Востока в Рим завез­ли дорогие восточные шелка (фунт шелка приравнивался по стоимости к фунту золота). Шелк был очень тонким и про­зрачным. Наряду с шелком в одежде использовали и плотные тяжелые ткани — парчу, что в дальнейшем приводит к пере­ходу от драпированной к накладной одежде.

Головной убор. Мужчины носили головные уборы по­добные греческим. Также носили фригийский колпак и со­ломенные шляпы.

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ

Рис. 17. Прическа молодого римлянина

Прическа. Прическа была очень простой. Голову часто брили или делали прически из коротко остриженных глад­ких волос с челкой надо лбом (рис. 17). Бороды и усов римляне не но­сили. Но, следуя примеру импера­торов, оставляющих бороду и усы, некоторые начинают отращивать усы и бороду, чаще — это более зре­лые люди. Небольшие бородки и волосы завивали (рис. 18).

Косметика. Уходу за телом и внешним видом уделялось огром­ное внимание. Возможные косме­тические средства применялись ежедневно. Использовались кре-

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ

Рис. 18. Модная завивка волос и бороды в Древнем Риме

мы, душистые масла. Косметика сочеталась с общей ги­гиеной тела. Большой популярностью у мужчин и женщин пользовались бани-термы, где купались ежедневно. Раньше намыливались специально выращиваемым «мыльным де­ревом» и натирались песком, теперь же в Риме изобрете­но из золы и козьего сала первое полужидкое мыло. В ба­нях помимо купания еще делали и массаж. Это были даже не бани, а специальные клубы, куда ходили, чтобы услы­шать последние новости, поучаствовать в дискуссиях на разные темы. При банях были библиотеки, залы для за­нятий спортом. Баня — одно из любимых развлечений римлян, тем более что цена на входной билет в бани была низкой.

Украшения. Украшениями служили: круглые декоратив­ные медальоны; изящные пряжки; на четвертый палец ле­вой руки надевали перстень. Мужчины носили венки из живых листьев и цветов, на время пиршества водружали на голову венки из фиалок и плюща; полководцы-триум­фаторы носили золотые венки.

Обувь. Свободные римляне носили сандалии на тол­стой кожаной подошве с задниками на шнурках (рис. 19)

и из цветной кожи полусапоги, которые украшались золотыми и серебряными бляшками (рис. 20). Обувь отличала свободного рим­лянина от раба.

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ

Рис. 19. Древнеримские сандалии на толстой подошве с задниками на шнурках

Вообще, верхом неприличия считалось снимать обувь даже дома. Так что обувь — неотъемле­мая часть одежды всякого поря­дочного римлянина.

4. ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Одежда была строгой, свобод­ной, простой, изящной за счет драпировки.

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ

Рис. 20. Полусапожки из цветной кожи знатного римлянина

Эстетический идеал. Римской матроне должны были быть при­сущи плавность движений, мо­нументальность, а главное — ве­личественность. Она покоряла округлостью плеч, широкими бедрами, плоской грудью, золо­тистыми волосами. Культ вели­чия становился на первое место, культа красоты не существовало.

Нижняя одежда. Нижняя одеж­да римлянок состояла из двух платьев:

• Первое — нижнее — туника (рис. 21): длинная и широкая с ру­кавами или без них. Она являлась нижней рубашкой и домашней

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ

одеждой. В день венчания девушки надевали узкую тупи­ку. Туника опоясывалась поясом.

• Второе — верхнее — стола: с густой плиссированной широкой оборкой по низу. Столу носили только знатные женщины. В случае, если туника не имела рукавов, сто­ла обязательно должна была быть с очень длинными ру­кавами, и наоборот. Стола была опоясана под грудью. Верхом неприличия считалось появление в обществе без столы.

Верхняя одежда. Привилегией свободных римлянок была верхняя одежда (плащ) — палпа (рис. 22). Его иног­да надевали сразу на тунику. На праздниках голову покры­вали краем паллы, укрепляя ее фибулой. В этом случае пал^а опоясывалась.

Простые женщины носили мужской плащ — пенулу.

Цвета. В костюме преобладали яркие цвета: коричне­вый, золотисто-желтый, голубой с серым, светло-лиловый с желтым, розовато-сиреневый.

Ткани. Ткани изготавливались вручную из льна и овечь­ей шерсти. С Востока завозят дорогие тонкие и прозрач­ные шелка и более плотную и тяжелую парчу, что в даль­нейшем явится причиной перехода от драпированной к накладной одежде.

Головной убор. Женщины, как уже говорилось, покры­вали головы краем паллы или вуалью от солнца и дождя.

Прическа. В Риме высоко ценили светлые золотистые волосы. Секрет изготовления обесцвечивающего средства для волос не сохранился и до сих пор не разгадан. Кому не хватало своих волос — использовали парики.

В моду вошла завивка, да еще и с начесом, но истинно римскими являлись прически на каркасе. Прически были замысловатыми.

В римских банях рабы — виртуозы-мастера — соревно­вались в изобретательности, выполняя сложные прически.

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ

Рис 21. Туника — нижняя Рис. 22. Палла — плащ, одежда римлянки верхняя одежда свободных

римлянок

Часть II. Античный костюм —————————- О

Мастера Древнего Рима определили свой стиль. Прически от греческих отличались лаконичностью, сжатостью и раз­нообразием. Изобретательности в плетении волос можно было только позавидовать.

Вот некоторые прически:

1. Волосы, гладко причесанные с прямым пробором, заплетают в мелкие косы и укладывают на затылке.

2. Надолбом укреплялся веерообразный каркас, подоб­но русскому кокошнику (рис. 23). Сверху на каркас ровны­ми рядами укладывали локоны. Оставшиеся волосы в виде «корзиночки» укладывали на затылке.

Косметика. Косметические средства использовались в большом количестве: душистые масла, эссенции для вы­свечивания волос, пудра, крем, тушь, губная помада, румя­на, мыло.

Рабынь, занимающихся украшением лица и тела, назы­вали cosmet.

Еще с древних времен известно о существовании кос­метики двух видов:

• косметика, призванная сохранять красоту;

• косметика, способная маскировать недостатки.

Закат гигиены и косметики наступает с закатом Рим­ской империи.

Украшения. Знатные женщины носили серьги, диаде­мы, низко надвинутые и обрамляющие лоб, золотые коль­ца, жемчуг, браслеты. Бедные женщины покрывали голо­ву накидкой. Ткань для одежды украшалась вышивкой, бахромой, жемчугом, драгоценными камнями, золотыми ювелирными изделиями.

Дополнения. Грудь и талию туго стягивали плотной тка­нью (типа корсета) под туникой, пытаясь придать фигуре стройность.

Широко использовались опахала, веера, изготовленные из перьев (чаще из павлиньих).

В руках часто держали приятно освежающий (по их мнению) руки небольшой янтарный шар.

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ

Рис. 23. Сложная женская прическа на каркасе и с «корзиночкой»

Обувь. Женщины носили сандалии и башмаки из мяг­кой цветной кожи. Обувь украшалась металлическими бляшками и вышивкой.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.