Одежда, производимая фабриками в конце XIX — начале XX вв., выпускалась в небольших количествах и еще немногим отличалась от одежды, сшитой частными портными. До тех пор, пока женская одежда требовала плотного прилегания к талии, промышленность не могла приспособиться к запросам потребителей, поэтому производство платьев в большом количестве было невозможным, и лишь тогда, когда лифы перестали плотно облегать талию, промышленное производство приобрело размах; в это время было разработано такое количество стандартных моделей, что все женщины были удовлетворены предоставленным выбором [39].
Мужской костюм был приспособлен для массового производства гораздо раньше. Уже в конце XIX в. 99% мужчин в странах с развитой промышленностью носили одежду фабричного производства.
В большом количестве стали производить прежде всего те типы женской одежды, которые имели черты определенности и устойчивости: блузки, жакеты и юбки. Их можно было комбинировать различным образом, поэтому в последние годы XIX в. эти изделия так привились, что женщинам трудно стало без них обойтись. Комбинация этих изделий явилась прототипом появившегося позже монолитного костюма.
Постепенно промышленная продукция охватила и другие части женского туалета. Одежда массового производства отличалась большей тщательностью в обработке деталей и большей экономичностью, чем сшитая у ремесленников, поэтому ее апробация прошла успешно. Возникла проблема приспособления технических возможностей и принципов кроя применительно к смене тенденций моды и требованиям соответствия размеров
антропометрическим данным. Кроме того, модели, предназначенные для массового производства, должны были отличаться большей степенью простоты, чем индивидуальные. В период зарождения швейной промышленности требование следовать моде было еще столь необходимым, что в массовое производство за— пускались только те модели, которые уже привились в рамках обязательной моды.
При увеличении спроса на готовую одежду, возникшего после второй мировой войны, производство маленьких серий не могло уже удовлетворить рынок. Возникла необходимость оперировать большими стандартными сериями, а при выпуске продукции в таком количестве было уже невозможно принимать во внимание кратковременные капризы моды. Все это повлияло на смягчение ранее безоговорочной диктатуры парижских Домов моды. С тех пор модели парижских коллекций, демонстрирующиеся на показах, служат лишь направлением, указывающим на возможные перемены, и оставляют свободу выбора форм и швейной продукции, и широкому потребителю. Изменяясь из сезона в сезон, новые линии находят свое непосредственное отражение прежде всего в театре и кино. Напротив, в повседневной жизни мода уже не имеет того влияния, что раньше. «Среднюю» женщину ничто не заставит обязательно принять новинку; она выбирает только те модели, формы которых наиболее ей соответствуют. Готовая одежда тем более черпает большинство своих идей в одежде спортивного типа у американской, английской и даже итальянской и шведской моды, а если речь идет о рабочей одежде, то в советских моделях.
Как и раньше, Париж продолжает развивать и пропагандировать свою линию моды, но она уже не является непререкаемой в той степени, как это было на рубеже XIX и XX в. Развитие промышленности и производство готовой продукции проходят в таких темпах, что в недалеком будущем готовая одежда будет преобладать на рынке. Возможно, что организованный в последние годы социалистическими странами Международный конгресс промышленной моды повлияет на появление каких-то новых форм управления мировой модой, форм, убежденно отражающих самые характерные для современного человека типы одежды. Этот конгресс проводился регулярно на протяжении нескольких лет каждый год. На них представляли свои модели СССР, Венгрия, ГДР, Румыния, Болгария, Чехословакия, Польша (ил. 19).
В одном из австрийских изданий 1959 г. помещена статья, из которой мы узнали, что Internationale Modesyndikat (Международный синдикат моды) имел намерение собирать съезды дважды в году для установления генеральной линии моды для европейских стран, так как частые смены моды, вводимые Парижем, вносят хаос, и их нельзя принимать всерьез. В этот синдикат должны были войти Берлин, Вена, Рим, Цюрих и Монако.
33 |
2 Заказ № 1639
19. Модели бальных платьев, показанные на Международном конгресс» моды в Варшаве, 1956 г. |
Синдикат должен был влиять на установление определенной линии моды на большие отрезки времени. Главным образом это относилось к готовой одежде.