Эстетический идеал. Черты идеального образа древних египтян мы можем увидеть в скульптуре, рельефах и фресках: высокий рост, широкие плечи, крупные черты лица, узкие талия и бедра.
Нижняя одежда. Мужчины носили набедренную кожаную или тканевую повязку — схенти, которая была различной длины и различной формы: прямоугольная и треугольная. Она драпировалась на талии различным образом и поддерживалась поясом. Пояс являлся основой древнеегипетского костюма. Он представлял собой тонкий ремешок и лепту (кусок ткани), завязанную спереди в центре талии со спущенными роскошно-декоративными концами. У знати схенти было более изысканной формы, а иногда создавалось из тончайшей ткани разнообразь:ых расцветок. Бывало, схенти украшали плиссировкой (рис. 1). Все драпировки на схенти располагались спереди, спинка была обле-
Рис. 1. Схенти — египетская набедренная повязка: а — простое схенти; б — схенти с плиссировкой |
гающей. С набедренной повязкой, а чаще без нее мужчины носили передник. Узкий треугольный передник был различной длины и ширины, но наиболее распространенной формой передника была овальная или расширенная книзу. Декоративные элементы в переднике отсутствовали.
Цвета. Белый цвет в костюме египтян был наиболее почитаемым и считался привилегией знати. Смуглая кожа, блестящая белизна полотна на фоне желтого песка делали костюм наиболее выразительным. Простой народ использовал в своем костюме неразбеленные оттенки: желтые, кремовые. В это время черный цвет еще не имел траурной символики. Но носили одежды и ярких расцветок: голубых, красных, зеленых.
Ткани. Египет — родина льна. Ткачи Египта перерабатывали хлопок и лен, их мастерство достигает вершины совершенства: своей топкостью лен не уступал тончайшим батистам и натуральному шелку (сквозь пять слоев льняной ткани отчетливо просматривалось человеческое тело).
Одеждаюбрядового назначения шилась из кожи и меха.
Головной убор. Головной убор фараонов существенно отличался от головных уборов других сословий. Простые люди носили полосатые шапочки из кожи или грубого хлопчатобумажного холста ткани, плотно облегающего голову.
Прическа. Прически и головные уборы свидетельствовали о принадлежности человека к тому или иному классу. Древние египтяне тщательно выбривали голову и подбородок. С целью защиты от жары мужчины надевали парики из овечьей шерсти или растительных волокон, причем богатые люди надевали одновременно два парика. Социальное положение владельца угадывалось в размерах (длине и пышности) и материале бороды и парика. Мужчины пользовались искусственной бородой в форме косы,
Часть I. Искусство и костюм древнего мира —О
завитой на конце, или небольшого куба. Парики у богатых людей и членов их семей были пышнее и длиннее, чем у бедных. Их красили в разные цвета и завивали в мелкие локоны. Иногда мужчины заплетали свои волосы в короткие косички.
Косметика. Искусством грима в Египте владели мужчины. Они подкрашивали глаза, брови и губы. В древних погребениях сохранились сосуды с маслами, благовониями, мазями. Жрецы — служители храмов, занимались изготовлением косметических средств, только им были известны тайны и секреты этого искусства.
Украшения. Костюмы древних египтян украшались раз — прцветными орнаментами из параллельных полос, зигзагов растительного и геометрического характера. Етавн’ую роль в растительном орнаменте играл цветок лотоса, также использовались обобщенные рисунки камыша, пальмы, папируса. Узоры с изображениями животных — змеи, жука-ска — рабея, ястреба — украшали одежду знати.
Мужчины любили всевозможные украшения и драгоценности, следуя моде, носили изящные браслеты на руках — выше локтя и у запястья; гордостью мужчины был драгоценный перстень; особенно распространенным украшением считались скарабеи’ — жук выкладывался из драгоценных камней. Он носился на шее на шнурке.
В эпоху Нового царства обработка золотых украшений и изделий из драгоценных металлов достигла высокого мастерства тонкого рисунка.
Дополнения. Костюм дополнял богато украшенный пояс.
Обувь. Правом носить сандалии обладал только фараон! Все его подданные ходили босыми.
‘ Скарабей — навозный жук, символ плодородия и творчества. На основании того, что его яйца, заключенные в земляные шарики, выживают*,ук — рашениа в виде жука носились всеми, и они приобрели ценность амулетов.