МУЖСКОЙ КОСТЮМ. КОСТЮМ ДВОРЯН

Нижнее белье. Мужчины носили длинные чулки.

Нижняя одежда. Мужской костюм состоял из рубашки с кружевным жабо, короткого прилегающего камзола и французского двустороннего кафтана (рис. 51).

Кафтан был с прямыми, расширенными книзу за счет жесткой прокладки полами. Кафтан мог быть легким лет­ним или более плотным теплым, с отложным воротни­ком, широкими обшлагами, пристегнутыми к рукаву на три пуговицы.

Мужчины носили узкие кюлоты длиной по колено.

Верхняя одежда. Верхней одеждой служил плащ. Плащ был двусторонним и носился на обе стороны.

Цвет. Цвета костюма были яркими.

Камзол шился из небеленого холста.

Кафтан с одной стороны был темно-красным, с дру­гой — зеленым.

Одна сторона плаща была синей, другая — малиновая.

Летний кафтан и кюлоты были голубыми.

Ткани. Одежду шили из льняных, хлопчатобумажных тканей, сукна, шерсти. В Петербурге. Москве, Ярославле создаются шелковые и полозняные мануфактуры.

Кюлоты и летний кафтан шили из шелка.

Из сукна изготавливали кафтаны и плащи.

Головной убор. Наиболее распространенным головным убором была шляпа в форме треуголки.

Рис. 51. Костюм русского дворянина Петровской эпохи

Прическа. Носили удлиненные парики (до талии). Во­лосы, разделенные прямым пробором, спускаясь, прикры­вали уши. Прическа обязательно припудривалась. В моде были и белые парики с хвостиками, которые сначала свя­зывали черной бархатной или муаровой лентой. Позже хвост укладывали в специальный мешочек — «кошелек».

Косметика. Широко используется пудра для причесок.

Украшения. Нарядные пуговицы, обтянутые парчой или оплетенные серебряной нитью. Костюм богато отделыва­ется вышивкой и галуном. Серебряной гладью вышивают камзол, широкие обшлага. Плащ отделывается серебря­ным галуном.

Обувь. На ноги мужчины надевали башмаки с пряжками.

В конце 70-х г. (после смерти Петра I) мужской костюм изменяется незначительно.

Нижняя одежда. Основу костюма составляет француз­ский кафтан с прямыми, расширенными книзу полами, камзола и кюлотов.

Ткань. Строгого разграничения одежды по ее назначе­нию в то время еще не существовало, и парадный костюм отличался только качеством ткани и богатством отделки (рис. 52).

Дополнения. Дополнением к дворянскому костюму была шпага, которая крепилась на поясной портупее сле­ва под кафтаном и проглядывала в одном из разрезов каф­тана сзади; трость, часы (в кармане камзола на цепочке), перчатки, лорнет.

Домашняя одежда. В моду вошел халат — шлафрок, ко­торый, судя по названию, вероятно, сначала был одеждой для сна {нем., первая часть слова — спать, вторая — ха­лат). Его надевали поверх рубашки и кюлотов. Он даже выполняется из дорогих тканей, а сверху могут быть на­шиты орденские звезды. А в зимнее время года он подби­вается мехом.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ. КОСТЮМ ДВОРЯН

Рис. 52. Парадный дворянский костюм конца 70-х гг.

XVIII в.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ. КОСТЮМ ДВОРЯН

В 70—90-х гг. (при Екатерине П) костюм столичного дворянства становится ярким и парадным, достигает не­обычайной пышности (ив. ил. 12). Многочисленные фаво­риты царицы (Потемкин, Орловы и др.) показывали при­мер расточительству. Например, русского посла во Фран­ции, князя Куракина, называли «бриллиантовым князем». Он носил ослепительно яркий парадный костюм, сверх меры украшенный драгоценностями. В это время на Рос­сию оказывают влияние французские и английские моды.

Нижняя одежда. В русский костюм на смену кафтану окончательно входит парадный, облегающий французский и английский фрак с высоко скошенными полами, впо­следствии со стоячим воротником.

Цвет. Костюм становится ослепительно ярким. Неред­ко фрак и кюлоты были золотисто-желтого цвета, поверх надевалась синяя или красная орденская лента.

Ткань. Для одежды используют дорогие ткани. Так, фра­ки и кюлоты шьют из парчи, бархата, тяжелого шелка.

Украшения. Все богаче становятся украшения, вышив­ки. Основная отделка мужского костюма — золотое или серебряное шитье по борту и обшлагам кафтана, которое не могло быть шире 9 см. Дорогим кружевом украшаются манжеты рубашки.

Появляется, как дополнение, орденская лента.

1. ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

К сожалению, женских костюмов петровской эпохи не сохранилось.

После Петра I с целью усиления власти родовой знати на российский престол была приглашена племянница Петра I Анна Иоанновна, но членами Верховного тайно­го совета ей были поставлены условия, серьезно ограни­чивающие ее власть. Десятилетнее правление Анны

Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О

Иоанновны характеризуется бессмысленной жестокос­тью, произволом, казнокрадством. Эго время жестоких расправ и унижений человека. Анна Иоанновна была самой беспутной и сумасбродной царицей. Она любила часто ус­траивать праздники, куда приглашалось до 3 тысяч человек. Зимой, в марте, держался мороз —30°. Анне Иоанновне в голову причта бредовая идея женить своего шута (за вен­чание с католичкой князь Галицын был разжалован в шуты) на шутихе. Для этого был построен ледяной дворец. Ледяная гостиная: ледяной стол, ледяные кресла, ледяной камин, в котором горели, как настоящие, ледяные дрова, облитые нефтью. Ледяная спальня: ледяная кровать, ледя­ной пол, стены, двери. Все было подкрашено гуашью в натуральный цвет. Собрались гости, на слоне в клетке вы­возят шута и шутиху, начинается венчание. И после венча­ния их оставляют в ледяной спальне, закрывают двери, и на дверях ставят часовых. Утром еле живых их вывели из спальни. И как в наказание за содеянное Анна Иоаннов­на скончалась осенью того же года, оставив престол даль­нему родственнику.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.