МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Эстетический идеал. Черты идеального образа древних египтян мы можем увидеть в скульптуре, рельефах и фрес­ках: высокий рост, широкие плечи, крупные черты лица, узкие талия и бедра.

Нижняя одежда. Мужчины носили набедренную кожа­ную или тканевую повязку — схенти, которая была различ­ной длины и различной формы: прямоугольная и треу­гольная. Она драпировалась на талии различным образом и поддерживалась поясом. Пояс являлся основой древне­египетского костюма. Он представлял собой тонкий реме­шок и лепту (кусок ткани), завязанную спереди в центре талии со спущенными роскошно-декоративными концами. У знати схенти было более изысканной формы, а иногда со­здавалось из тончайшей ткани разнообразь:ых расцветок. Бывало, схенти украшали плиссировкой (рис. 1). Все драпи­ровки на схенти располагались спереди, спинка была обле-

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Рис. 1. Схенти — египетская набедренная повязка: а — простое схенти; б — схенти с плиссировкой

гающей. С набедренной повязкой, а чаще без нее мужчины носили передник. Узкий треугольный передник был различ­ной длины и ширины, но наиболее распространенной фор­мой передника была овальная или расширенная книзу. Де­коративные элементы в переднике отсутствовали.

Цвета. Белый цвет в костюме египтян был наиболее почитаемым и считался привилегией знати. Смуглая кожа, блестящая белизна полотна на фоне желтого песка делали костюм наиболее выразительным. Простой народ исполь­зовал в своем костюме неразбеленные оттенки: желтые, кремовые. В это время черный цвет еще не имел траурной символики. Но носили одежды и ярких расцветок: голу­бых, красных, зеленых.

Ткани. Египет — родина льна. Ткачи Египта перераба­тывали хлопок и лен, их мастерство достигает вершины совершенства: своей топкостью лен не уступал тончай­шим батистам и натуральному шелку (сквозь пять слоев льняной ткани отчетливо просматривалось человеческое тело).

Одеждаюбрядового назначения шилась из кожи и меха.

Головной убор. Головной убор фараонов существенно отличался от головных уборов других сословий. Простые люди носили полосатые шапочки из кожи или грубого хлопчатобумажного холста ткани, плотно облегающего голову.

Прическа. Прически и головные уборы свидетельство­вали о принадлежности человека к тому или иному клас­су. Древние египтяне тщательно выбривали голову и под­бородок. С целью защиты от жары мужчины надевали па­рики из овечьей шерсти или растительных волокон, причем богатые люди надевали одновременно два парика. Социальное положение владельца угадывалось в размерах (длине и пышности) и материале бороды и парика. Муж­чины пользовались искусственной бородой в форме косы,

Часть I. Искусство и костюм древнего мира —О

завитой на конце, или небольшого куба. Парики у богатых людей и членов их семей были пышнее и длиннее, чем у бедных. Их красили в разные цвета и завивали в мелкие локоны. Иногда мужчины заплетали свои волосы в корот­кие косички.

Косметика. Искусством грима в Египте владели мужчи­ны. Они подкрашивали глаза, брови и губы. В древних по­гребениях сохранились сосуды с маслами, благовониями, мазями. Жрецы — служители храмов, занимались изготов­лением косметических средств, только им были известны тайны и секреты этого искусства.

Украшения. Костюмы древних египтян украшались раз — прцветными орнаментами из параллельных полос, зигзагов растительного и геометрического характера. Етавн’ую роль в растительном орнаменте играл цветок лотоса, также ис­пользовались обобщенные рисунки камыша, пальмы, папи­руса. Узоры с изображениями животных — змеи, жука-ска — рабея, ястреба — украшали одежду знати.

Мужчины любили всевозможные украшения и драго­ценности, следуя моде, носили изящные браслеты на ру­ках — выше локтя и у запястья; гордостью мужчины был драгоценный перстень; особенно распространенным укра­шением считались скарабеи’ — жук выкладывался из дра­гоценных камней. Он носился на шее на шнурке.

В эпоху Нового царства обработка золотых украшений и изделий из драгоценных металлов достигла высокого ма­стерства тонкого рисунка.

Дополнения. Костюм дополнял богато украшенный пояс.

Обувь. Правом носить сандалии обладал только фара­он! Все его подданные ходили босыми.

‘ Скарабей — навозный жук, символ плодородия и творчества. На осно­вании того, что его яйца, заключенные в земляные шарики, выживают*,ук — рашениа в виде жука носились всеми, и они приобрели ценность амулетов.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.