В |
1973 г., после восьми лет исследований, Лодфи Заде обнародовал свой труд о возможностях изобретенной им нечеткой логи — ки6 (fuzzy logic).
Сегодня теория Л. Заде входит в число наиболее важных и перспективных изобретений XX в.
«Нечеткой» эта логика названа потому, что применяется для исследований плавных, непрерывных процессов и двусмыслен-
Рис. 6. Пример эклектичного костюма у Диора. Конец 90-х годов |
Индустрия моды создает условия, при которых черты рождающегося стиля динамично эволюционируют и сосуществуют с чертами других стилей и модами. Изменения могут происходить параллельно, под действием общей культурной среды и социальных изменений. Так было в 80-е годы XX столетия.
Сосуществуя, стили вынуждены «пересекаться», создавая прецеденты по — листилизма (например, vintage в костюме конца 90-х годов).
Можно сказать, что в XX в. создана индустрия не только моды, но и стилей, по меньшей мере в проектировании костюма.
Чем больше исторический опыт сти — леобразования, тем изысканнее нюансы создания новых стилей и сложнее процесс вычленения среди них исторически ценных «самородков».
Каждая новая мода в XX в. «примерялась» аналитиками на стиль, каждое течение рассматривалось как начало новой стилевой эпохи. Многообразие и частая сменяемость модных течений привели к глобализации отношения к этим явлениям. Оценивать стали не моды и стили, а стиль жизни человека. Таким образом, то, что раньше историки считали явлением эпохальным, в XX в. приобрело характер «непродолжительного господства», присущий модам и подчиняющийся законам формирования, свойственным большому стилю.
Если исследователи 60 — 70-х годов XX в. для описания моды рассматривали отдельные критерии (так было ных ситуаций. Она представляет собой научный аппарат, позволяющий решать задачи, не имеющие однозначных вариантов ответа «да»/«нет».
Каждый критерий в нечетком множестве может присутствовать только частично, например, характеризоваться приблизительными суждениями: «более
элегантный», «немного лучше», «самый красивый», «более теплый» и т. д., т. е. представлять собой неоднозначную оценку, предполагающую ряд промежуточных значений: «элегантнее, чем кто-то», «самый элегантный» и т. д.
принято в теории проектирования костюма), то в настоящий момент этого оказалось недостаточно, так как мода, существующая только в костюме, уже не характерна для современной культуры. Она может зародиться в дизайне интерьеров или орнаментации тканей, но затем непременно приобретет характер всеобщей тенденции, охватывающей все стороны жизни человека. Таковы современные законы создания моды и стиля — всеобщность в рамках жизни людей определенного социального слоя. Например, стиль жизни делового человека предполагает набор атрибутов, присущих специфике занятия бизнесом. Реальное совокупное предложение моды и ее продолжительность заключаются именно в распространенности идеи на все сферы, окружающие человека, т. е. в способности моды стать стилем жизни.
Дизайнеры, ориентированные на современные технологии рынка модной продукции, вынуждены не только разрабатывать несколько линий одежды, но и искать собственную нишу, предлагая «свой образ жизни». (Например, империя lifestyle by Helmut Lang, Versace, Kenzo или Prada), (рис. 7).
Если в начале XX в. талантливый портной или модельер был в состоянии приписывать себе роль законодателя моды, то к концу этого столетия влияние конкретной личности на модные тенденции стало несоизмеримо меньше.
Индустриальное развитие привело к «тиражированию» имен авторов. Многие старые авторитетные Дома
Нечеткую логику применяют при стратегическом планировании и прогнозировании ситуаций, зависящих от множества критериев. Иногда ученые используют термин «непрерывная логика», считая, что он более точно соответствует возможностям теории Лодфи Заде, так как позволяет постоянно контролировать (просчитывать) непрерывный процесс.
Первыми нечеткую логику для индустриальных целей применили специалисты Японии. В 1987 г. в городе Сендай с помощью ученых компанией Yasuno — bu была открыта первая управляемая нечеткой логикой подземка.
Позднее теорию Заде стали использовать и в других странах для экономического, политического и финансового моделирования. Уже в 1990 г. Комитет по контролю над экспортом (СОСОМ) США внес ее в список критически важных оборонных технологий, не подлежащих экспорту потенциальному противнику7.
Нечеткая логика в отличие от бинарной крайне проста для понимания, так как наи-
сотни |
более близка к представлениям человека о порядке принятия решений и процедуре рассуждений, а главное, применима для большинства жизненных ситуаций. Она использует компактный математический аппарат и не требует больших затрат времени на обработку данных, позволяя разрешать двусмысленные ситуации рациональным образом. Правительство США использовало методы нечеткой логики во время политического кризиса в Южной Африке, когда необходимо было принимать безошибочные военно-политические решения при недостатке достоверной информации. Методы нечеткой логики применялись и при моделировании выборов президента в России, в решении задач МЧС и т. д. Процедуры нечеткой логики легли в основу более |
продуктов для расчета экономических, управ — ленческих и навигационных стратегий. Модная индустрия, как известно, тоже требует большой оперативности в работе с информацией, и отношение к этой информации редко бы- |
программных
моды сегодня вынуждены придерживаться общей тенденции, диктуемой рынком, а не творческой интуиции художника.
Каждый Дом моды в сознании клиентов ассоциируется с его названием или логотипом линии, а не с именем конкретного человека, как было до конца 60-х годов. Это утверждение не противоречит распространенному представлению о культовых именах в моделировании одежды, но подобные явления стали не характерны для конца столетия. В 70-е годы XX в. началось глобальное перераспределение влияния модельеров на моду. Изменения коснулись прогнозов на предстоящие сезоны, отношения клиентов к именам Домов и атрибутам, которые могут войти в моду.
Тенденции моды к концу века стали определяться числом продаж одежды, оригинальностью и новизной дизайнерских идей, а также использованием новых технологий, характерных для промышленных компаний, запуском линий молодежной и спортивной одежды и обуви (Adidas, O’Neill, Mango и др.). В таких компаниях редко афишируется имя дизайнера. Главный аргумент, определяющий модность одежды, заключается в качестве, функциональности и современности. Тенденции моды, предлагаемые подобными компаниями, часто опережают и предопределяют предложения дизайнеров Домов, потому что они первыми используют новые материалы, ориентируются на обширную и неконсервативную аудиторию, реагируют на запросы вает однозначным. В отличие от точных дисциплин даже экспертные оценки специалистов в мире моды не лишены субъективности и размытости критериев.
Мода и стиль являются многокритериальными сложноорганизованными процессами, на которые во многом влияют условия политики, экономики, культуры и социальной сферы.
Дать однозначную оценку таким явлениям, как мода и стиль, всегда было сложно, так как эмпирические суждения, применяемые для такой оценки, не могут быть полностью объективными. Ведь одни люди находятся в контексте моды и стиля и им трудно дистанцироваться от собственного жизненного пространства, другие, наоборот, оказываются вне контекста, не могут реально воспринять ситуацию распространения конкретной моды или стиля. Как заметил еще в конце XIX в. французский архитектор и теоретик Э. Э. Виолле-ле — Дюк: «Посмотрите, <…> что произошло в XVI веке! Изучение античных искусств <…> внедрилось в умиравшее
времени, производят доступную по цене одежду.
Все перечисленное позволяет создать дизайн одежды, который в совокупности с современными материалами дает возможность подобным компаниям находиться на пике модного спроса. Значимостью брендов, объединенных в группы компаний типа LVMH, PRP Group и др. Доверие к большой сильной корпорации обеспечивает надежность имиджа принадлежащих им Домов моды и гарантирует соответствие их коллекций веяниям моды.
готическое искусство. Для современников <…> все эю должно было казаться только путаницей, анархией, а между 1ем для нас, на расстоянии, эта французская архитектура XVI века имеет значение законченно! о искусства. Что бы ни делали, но в нашу эпоху совершается аналогичная работа, в которой мы не отдаем себе отчета, потому что мы находимся среди этого расцвета, и то, чю вы называете «путаницей», будет «переходом» для наших правнуков, и это создает нечто принадлежащее нашей эпохе, обладающее своим собственным характером, способное вызвать восхищение будущих поколений»9. 3ia проблема необъективности оценок исторических процессов давно известна историкам, этно! рафам и куль турологам. но теперь нечеткая логика позволяет приблизиться к ее решению.
Компании, не попавшие под категорию «законодатели моды», вынуждены следовать сложившимся тенденциям или копировать образцы моделей в измененном, более дешевом варианте.
Такие компании являются эпигонами моды и проводниками стиля, поддерживая конъюнктуру рынка продукции и «воспитывая» вкус современников.
Существование всех модных тенденции зависит от способности людей их воспринимать, потому мода, получившая распространение, всегда отражает свое время и рождается из сочетания новой идеи (дизайн, технология или материал) с элементами эсте — ки следует применить для объективной оценки стиля и моды. В данной работе предлагается использовать методы нечеткой логики для создания шкал и оценки по ним критериев, описывающих как стили, так и моды.
Естественно, можно было бы воспользоваться программой, работающей с автоматическим построением нечетких правил, и представить в книге только окончательные результаты оценки сти-
тики, преобладающими в этот момент (рис. 8,9, 11).
Почти каждый искусствовед, занимающийся академическим искусством, уверен, что в моде всегда есть элемент случайности и китча.
Так же как теоретик моды убежден, что живопись или архитектура — более консервативные искусства, чем моделирование костюма, но они вполне закономерно попадут под влияние той же моды — «китча», взяв от нее наиболее рациональные идеи.
Именно процесс рождения стиля и граница между ним и модой интересны для нас в дальнейшем.
леобразующего процесса в XX в. Но нам представляется наиболее интересным показать сам механизм распознавания стилей и создания шкал для оценки стилевых черт костюма.
Предлагаемый метод позволяет показать алгоритм рассуждений человека, принимающего решения в условиях неопределенности, но его логику мы описываем в виде действий, понятных даже компьютеру.