ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Это время создания городской культуры — светской культуры.

В Западной Европе господствовал готический стиль.

Архитектура — ведущий вид готического искусства. Стро­ительство городских кафедральных соборов (в отличие от романского, готический собор — городское сооружение) — наивысшее достижение искусства этого периода. Для го­тических соборов очень характерно стремление ввысь, ощущение особой воздушности, легкости и одухотворен­ности. Готический стиль, возникнув на основе романско­го, все же имеет очень существенные различия: в пропор­циях, интерьере, силуэте костюмов. В готическом соборе присутствуют огромные, украшенные витражами окна. В здании много света, окрашенного (благодаря витражам) в различные цвета. Создавалось впечатление, что скелет зда­ния составлен из сложной системы стрельчатых арок и опорных столбов, которые в свою очередь заполнены вит­ражами или тончайшими стенами. Собор Парижской бо­гоматери (XI—XIV вв.) — один из шедевров французской готики. Все подчиняется одной идее готики — стремлению вверх, где все прямые линии сходятся в бесконечном про­странстве у престола Господня. Возникает мода на все стройное, величавое, высокое и горделивое. Башни собо­ра высоки и полны достоинств, тонкий изящный шпил[1]

стремительно возносится ввысь. Огромная ажурная «готи­ческая роза» занимает почетное место в центре фасада.

В это время в искусстве и быту распространяются мо­тивы «розы». Роза символизирует изящество, нежность, хрупкость. Розами украшали и обеденный стол (лепестки роз разбрасывались по столу, плавали в чашках с вином). Юноши и девушки носили даже венки из роз.

Фреска, мозаика — монументальные формы живописи, вытесняются станковыми (от названия станка-мольберта, па котором закреплялся холст).

В скульптуре и живописи особо выделяется жанр портрета.

Величайшую ценность представляют великолепные образцы средневековой иконописи, витражного искусст­ва, скульптуры, книжной миниатюры. В мировой культур­ный фонд вошли шедевры средневековой литературы. Жанры средневековой литературы: рыцарские романы, поэзия трубадуров, непревзойденная «Божественная коме­дия» Данте.

В интерьере готического стиля преобладают готические вытянутые пропорции. По-прежнему немного мебели: сундуки, кресла, х-образные стулья, столы на двух боковых досках вместо ножек, кровати, поставленные па боковую сторону, «на попа», первый шкаф, поставцы для посуды.

В быту появляются новые предметы роскоши — драго­ценная посуда, пушистые ковры, завезенные крестоносца­ми с Востока.

Франция — классическая страна средневековья; Па­риж — цветок средневековья.

В период средневековья, первоначально как объедине­ние людей, профессионально занимающихся военным де­лом, складывается рыцарское сословие. Складываются определенные этические представления, такие как поня­тия чести, долга и т. д. Зарождается рыцарский этикет. Сло-

Часть III. Искусство и костюм средних веков — О

во «этикет» заимствовано из французского языка, но проис­ходит оно от греческого «этос», что означает — привычка. Вырабатывается привычка красиво ходить, прилично сидеть, вести себя за столом. Правилами этикета и требованиями хорошего тона считалось верхом невоспитанности пить и говорить с набитым ртом, есть двумя руками, обращаться с просьбой одолжить кубок, в случае если человек еще не до­пил (кубок стал выдаваться на двоих). Образованным, куль­турным людям не позволялось громко смеяться, класть ногу на ногу, резко размахивать руками — жестикулировать.

Новая рыцарская культура влечет за собой зарожде­ние неизвестной древнему миру формы поклонения женщине — культ Прекрасной дамы. Начинает процве­тать любовная лирика. Например, роман об удивитель­ной любви Тристана и Изольды. Сюжет романа заклю­чается в следующем: Тристан, увидев волос Изольды, который приносит ему ласточка, воспылал к ней пла­менными чувствами.

Рыцарская культура явилась выражением новых эстети­ческих идеалов, отразившихся как в женской, так и в муж­ской моде.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.