Обувь 1980-1990 годов

В 80-х годах быть модным означало быть успешным. Светская публика тех лет шиковала на раутах в костюмах от знаменитых кутюрье, расшитых переливающимися лейблами модных домов. Одним из главных символов престижа у мужчин были лоаферы от Gucci с логотипом в виде двойного «G», отделанные красно-зелёной лентой. Таким наглядным способом бизнесмены демонстрировали свой высокий социальный статус.

Растущая популярность джоггинга стимулировала развитие спортивной моды. Её законодателями стали Adidas, Puma, Nike, Fila и Reebok, каждый сезон предлагавшие новые коллекции. В результате кроссовки стали использовать не только для бега и занятий спортом, но и в повседневной жизни. И мужчины и женщины стали надевать их даже с деловыми костюмами. На это десятилетие пришёлся и объём феминисткого движения. Женщины в платьях и костюмах с квадратными подплечниками, встав на шпильки, решили бороться за свои права. Согласно рекламе того времени шпильки являлись ключом к успешной карьере. Обувной дизайнер Маноло Бланик расширил это понятие до главного атрибута сексуальности. Он вдохнул в каблуки экстравагантность и гламур, обвил ногу тонкими ремешками и украсил носок туфель красивыми аппликациями. В августа 1988 года журнал Observer писал: «Если Кристиан Лакруа – интеллект и юмор моды, то Маноло Бланик – её каблуки и душа». А молодёжь продолжала бунтовать против общепринятых лодочек и классических костюмов. Символом эпатажа стали ботинки Dr. Martens. Их носили представители всех молодёжных движений, правда, скинхеды предпочитали агрессивный красный цвет, чтобы отличаться от безобидных панков или жизнерадостных хиппи. Первыми вывели ботинки Dr. Martens на подиумы японские дизайнеры Йоджи Ямамото и Реи Кавакубо. После чего скинхедовские ботинки прочно вошли в жизнь как отвязных студентов, так и романтичных барышень. В модных коллекциях вновь начали появляться шелка, бархат и бриллианты. Публика соскучилась по роскоши и гламуру. Однако дизайнерам пришлось искать новые пути интерпретации былого шёлка, и главными ориентирами моды стали экология и этнографический стиль щедро разбавленные уличной символикой молодёжных субкультур. Пробковые сандалии от Birkenstock и туфли из натуральной кожи, позволяющие ногам дышать, стали главным трендом обувной индустрии. Бум на открытую и лёгкую обувь заставлял магазины устраивать распродажи армейских ботинок с тяжёлой подошвой и свинцовыми носами. По улицам запорхали юные модницы в противовес грузно вышагивающим неформалам в Dr. Martens [7].

Уставшее от анархии человечество получило в качестве наказания за грехи СПИД и успокоилось. Следующее десятилетие стало эпохой консервативных ценностей – крепкая семья, престижная работа, дорогой отдых… До биржевого краха 1987 года покупательная способность населения росла, а дизайнеры вводили в свои коллекции черты респектабельной роскоши. Начав с простых чёрных лодочек для деловой женщины, к середине декады они уже украшали свои изделия драгоценными камнями, пышными бантами и затейливой вышивкой. Поколение яппи уважало слегка трансформированную классику и блеск благородных металлов. Фурнитура стала притягивать к себе всё больше внимания (особенно гигантскими размерами пряжек), а яркие, открытые цвета постепенно вернулись в моду. Обувь, равно как и остальные аксессуары, разделилась на повседневную и вечернюю. Каблуки дневных женских туфель неуклонно снижали свою высоту, пока к концу декады не превратились в совершенно плоскую подошву модели «балерина». В то же время дополнения к ночным туалетам всё больше начинают напоминать довоенные 30-е годы – открытые босоножки на супервысоких каблуках-столбиках и плоские сумки, которые принято носить под мышкой, усеяны блёстками и хольнитенами. Французские Дома мод терпят фиаско – круг царственных клиентов всё больше сужается, и возникает необходимость развивать побочные линии производства косметики, аксессуаров и готовой одежды. Конец десятилетия отмечен интенсивным ростом количества лицензионных марок – по схеме, которую первым отработал Пьер Карден ещё в 60-х годах. Лицензирование и франчайзинг делают некогда эксклюзивную продукцию доступной практически всему миру – корнеры знаменитых дизайнеров открываются в крупных универмагах, и купить туфельки от Валентино, к примеру, можно так же легко, как щётку для мытья посуды. Для продвижения товаров на рынок компании делают упор на имиджевую рекламу с участием звёзд рекламы и Голливуда – так появляются «фирменные» туфли Мадонны, лодочки Тины Тёрнер, мокасины Майкла Джексона, накрепко связанные в сознании обывателя с образом самого артиста. Война за лейблы имела своё продолжение и в сфере одежды для отдыха: молодые бизнесмены предпочитают поправлять своё здоровье и укреплять мышцы в кроссовках исключительно известных фирм. Вслед за ними модную тенденцию подхватила молодёжь – спортивная обувь только тогда имеет значение, когда на ней стоит логотип Nike, Reebok или Adidas, в противном случае лучше ходить босиком [10].


Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.