Обувь древней Греции

Фараоны изображали своих врагов на подошвах собственных сандалий, сделанных из коры, волокон пальмы или свитков папируса.

Сандалии в древнеегипетской цивилизации были признаком принадлежности к классу-гегемону. Неимущие же люди, от рабов до женщин и солдат, презирались, поскольку многие из них вынуждены были ходить босиком. В стране с жарким климатом обувь предназначалась в основном для защиты от раскалённого песка, и для этого использовались дикорастущие растения. Лёгкий шлёпанец можно было соорудить, расщепив большой лист на полоски, из которых потом сплетали подошву, а затем с помощью костяного шила делали дырочки для шнуровки.

Но высшим шиком в Древнем Египте считалась всё же кожаная обувь. В кожаных сандалиях подошвы впервые стали делать для правой и левой ног, изготавливали их из шкур, обработанных дубильным экстрактом, и окончательно отделывали щётками из конского волоса. Затем к подошвам прицепляли полоски ремней или тесёмок из очень тонкой кожи, а стельки укрепляли растительным или животным клеем. Иногда стельки пришивались нитками, обработанными воском. Модели, предназначенные для фараона, жрецов, для гражданской и военной знати, украшали орнаментом и окрашивали в белый, зелёный, красный или голубой цвета.

Сапожники в Древней Элладе объединялись в кооперативы. Разделение труда было чётким: один резал ножом кожу, другой проделывал в ней шилом отверстия, третий, пользуясь деревянной колодкой, соединял заготовки будущей обуви, используя вместо ниток звериные жилы. На заключительном этапе этого «конвейера» мастер ставил подмётки – деревянные, кожаные или пробковые. По высоте подошвы и цвету украшений можно было довольно точно определить социальное положение владельца. Так, скажем, обувь на высокой подошве была прерогативой аристократии и богатых. Деревянные сандалии были уделом бедных.

Котурны и «носки» использовались соответственно трагическими и комическими актёрами. Высота котурнов символизировала власть того лица, роль которого игралась. Для актёров, изображавших богов, подошвы изготовляли такими высокими, что перемещение на них по сцене просто не могло не быть величественным.

Согласно легенде о происхождении котурнов, некий старик, потерявший интерес к прекрасному полу и потому брюзжавший на хорошеньких женщин, предложил мужчинам хитроумно утяжелить туфли своих подруг, дабы те не слишком много разгуливали по жизни. Вместо груза женщины положили под подошву своих туфель кусочки коры. Ревнивцы, тем не менее, увидев, что туфли стали толще и выше, успокоились [16].

Обувь, ставшая для жителей Древней Греции поистине национальным символом, называлась крепиаль. Это были «звуковые» сандалии, «скрипучки». Они состояли из большой плоской пробковой подошвы, тяжёлого кожаного верха и кожаных ремней, обвиваемых вокруг ноги. Передняя часть оставалась открытой, что позволяло свободно шевелить пальцами ног.

Существовало 2 типа креплений кожаных ремней. Их или попросту пришивали к подошве, или к подошве пришивали петельки, а уж сквозь них продевали ремни, которые затем удерживались позади ноги язычками. Язычки несли двоякую функцию: предохраняли ногу от натирания ремешками и, орнаментированные драгоценными камнями, слоновой костью, серебром и золотом, просто служили украшением. В каждом варианте кожаные ремешки пропускались между большим и следующим пальцами, а обвязка достигала половины ноги.

В позднейших вариантах крепиаль всегда имела нечто подобное сегодняшнему язычку в ботинках и туфлях.

Женская версия крепиали имела очень толстую подошву – её делали из нескольких слоёв пробки. Подошву окрашивали в красный или золотой цвет. Шнурки также красили и снабжали различными металлическими отделками.

Крепиаль носили все: и женщины, и мужчины. Крепиаль были и солдатской обувью. Но женские сандалии, говорят, скрипели громче всех других.

Отмечая уникальность каждой ноги, соответствующей весу и походке её драгоценного владельца, греки первыми додумались до того, что носки обуви нуждаются в расширении и более свободном маневре во время ходьбы. Воплощая эту идею в жизнь, сапожники делали переднюю часть обуви вдвое (!) шире задней, гибкий и подвижный носок.

Нельзя не упомянуть о необычном заказе, описанном в книге Флоренс Леджер «Опусти ногу». Некий флейтист возжелал иметь пару музыкальных туфель. Греческие сапожники не растерялись и изготовили ему туфли на толстой подошве, в которые был встроен металлический прибор, издававший благодаря давлению ноги при ходьбе различные звуки.

Рассказывают о неком поэте по имени Филет, который был настолько худ, что его сдувало ветром в море. А вирши он как назло любил сочинять на берегу! И в этом случае помогли обувных дел мастера, сделавшие ему железные ботинки, в которых поэт стоял у кромки моря, как вкопанный, творя свои оды…

Спартанскую же молодёжь, мечтавшую о ратных подвигах и посему крепко стоявшую на ногах, больше волновало другое – как бы не показать страх или боль, вызванную возможным ранением в бою. Сапожники и здесь предложили своё оригинальное решение – они обули солдат в красные ботинки, чтобы замаскировать кровь, текущую из пораненных ног. Таким образом, они помогали щепетильным в вопросах чести спартанцам преодолевать слабодушие.

Вообще, древние греки не считали обувь чем-то второстепенным. Скорее, наоборот, внешний вид человека был напрямую связан с его мировоззрением.

В результате по мере развития цивилизации в эллинском мире появилось огромное разнообразие обуви, отличающейся удобством, элегантностью, богатством украшений, а порой и экстравагантностью. Свидетельство этого может быть найдено в бессмертных произведениях Гомера и лесбийской поэтессы Сафо.

Среди греческих богов наблюдалось некоторое «неравноправие». Так, например, только 1 из них носил золотые крылатые туфли – Гермес.

Древнегреческие мастера прекрасно владели искусством общения с покупателями. «Мимы», написанные Геродотом, живо рассказывают, как две женщины намереваются купить обнову у знаменитого и болтливого сапожника. Чтобы вынудить клиенток приобрести сразу несколько пар, тот показывает им длинный список обуви разнообразных моделей: элегантные туфли из Секиона и Ампракии, мягкие и гладкие, жёлтые и зелёные, утончённые ионические туфли, обхватывающие лодыжку, домашние туфли и открытые красные шлёпанцы, сандалии, туфли из Аргивы и прогулочные туфли для молодых людей… Осталось неизвестным, чем в конце концов соблазнились дамы. Однако эта сцена убедительно свидетельствует, что уже в то далёкое время обувь была неотъемлемым элементом человеческого бытия, утвердившись, в частности, как наиважнейший компонент женского гардероба.

Так или иначе, заимствуя у других народов модели обуви и совершенствуя свои собственные, жители Древней Эллады придали классическую форму всем основным типам обуви [17].


Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.