В 17 веке Франция становится законодательницей мод в Западной Европе. Она торгует с другими странами предметами роскоши: от дорогих шёлковых тканей до лент, чулок и перчаток, тем самым экспортируя свои художественные вкусы.
Силуэт французского костюма в 17 веке меняется гораздо чаще, чем в предыдущем столетии. В первые 20 лет явных изменений не происходит. Позже мужской костюм дополняет обувь – туфли или чаще сапоги с голенищами в виде раструбов. Объёмистые низкие раструбы сильно подействовали на походку: мужчинам приходится двигаться, широко расставляя ноги. Однако это им не мешало даже танцевать.
В 70-е годы происходят новые изменения. Костюм дополняют туфли на каблуке, украшенные остроконечными бантами. Дворяне носили каблуки красного цвета. А Людовик XIV, будучи подростком, имел обувь с каблуками, расписанными миниатюрами.
В первые 20 лет 17 века в Испании женский костюм продолжал линию развития предыдущего столетия. Единственной деталью в костюме, не имевшей большого значения, была обувь. Её делали из бархата с вышивкой золотом и серебром, но не для публичного обозрения: показать даже стопу ноги считалось верхом неприличия. Мужской аристократический костюм только первые 3 десятилетия развивался в русле национальных традиций. В начале века он сохранял жёсткие формы предыдущего столетия, которые постепенно утрачивал.
Итальянский костюм в 17 веке во многом теряет своё национальное своеобразие, что обусловлено серьёзными политическими и экономическими причинами, прежде всего зависимостью страны от Испании. Среди состоятельных людей распространяются французские моды. Они захватывают почти всю Италию. Только Венеция некоторое время сопротивлялась их приходу. Костюм мужчин из средних слоёв населения становится более универсальным, его дополняют башмаки. В Венеции в первой половине века культивировались формы прошлого столетия. Однако с 60-х годов постепенно начинается увлечение кокетливыми и изящными французскими нарядами.
Мужской костюм в Голландии дополняли туфли или сапоги без широких раструбов. Женский костюм отличался строгостью, простотой и ясностью силуэта, немногословностью в декоре, тёмными тканями, контрастностью цветовых сочетаний.
Во второй половине 17 века женский костюм Фландрии проявился монументальностью в трактовке форм, красочным и сочным колоритом, крупными и динамичными деталями [15].