20 век начался под звуки «Триумфального бала» – хореографической фантазии Луиджи Мандзотти на музыку Ромуалдо Маренко. Это произведение перевернуло все стереотипы и представления общества о моде, жизни и искусстве. Сила, агрессия и эмоции – вот то, чего так долго ждали и, наконец, услышали в нём. Газеты пестрели колоритными заголовками: «Индустриальная революция дала о себе знать!» или «Да здравствует свобода!»
Естественно, новому поколению уже давно надоело примерять постные маски старых полонезов. Ему страстно хотелось перемен, и не только в экономике, но и в искусстве.
В обществе стал господствовать оптимизм. Создаётся впечатление, что люди наконец-то открыли глаза и со скоростью ветра стали изобретать технологические новинки: дирижабли, электрические лампочки, граммофоны, кинопроекторы, телефоны и т. д. У этих изобретений нет исторических прообразов, и появились они исключительно благодаря новым технологиям, активно развивающемуся фабричному производству и потребностям индустриального общества.
И, безусловно, стали меняться костюмы и обувь.
Даже в Китае вышел указ, запрещающий девушкам носить деревянную обувь, калечащую ноги (для получения китайских «ступней лотоса» девочек с раннего возраста подвергали пыткам, сковывая ногу в колодки, не дававшие ей расти). Однако в отдалённых провинциях Китая мода на маленькую деформированную ножку оставалась ещё долгое время, вплоть до середины 20 века. Зато пытки над ногами спровоцировали на великие открытия китайских знахарей. Бальзамы, крема, масла для ног, различные виды массажей смягчали боль и успокаивали (до сих пор целебная китайская косметика не имеет себе равных в мире, а формулы и ингредиенты её рецептов широко используются западными медицинскими и косметическими фирмами).
Китаянки двигались изящно и грациозно, как лебедушки: мелкими шажками и чуть касаясь земли, со страшной болью в изуродованных, стёртых до крови ногах, но с кроткой улыбкой на лице, ведь главная их задача была понравиться мужчине. Историки считают, что именно из Древнего Китая к нам пришло искусство дефилировать. С течением времени кроткие китайские шажки трансформировались в уверенную походку «от бедра», что, в свою очередь, породило моду на особые туфли. Их главными составляющими были высокие каблуки и яркий декор. Так в моду 20 века вошла сексуальность.
Впрочем, эротизм был присущ костюму и в средние века. Несмотря на угрозы и запреты со стороны церкви, дамам нравилось носить одежду, подчёркивающую достоинства фигуры. И никакие обвинения во «всех смертных грехах» не могли заставить их перестать носить высокие, облегающие ногу сапоги и шнуровать их так же туго, как свой корсет. Высокие каблуки и острые носы были будто специально созданы для того, чтобы соблазнять мужчин, и женщины, естественно, с удовольствием их носили.
Но искусство носить сексуальную обувь состояло не только в аккуратном шнуровании, но и в умении красиво двигаться в туфлях на высоких каблуках. Не секрет, что главной приманкой для мужчин является именно грациозная походка. Так, ещё во времена средневековья были созданы первые школы, обучающие дам правильно носить новомодные цоколи на гигантских платформах. Например, в Венеции они достигли таких размеров, что, по утверждению современников, «весь город просто вырос в одночасье». И действительно, обувь 16 века в среднем увеличивала рост женщины со 160 см до 200 см. Ходить в таких туфлях было само по себе сложно, не говоря уже о том, чтобы добиться желаемой лёгкости походки.
Впоследствии высоту каблуков ограничили введением специального закона. Также были обузданы идеи обувщиков по поводу слишком фривольной формы туфель.
Но вернёмся к эпохе индустриальной революции. Внешне обувь не претерпела видимых изменений, но стала более удобной и комфортной. Появились и первые прогулочные модели [5].
В моду стали возвращаться полузабытые образцы фривольности 17 века – закрытее туфли с язычком на невысоком изогнутом каблучке в стиле «Людовик XV» или на более массивном, прямом, так называемом кубинском каблуке высотой 5-7 см. Хотя боты с боковой застёжкой на пуговицах носили в качестве повседневной прогулочной обуви ещё вплоть до 20-х годов. Вечерние же туфли с почти незаметным «ампирным» каблучком подозрительно напоминали тапочки из будуара – шёлк, шифон и роскошная отделка в виде лебяжьего пуха, вышивки и пышных бантов перекочевали из спален в ночные парижские кафе. Так моды вышла на улицы, но ещё большую демократичность она приобрела с тотальным наступлением машинного производства к концу этого ещё немного наивного десятилетия, полного надежд [10].