кусок |
|
экзомида |
стория оставила нам три свидетельства античного костюма — это скульптура, осязаемая форма в идеальном воплощении. Ибо складки одежды, приникшие к телам скульптур, воспроизводятся в камне, а в действительности так укладывается только мокрая ткань, прилипая к телу; вазовая живопись — где цель изображения не столько достоверность расположения складок в костюме, сколько линейная их красота; скульптура Танагры — свидетель беспристрастный, в котором видна разница между документальным изображением и идеалом искусства.
Все три «документа» нуждались в расшифровке, которую в конце XIX века взял на себя профессор Национальной школы изящных искусств в Париже Леон Эзей.
|
|
хитон дорическии |
Рис. 11 а, б, в |
в) |
Археолог и преподаватель истории искусства древнего мира, изучивший досконально скульптуру и вазовую живопись, он решается на воспроизведение костюма. «Уроки костюма, которые давал Эзей, явились наиболее плодотворным и наглядным средством изучения античности и привлекли внимание всего Парижа. К нему приходили за уроками для постановок "Царя Эдипа" и "Антигоны". Некоторые сеансы были поистине триумфальны. Легкое прикосновение пальцев, поправляющих складки и завязывающих пояс, мгновение — и античная фигура оживала»[17].
Система его курса и точка зрения на античный костюм с включением схемы образования драпировок, размеров способа закрепления полотнищ ткани и были изложены им в фундаментальном труде «История античного костюма» и изданы уже после его смерти в 1922 году в Париже.
Основой в построении формы античного костюма можно считать прямоугольное полотнище ткани, а система его скалывания, обертывания, сгибания и укладывания есть
|
схема образования гимантия Рис. 11ж |
«ложный» отворот пеплоса, хитона |
Рис. 11 з
|
то, что мы называем в нашем современном понимании разнообразием форм (рис. 11 а — и). В действительности это разнообразие способов манипулирования с одним и тем же куском ткани, что подтверждается даже и самими названиями одежды, ибо в переводе они могут обозначать способ обращения с тканью в том или ином случае.
Реализация форм античного костюма целиком зависит только от умения сочетать пластические свойства ткани с расположением ее на теле, с умением в необходимом месте закрепить или освободить ткань.
Костюм различается по способу наложения полотнища на тело: свободно наброшенное или обвитое полотнище и полотнища скрепленные.
К первым относится плащ-гиматий, ко вторым плащ — хламида и хлайна и все другие наименования одежды.
Рис. 12а |
Поэтому любой свободно наброшенный плащ мы можем определить как гиматий, независимо от его размера (рис. 12 а, б, 13, 14, 15).
Рис. 126 |
Мы не знаем, скрепляли ли в действительности складки в статическом положении, имитируя свободный покой, но на сцене и на экране массивные складки плащей, когда нужно, крепятся на плече, прикрепляются к запястью или поясу (см. рисунки костюма Пирейского театра: «Персы» — 6, 9, 12, «Антигона» — 13). Во всяком случае разные способы одевания гиматия, которые вы видите на изображениях, свидетельствуют о связи движений и поз человека с его деятельностью и стремлением эту деятельность подчеркнуть манерой закрывания тела. Поэтому, во всяком случае на сцене, прямоугольные плащи могут вырезаться из косой ткани так, чтобы линия утка соответствовала диагонали прямоугольника плаща.
|
Такое положение ткани даст возможность образования каскадных складок. Углы плащей можно скруглять — тогда они укладываются на плечах круглым каскадом. Поскольку мы сразу же сказали о выборе формы куска ткани для плаща, скажем к слову и о фактуре ткани, дабы вторично не возвращаться к этому вопросу. Независимо от назначения (женское или мужское одеяние, нижнее или верхнее, зимнее или летнее и т. д.) ткань должна обладать пластическими свойствами — тянуться, никнуть, образовывать складки… Арсенал современных тканей содержит подходящие для театральных костюмов фактуры, как-то: штапельное полотно, знаменитый фай, крепы шерстяные и шелковые, трикотажное полотно, шифон, крепдешин, тарная ткань, рядно… Особенно хорошо выглядит со сцены тарная ткань. Несмотря на ее легкость, она спадает массивными складками, хорошо держит форму и направление драпировки, выглядит благородно и внушительно. Вообще ткань нужно пробовать на ощупь, дать ей свободно повиснуть и затем посмотреть, как она разлетается или «стекает» в складки. Форма складок, их объем, величина, массивность или изнеженность — суть характеристики костюма — являются компонентами образа.
Рис. 14 |