Военных и гражданских чиновников называли мандаринами.
Мандарины носили традиционную роскошную одежду вплоть до конца XIX в. В качестве отличительного знака их ранга служили нагрудники. Эту же роль исполняли пуговицы определенной формы, различающиеся по цвету, размерам и используемому для их изготовления материалу. Пуговицы располагались на верхушке шапки.
Женщины находилисьдома и призваны были создавать уют и тепло. Они не работали.
Эстетический идеал. Женщины изящны, обладали плавной походкой. Маленькая ножка — самое лучшее
украшение женщины. В детском возрасте они подвергались испытанию. Ноги туго бинтовали кожаными ремнями. Таким образом, в течение нескольких лет рост стопы совершенно прекращался, пальцы ног подбирались под подошву. И как следствие — сильное деформирование стопы. Сейчас это запрещено и полностью исчезло уродование ног.
Нижняя одежда. Основой костюма являлся халат. Халат был с цельнокроеными широкими рукавами. Красота халата свидетельствовала о незаурядном вкусе его хозяйки (цв. ил. 5). Халат мог быть без запаха (стык в стык), при этом застегивался на шелковые петли. Женский халат спадает до пола. Опять же, форма халатов, конфигурация пол, ширина рукава различны. Халат опоясывался.
Верхняя одежда. Верхних одежд у богатых женщин почти не было, так как с,*и никуда не ходили.
Ткани. В женском костюме использовали тончайшие, легкие шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные ткани.
Цвета. Костюмы женщин яркие, красочные.
Головной убор. У женщин головных уборов не было.
Прическа. Женщина, несмотря на то, что она не выходила из дома, своим внешним видом должна была отражать положение мужа. Жены богатых людей должны были менять прическу несколько раз в день, в зависимости от перемены погоды, смены настроения и т. д. Но наводить красоту в присутствии кого-то, даже мужа, не позволялось, для этого существовали маленькие ширмочки.
Прически женщин сложные, изысканные, сооружались с помощью шпилек и гребней. Каждое утро горничные несколько часов укладывали дамам волосы в прически.
Косметика. Косметика представляла предмет постоянных забот знатной дамы.
Женщины пользовались белилами, румянами. Особое внимание женщины уделяли бровям. Брови выщипыва-
ли специальными щипчиками, затем черным цветом выводили изящные формы бровей, использовались тени.
У женщин были приспособления для чистки утей и палочки для чистки языка.
Украшения. Кафтан украшался вышивками, драгоценными камнями.
Причудливые узоры женских одежд: чудесные птицы и изображение пиопа, призванные напоминать о весне; в моду входит вышитый круг с узором «бесконечный узел»; изображение летучей мыши — символа счастья; бабочка — символ радости; священный цветок — логос желтого цвета; персик — символ долголетия; пион — символ богатства.
Хала т понизу украшался широкой орнаментированной каймой. На кайме могли присутствовать волны, облака в виде спирали и т. д.
Женщины особенно тщательно ухаживали за своими волосами. Шпильки были из серебра, нефрита (пефри i невероятно ценился в Китае с давних пор; китайцы считали его символом бессмертия и верили, что в нем заключена магическая сила), золота, стекла. Женщины расчесывались и украшали голову эффектным золотым и серебряным гребнем. Украшения для волос были любимыми ювелирными изделиями китаянок.
Дополнения. Женщины обмахивались резными веерами из слоновой кости. Иногда веера выполнялись из бамбука и бумаги. Их украшали стихами и рисунками.
Зонт был первым вышитым изделием и являлся дополнением в костюме знаги.
Обувь. Женщины носили тканевые туфли на толстой тканевой и кожаной! подошве.
В непогоду они надевали сандалии без верха и скамеечкообразной подошвой, державшиеся с помощью плетеных жгутов из Iклпи.
История костюма Вопросы для самоконтроля
о |