После моды мягких и обвислых линий одежда получила четкую кубистическую форму, которую в идеальном виде можно было приравнять к эллипсу или прямоугольнику. Туалеты прямого силуэта появились уже в 1922 г., однако они были лишь намеком на новую моду, для которой 1924 г. стал переломным моментом.
Лану, как и другие, отодвигает эту дату на 1925 г. [91], год выставки декоративного искусства в Париже, так называемую v. Les Arts Decor», значение которой для культурной жизни Франции можно сравнить только с выставкой в Париже в 1900 г. В 1925 г. наступил, как говорит Лану, перелом периода, начавшегося в 1900 г., когда царствовал стиль модерн, н начался новый период, названный Морисом Саксом «La Decade de l’illusion» (декада иллюзий) [92]. Кроме того, 1925 г. был важным для развития общей культуры тех времен и сыграл значительную роль также, в моде; не позже, чем в 1924 г., найдем мы выражение тех перемен, а влияние выставки и заканчи — в нощихся в то время культурных изменений пало на уже подготовленную почву.
Всемирная выставка — результат огромной творческой деятельности художников мира как во Франции, так и в других сгранах,— послужила поводом для непосредственных контактов художников — апологетов нового искусства, утверждающих общую столицу культуры мира, для популяризации некоторых мало до того времени известных сторон жизни, а также аван — I |рдных направлений в искусстве.
Монпарнас в Париже стал в то время как бы форумом, на котором обсуждались всевозможные стороны жизни, причем не тлько артистической, но и политической. Нет ничего удивительною, что именно тогда, в период выставки, достигло своей вершины стремление к поискам новых творческих путей при одновременном облегчении существовавших до этого форм не тлько в искусстве, но и в жизни, в существовании. Было в этом что-то от буйной фантазии и бунта, «…это была сумасшедшая нрм фка, оргия роскоши, сумасшедшее международное парижское развлечение, беспокойство, жажда приключений, гитара и шарманка, кокаин и опиум, танцовщицы и наивность современных популярных романсов, бедность студенчества и саксофоны негритянских оркестров. Женщины ходили в платьях геометрических форм, расписанных огромными цветами, переливающихся золотом, серебром, жемчугом…» [93]. Такая позорно-хаотическая характеристика описываемого периода досконально передает общее смешение понятий, обычаев и стилей.
Это смешение стилей наряду с одновременным получением права голоса новыми понятиями и формами отразилось и в моде, всегда живо реагирующей на изменения в атмосфере эпохи.
В описываемый период получила развитие абстрактная живопись и в общественное сознание начали проникать появившиеся ранее направления в искусстве, такие как фовизм, кубизм, футуризм, дадаизм и сюрреализм.
На плакатах появились яркие цвета и буквы скачущих форм. Оформилось стремление к стандартизации, на что повлияли изобретения и связанное с ними развитие техники и промышленности.
Источник общественных перемен не следует, однако, искать только лишь во Франции. В архитектуре этого периода можно, например, найти влияние американцев. Новые железобетонные постройки в виде монолитных блоков, с многоэтажными гладкими стенами, простыми помещениями, обширные, светлые, имеющие большие окна или даже целые стены из стекла, требовали соответствующего оформления интерьеров, как официальных, так и жилых. Новое сырье — хром, никель, бакелит и т. п.— послужили для производства отделок для мебели. Узорчатые обои, позолоченные панели исчезли, а стены начали расписывать меловыми красками. Прежние «чуланы», заполненные «без лада и склада» помещения, начали исчезать, а на их месте появились гладкие шкафы и кровати, отделанные цветной блестящей фурнитурой, с рисунком, возникающим из соединения фантазийных линий текстуры, а также легкие кресла с низкими поручнями.
Начали ценить воздух, солнце, простор и чистоту, а также возрастающую функциональность и вытекающую из этого простоту архитектуры и утвари, составляющих самое близкое окружение человека.
Проникание современного искусства в жизнь нашло отражение и в одежде женщин (ил. 158, 159).
Экзотическое искусство колониальных народов в сочетании с различными элементами современного искусства оказывало свое влияние и на жилище, и на одежду. Оно же породило моду цветных гобеленов, которыми обвешивали стены в комнатах и кухне. Груды подушек, вышитых кубистическими узорами или стилизованными цветами, заполнили диваны и кресла, на них сажали кукол [94], выполнявших роль талисманов. Куклы служили также рекламой моды, подобно куклам XVII в. Одежда стала проще и гораздо функциональнее, но тем не менее часто дополнялась богатой вышивкой и яркими, узорчатыми шалями.
158. Гсометризация и упрощение форм одинаково характерно и для женского силуэта, н для бытовых предметов
159. Можно провести определенную аналогию между геометрнзацней женского силуэта и архитектурными формами того времени
Самым модным комнатным растением был кактус, его жесткие формы гармонировали с современным убранством и ку- опстпческой линией женских туалетов. Определенного рода ак — (и суаром элегантной женщины были собаки. Бульдоги, терьеры, пинчеры стали настоящей частью прогулочного туалета а 1а цагсоппе (ил. 160). Модные ранее стриженные подо льва пудели, а также борзые не подходили уже к новым туалетам.
Фильмы, хотя еще и немые (под аккомпанемент фортепьяно), по уже завоевавшие право гордиться своими актерами, нахо — п ил и все большее количество приверженцев. На экране появились «звезды кино»: Рудольф Валентино — кумир многих жен — иииг Рамон Наварро, Дуглас Фербенкс, Чарли Чаплин, Гарольд.4лойд, Лиа де Путти, Вильма Бэнки и др., а американские фильмы, преимущественно комические, превратили киноманию и настоящую страсть, облегчавшую восприятие новых форм о цжды, вводимых кинозвездами.
Кроме театров, опер и симфонических концертов, которые и культурной жизни держали первенство на протяжении мно — | их ле г, а также распространившегося уже в послевоенный период рядно, огромную роль стали играть театры-ревю, которые оьып подвержены влиянию русского балета, ставшего инициа-
160. Модным аксессуаром костюма были собаки, гармонировавшие с силуэтом женщины a la gargonne |
тором борьбы насыщенных цветов с черными, что в конце концов привело к использованию в одежде красного, голубого и зеленого цветов в самых смелых сочетаниях, даже таких, которые издавна применялись лишь в сценических костюмах [95].
Началась эпоха джаза, царившего вначале в ревю, кабаре, кино и в танцевательной музыке.
Все лучшим становилось понимание и чувство танцевального ригма в связи с энтузиазмом по отношению к экзотическим танцам. Танго, уже и в то время считавшееся «невинным» танцем, получило допуск даже в самые благопристойные дома. Появились фокстрот и слоу-фокс, принятые сразу, в то время как шимми вызвало множество протестов. В 1926 г. появляется и понемногу прокрадывается в мюзик-холлы и дансинги чарльстон (ил. 161). Популяризации новых танцев способствовало распространение патефона.
Танцевальное сумасшествие, или дансингомания, достигло в то время апогея. Танцевали в любое время дня и ночи, где только подвертывался случай; до полудня — на пляже и дома, после полудня — в дансинге и т. д.
Простая форма одежды гармонировала с движениями новых танцев, а введение танца в повседневную жизнь повлияло на стирание граней между будничной и праздничной одеждой. На это повлияли также ставшие популярными воскресные прогулки за город, требовавшие новой одежды туристского характера. Нужно еще добавить, что понимание ритма в музыке и пластике нашло определенное отражение в ритмичности форм женской одежды.
161. Для популярного чарльстона были характерны ритмичность и гео — метризированный характер танцевальных па |
Женщина, которая должна была во время войны исполнять мужские обязанности, а в некоторых больших странах получила избирательное право, решила уподобиться в одежде мужчинам, в связи с чем возник стиль jeunesse gargonniere па почве популярной повести Виктора Маргеритта «La gargonne», изданной в 1922 г. и разошедшейся во многих тысячах экземпляров. Она вызвала огромный гнев среди слишком консервативных читателей [96]. Лану пишет, что это был период, полный искушения для женщин; они получили избирательное право, свободу в выборе профессии и определенную свободу в сексуальной жизни — освободились из-под власти мужчин и сравнялись с ними во многих областях жизни. «Если бы эти достижения явились результатом напряженной борьбы какой-то общественной группировки или содержанием какой-либо политики,— пишет французский историк Бизе,— залихватский феминизм заставил бы дорого заплатить мужчин за целые века господства. Мы бы увидели женщин, одежда которых могла быть лишь немногим отличной от той, которую носили мужчины… чему было множество свидетельств, например когда вошел в жизнь велосипед, сколько женщин захотело носить брюки. Так, в первые годы появления автомобиля не считалось редкостью, что женщины носили шляпы и одежду из кожи, такие же как и мужчины, и вмели при этом довольно смешной вид… спорт тоже побуждал и к тому же обезьянничанью» [97]. Вот позиция завзятого кон — 1срватора, исповедывающегося несколько лет спустя после войны, в период моды a la gargonne, в то время, когда уже полностью завершилась реформа женской одежды, разве что женщина не носила брюк. Проходило множество дискуссий на к’мы женской одежды, значения разных тканей, туфель на низких и высоких каблуках и т. д. Возвысило голос духовенство и I ражданские власти, выступая на тему влияния коротких Платьев и Декольте на мораль общества [98]. В результате во Франции была основана Государственная Академия Моды, которая должна была стать шестым отделением Institut de France. Горок членов этой академии, известных живописцев, скульпто
ров, выдающихся дамских портных, отличающихся элегантностью актрис п т. д., были официально оформлены Министерством просвещения. Академия Миды должна была разрешать вопросы как тенденции моды, так и всех ее последствий. Это был уже конец реформаторских стремлений женщин и их борьбы за право носить удобную одежду. Дальнейшие годы — это укрепление и развитие достигнутых завоеваний.
Мода этих лет очень далеко отошла от всех предыдущих и послужила вдохновением современным художникам, которые помогли укрепить ее характер. Стоит вспомнить Ван Донгена, чьи портреты характеризуют как типы женщин, так и моду 20-х годов XX столетия. Об этом свидетельствуют даже некоторые названия его картин, например «Madame ne veut pas d’enfants», «Montparno’s blues» [99] («Женщина, не желающая детей» и «Голубой Монпарнас») —картины, изображающие фигуры женщин в прозрачных платьях, характерных для «нагой моды» (ил. 162), которая нашла отзвук, между прочим, в польской песенке из кабаре «Вы сегодня без рубашки, это предало вас солнце…». Эта мода была следствием реформы белья. Женщина la gargonne, сбросив с себя массу ненужных частей туалета, осталась в так называемой combinaison. В это время стало популярным выражение «нагая под платьем».
В картине «L’hohorable partie de campagin» («Почтенная загородная прогулка») Ван Донген показал бесцеремонный способ одевания женщин la gargonne на прогулке. Верте, наоборот, представил в карикатуре бытовые парижские сцены, подчеркивая характерные для них небрежные позы п стандартный типаж (ил. 163).
Гро делал карикатуры на внезапно разбогатевших женщин, стремившихся подделаться под молодых девушек. Стоит вспомнить о живописце А. Е. Марти, чья стилизованная и уплощенная живопись передавала одежду тех времен, определенный специфический стиль. Кубистическая живопись Леже показала образы женщин, составленные из геометрических фигур, и прежде всего из овалов и полукругов, в чем можно заметить интересную взаимосвязь с модной в то время геометризированной линией одежды.
Одним из знаменитейших в этот период рисовальщиков моды был Дриан, который на протяжении многих лет проектировал модели для Домов мод. Кроме него можно назвать имена Ле — папа и Ириба; последний был карикатуристом эпохи, предшествующей первой мировой войне, и способствовал введению в моду прямых линий. В 20-х годах он стал знаменит введением насыщенных цветов при проектировании фантастических рисунков для тканей [100].
В Польше Зофия Стыенська не создала новой моды, однако стилизацией народного костюма внушила новый взгляд на женский силуэт; влияние этой стилизации проявилось в декорациях
162. Женщины a la garfonne в прозрачных платьях по популярной в то время «нагой моде». К. Ван Донген. «Голубой Монпарнас» |
н балетных костюмах Парнеля, Описываемый период отличался ростом взаимопонимания между портными, художниками и театром. Популярные артистки пропагандировали модели разных фирм, а на театральных афишах начали появляться фамилии портных и проектировщиков одежды. В польском журнале за I’>28 г. в статье «Teatr j Zycie Wytworne» читаем: «…каждая
163, Верте. Булонский лес в 1925 г. |
премьера современного спектакля является одновременно просмотром моды. Носимые популярными артистками на фоне декораций платья были живым журналом мод, они задавали тон как в вечерних и бальных туалетах, так и в спортивной одежде».
С |
На основе новых жизненных условий выкристаллизовалась /гая, новая психология женщины, накапливавшей энергию и развивающей самостоятельность. Популяризация различных видов водного спорта, легкая атлетика, лыжи, теннис и даже танцы позволяли ей сохранять стройность. «Изменение тенденции моды, наступившее после большой войны,— пишет За- хорска,— заставило работать кажд} ю мышцу, каждую косточку, каждый кусочек женской кожи… ножом без лезвия срезала женщина пласты жира, которые так заботливо холила в течение XIX в. .. .Сейчас же подвижная жизнь, спорт, массаж и т. д. стали причиной отказа от наращенного в течение веков жира. Благодаря массажам, благодаря гимнастике тело утратило свою пухлость, стало гладким, легким, кожа натянулась, разгладилась, стала сухой и эластичной: грудь маленькой, бедра девичьими» [101].
Женщина 20-х годов любит воздух, движение и солнце, и кожа ее покрыта загаром. Длинные же волосы начинают казаться тяжелыми и мешают, популярной становится короткая стрижка. В первые годы XX в. рекламировали разнообразпей-
шие способы увеличения бюста; в 20-х годах появились сжимающие резиновые бандажи для бедер, подбородков и икр. Начали применять ванны с различными солями для похудения и даже парафин. Распространилась утренняя гимнастика. В моде воцарилась гибкость, а культура тела стала играть непривычно большую роль.
Мода этого периода порвала ‘ с женственностью и создала новый стандартный тип, который с небольшими изменениями продержался несколько лет. Казалось, что после стольких лет поисков нового выражения в одежде именно этот тип в наибольшей степени отвечал психике. „ женщин. Характерным для этого
типа, с одной стороны, было Лиа де Путги, 1928 г. стремление во всем следовать мужчине, а с другой — неизменная верность себе и даже небрежная поза. Маникюр и грим «вышли» из театра на улицу, причем косметические средства служили также созданию стандартного типа макияжа (ил. 164). «Старость постепенно начинала быть менее заметна,— пишет Бизе,— новая мода давала каждой женщине право выглядеть молодой. Открытые ноги старели медленнее, чем лицо, а короткие волосы были незаменимым способом уменвшения возраста. Так, наконец, благодаря новому туалету завершился курс омоложения…»
Мода этого времени не только ликвидировала разницу в возрасте среди женщин, но и помогла стиранию социальных границ.
В Париже Пуаре отошел на второй план, роскошь его туалетов противоречила новым тенденциям. На первое место вышла Шанель, один из лучших модельеров того времени. Она ввела простоту, вдохнула в моду порыв молодости. Вот ее позиции: платье прямой линии, часто составленное из двух частей—■ гладкого лифа и плиссированной юбки. Плиссе и складки сохраняли форму, не расширяя юбки внизу, простая форма блузки становилась оригинальной благодаря фантазийным деталям и кантам. И, наконец, сечения — «направо, налево и вдоль», а все искусство этих сечений основывалось на чувстве линии.
Главными чертами общей моды была унификация типа «жепщины-дощечки» с мальчишеским сложением и не менее
стандартным лицом. Наступило упрощение силуэта, стилизация вышивок и отделок, ноги открылись до коленей, руки — до плеч, а в бальных туалетах появились проймы ниже пояса, вместо ухоженной «алебастровой кожи» — загорелое тело цвета бронзы. Однако самым важным было то, что образцом для женской одежды служила мужская и спортивная одежда. Носили даже шляпы, приближенные по форме к мужским, двубортные костюмы, похожие на пиджаки, отложные воротники, застегивающиеся под шеей, галстуки, полуботинки, свитеры, кожаные пояса, манжеты рубах, застегнутые на запонки, и т. д. В конечном итоге эта тенденция отразилась в применении накладных карманов, которые делали уже во время войны, в функциональности пуговиц и застежек и подчеркивании строчками конструктивной линии кроя.