Елизавета — прямая наследница, дочь Петра I, устраивает дворцовый переворот. Она становится во главе гренадеров и штурмует Зимний дворец. Сама она не может быстро идти впереди солдат в тяжелом (юбки, тяжелая богатая ткань, украшения), длинном платье. И солдаты подхватывают ее и вносят в Зимний на руках. Главным аргументом были ее слова: «Вы знаете, чья я дочь». И это действовало.
Блистательная Елизавета слыла красавицей: белая, круглолицая, склонная к полноте.
Елизавета и Растрелли показали всему миру, что такое роскошь, что значит странный, вычурный барокко
(цв. ил. 7). Елизавета — живая, веселая, любующаяся только собой. (Целый ряд чесальщиц чесали ей пятки, когда она отходила ко сну.) Она оставляет после себя такой гардероб, что ее платьев хватило бы на полвека — в гардеробе насчитывалось до 15 тысяч платьев. Одно и то же платье два раза не надевалось. По нескольку раз за один день дамы меняли свои наряды.
В моде приталенный силуэт, расширяющийся к бедрам и низу.
Нижняя одежда. В начале XVIII в. женщины носили два платья.
• Первое — нижнее — глухое, с длинными узкими рукавами.
• Второе — верхнее — на каркасной основе, с узким лифом (облегающее по линии плеч, груди и талии), декольтированное. С пышной широкой юбкой на панье. С 60-х гг. под юбку надевали закрепленные вокруг талии, расширяющие линии бедер фижмы.
Строгих разграничений одежды по назначению не существовало. Платья отличались отделкой и деталями.
Цвета. Платья шили различных ярких, больше серебряных и золотых, расцветок. Модный цвет — бурый (цвет блохи) в связи с появлением блох.
Ткани. Платья шили из тяжелых шелковых тканей: парчи, тонкой парчи — глазета, крепа, атласа, муара. В костюме использовали дорогие привозные ткани.
Прическа. Мода на прически в стиле «рококо» дошла и до России. Дамы стремились походить на изящную фарфоровую статуэтку с высокой на каркасе прической. Прически того времени поражают воображение, но это действительно очень красиво: прическа в виде аквариума с живыми китайскими рыбками. Каркас выполнялся не из проволоки, а из обыкновенных прутьев. А у нас в России
Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О
использовали обычный войлочный колпак и волосы зачесывали кверху, а чтобы прическа лучше сохранилась (ведь она держалась несколько недель без мытья и расчесывания), волосы смазывали бараньим салом и помадой. Сверху обильно посыпали пудрой. Неудивительно, что в такой прическе появлялись блохи. Появились методы борьбы с ними. Были изобретены специальные трубочки, один конец которых был закрыт, другой — свободен. Внутри трубочки была приманка — стержень, смазанный кровью или медом. Этой трубочкой утыкали в нескольких местах парик.
Косметика. Налицо женщины накладывали толстый слой фима: пудра на лице и на прическе; на губы и щеки накладывали помаду; не купаются, но fie жалеют духов, щедро обливая платья, перчатки, носовые платки, парики, желая заполнить вонь немытого тела; сурьмили ресницы и брови.
Украшения. Платья часто расшивали растительным орнаментом, золотыми и серебряными нитями, газом, кружевом. Костюм обильно украшался драгоценными камнями. Использовали мушки в форме блохи (блоха стала по — 1 удяриой) и т. д.
Дополнения. Обязательной принадлежностью туалета с гала блохоловка.
Платье императрицы Елизаветы для коронации было сшито из серебряного глазета, украшалось платье золотым нэтументом. Сверху на царице была надета мантия из серебряных нитей.
Прекрасная фигура — пышная грудь, узкая-талия, красивые ноги, которые никому не видны. И ее осеняет безумная идея — устроить маскарад, где женщины надевают мужские одежды, а мужчины — женские. Поскольку у нее прекрасные ноги, она с удовольствием надевала мужские брюки, но далеко не всем дамам это нравилось, не у всех были такие ноги. А Елизавета блистала.
Историки уверяют, что нигде не было так много бриллиантов, как в России. Каждую субботу и воскресенье устраивались праздники и гостей было до 5 тысяч человек. Эта роскошь граничила с расточительством. Часто наблюдалось разорение дворянских семей.
Как и все писаные красавицы, к 53 годам царица практически не выходит из своих покоев, переживая о увядающей красоте. А Россия в это время вступает в семилетнюю войну, для страны — это война нового типа. Денег нет — казна пуста, армии практически тоже нет. Елизавета меняет четырех командующих. В свои покои царица пускает только ученого Ивана Шувалова (вторая любовь Елизаветы, покровитель Ломоносова). И через него управляет страной. В том, что при Елизавете стали учить дворян в России, есть и заслуга Шувалова. А при Петре I учиться отправляли за границу.
В 70—80-х гт. в моде профильный силуэт.
Нижняя одежда. В платье юбки становятся мягче и не расширяются в боках. Сзади на нижнюю юбку немного ниже талии крепится ватный валик. А верхняя юбка драпируется сзади над валиком в виде турнюра.
Декольте повседневного платья небольшое, округлой формы, прикрывалось шарфиком или косынкой.
К нарядным платьям с глубоким декольте сверху на юбку надевали шлейф, который во время танцев отстегивали, чтобы не мешал танцевать.
Ткани. Для женского костюма, как и для мужского, применялись дорогие привозные, богато украшенные ткани.
Прически высокие.
Головные уборы. В моде головные уборы, которые украшались оборками, лентами и перьями.
Костюм в России был богатым и дорогим, а придворные туалеты отделывались с такой роскошью, что Екатерина 11 издает ряд постановлений, «коими предписывает-
Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О
ся» ограничить роскошь надеваемых одехса: «Об уборе дам, имеющих приезд ко двору», «О назначении, в какие праздники какое платье носить особам обоегО пола, имеющим приезд ко двору». И одним из указов Екатерина устанавливает новый тип придворного костюма.