ПЕРИОД ЦАРСТВОВАНИЯ ДОЧЕРИ ПЕТРА ЕЛИЗАВЕТЫ

Елизавета — прямая наследница, дочь Петра I, устраива­ет дворцовый переворот. Она становится во главе гренаде­ров и штурмует Зимний дворец. Сама она не может быстро идти впереди солдат в тяжелом (юбки, тяжелая богатая ткань, украшения), длинном платье. И солдаты подхваты­вают ее и вносят в Зимний на руках. Главным аргументом были ее слова: «Вы знаете, чья я дочь». И это действовало.

Блистательная Елизавета слыла красавицей: белая, круглолицая, склонная к полноте.

Елизавета и Растрелли показали всему миру, что та­кое роскошь, что значит странный, вычурный барокко

(цв. ил. 7). Елизавета — живая, веселая, любующаяся толь­ко собой. (Целый ряд чесальщиц чесали ей пятки, когда она отходила ко сну.) Она оставляет после себя такой гар­дероб, что ее платьев хватило бы на полвека — в гардеро­бе насчитывалось до 15 тысяч платьев. Одно и то же пла­тье два раза не надевалось. По нескольку раз за один день дамы меняли свои наряды.

В моде приталенный силуэт, расширяющийся к бедрам и низу.

Нижняя одежда. В начале XVIII в. женщины носили два платья.

• Первое — нижнее — глухое, с длинными узкими ру­кавами.

• Второе — верхнее — на каркасной основе, с узким лифом (облегающее по линии плеч, груди и талии), де­кольтированное. С пышной широкой юбкой на панье. С 60-х гг. под юбку надевали закрепленные вокруг талии, расширяющие линии бедер фижмы.

Строгих разграничений одежды по назначению не су­ществовало. Платья отличались отделкой и деталями.

Цвета. Платья шили различных ярких, больше серебря­ных и золотых, расцветок. Модный цвет — бурый (цвет блохи) в связи с появлением блох.

Ткани. Платья шили из тяжелых шелковых тканей: пар­чи, тонкой парчи — глазета, крепа, атласа, муара. В костю­ме использовали дорогие привозные ткани.

Прическа. Мода на прически в стиле «рококо» дошла и до России. Дамы стремились походить на изящную фар­форовую статуэтку с высокой на каркасе прической. При­чески того времени поражают воображение, но это дей­ствительно очень красиво: прическа в виде аквариума с живыми китайскими рыбками. Каркас выполнялся не из проволоки, а из обыкновенных прутьев. А у нас в России

Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О

использовали обычный войлочный колпак и волосы заче­сывали кверху, а чтобы прическа лучше сохранилась (ведь она держалась несколько недель без мытья и расчесыва­ния), волосы смазывали бараньим салом и помадой. Сверху обильно посыпали пудрой. Неудивительно, что в такой прическе появлялись блохи. Появились методы борьбы с ними. Были изобретены специальные трубочки, один конец которых был закрыт, другой — свободен. Внутри трубочки была приманка — стержень, смазанный кровью или медом. Этой трубочкой утыкали в нескольких местах парик.

Косметика. Налицо женщины накладывали толстый слой фима: пудра на лице и на прическе; на губы и щеки накла­дывали помаду; не купаются, но fie жалеют духов, щедро об­ливая платья, перчатки, носовые платки, парики, желая за­полнить вонь немытого тела; сурьмили ресницы и брови.

Украшения. Платья часто расшивали растительным ор­наментом, золотыми и серебряными нитями, газом, кру­жевом. Костюм обильно украшался драгоценными камня­ми. Использовали мушки в форме блохи (блоха стала по — 1 удяриой) и т. д.

Дополнения. Обязательной принадлежностью туалета с гала блохоловка.

Платье императрицы Елизаветы для коронации было сшито из серебряного глазета, украшалось платье золотым нэтументом. Сверху на царице была надета мантия из се­ребряных нитей.

Прекрасная фигура — пышная грудь, узкая-талия, кра­сивые ноги, которые никому не видны. И ее осеняет бе­зумная идея — устроить маскарад, где женщины надевают мужские одежды, а мужчины — женские. Поскольку у нее прекрасные ноги, она с удовольствием надевала мужские брюки, но далеко не всем дамам это нравилось, не у всех были такие ноги. А Елизавета блистала.

ПЕРИОД ЦАРСТВОВАНИЯ ДОЧЕРИ ПЕТРА ЕЛИЗАВЕТЫ

Историки уверяют, что нигде не было так много брил­лиантов, как в России. Каждую субботу и воскресенье ус­траивались праздники и гостей было до 5 тысяч человек. Эта роскошь граничила с расточительством. Часто наблю­далось разорение дворянских семей.

Как и все писаные красавицы, к 53 годам царица прак­тически не выходит из своих покоев, переживая о увяда­ющей красоте. А Россия в это время вступает в семилет­нюю войну, для страны — это война нового типа. Денег нет — казна пуста, армии практически тоже нет. Елизаве­та меняет четырех командующих. В свои покои царица пускает только ученого Ивана Шувалова (вторая любовь Елизаветы, покровитель Ломоносова). И через него управ­ляет страной. В том, что при Елизавете стали учить дворян в России, есть и заслуга Шувалова. А при Петре I учиться отправляли за границу.

В 70—80-х гт. в моде профильный силуэт.

Нижняя одежда. В платье юбки становятся мягче и не расширяются в боках. Сзади на нижнюю юбку немного ниже талии крепится ватный валик. А верхняя юбка дра­пируется сзади над валиком в виде турнюра.

Декольте повседневного платья небольшое, округлой формы, прикрывалось шарфиком или косынкой.

К нарядным платьям с глубоким декольте сверху на юбку надевали шлейф, который во время танцев отстеги­вали, чтобы не мешал танцевать.

Ткани. Для женского костюма, как и для мужского, при­менялись дорогие привозные, богато украшенные ткани.

Прически высокие.

Головные уборы. В моде головные уборы, которые укра­шались оборками, лентами и перьями.

Костюм в России был богатым и дорогим, а придвор­ные туалеты отделывались с такой роскошью, что Екате­рина 11 издает ряд постановлений, «коими предписывает-

Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О

ся» ограничить роскошь надеваемых одехса: «Об уборе дам, имеющих приезд ко двору», «О назначении, в какие празд­ники какое платье носить особам обоегО пола, имеющим приезд ко двору». И одним из указов Екатерина устанав­ливает новый тип придворного костюма.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.