…От башмаков до шляпы — банты, ленты, банты, ленты…
…Распустят до пояса парики из пакли,
штаны наденут, широкие, все в складках—пузырями,
камзол кургузый, рубашку выпустят
сборками над тощим животом!
Мольер. «Дон Жуан»
а титульном листе собрания сочинений Мольера, изданного в XVII веке, изображены арлекин, пер — .j. л— сонаж комедии дель арте, и галантный кавалер в огромном парике и замысловатой одежде, украшенной бантами, лентами и кружевами. Это обилие украшений, великолепие тканей и впечатляющие размеры костюма отличают классическую моду барокко отнесенную ко времени, которое мы можем назвать периодом Мольера (рис. 110).
Персонажам Мольера, особенно комическим, необыкновенно повезло, ибо костюмы того времени при умелом с ними обращении как будто специально были созданы для комедий. Одним из курьезов моды был ринграв.
С 1660 года из Голландии во Францию была завезена мода на костюмы с рингравами, получившими такое название по имени Рейенграфа фон Сальма, будто бы удивившего своим туалетом Париж, за что благодарные парижане присвоили этой странной одежде имя смелого новатора.
Ринграв представляет собой широкую юбку на сборках, но чаще простеганную складками, декорированную лентами и бантами. Юбка эта прикреплялась к подкладке, которая образовывала две широкие штанины (рис. 111). Поверх богатой рубашки, убранной лентами, кружевами и имеющей два широких, собранных в плече и запястье рукава, надевалась коротенькая безрукавка или жакет с очень маленькими рукавами.
Рис. 111 |
Представьте себе, как может выглядеть фигура, одетая по такой моде! Высокая с конической тульей шляпа едва сидит на голове с ниспадающими на плечи пышными кудрями парика. Короткая безрукавка прикрывает богатырскую мужскую грудь. Между безрукавкой и бедрами, на которых покоится ринграв, проглядывает сильно собранная рубашка с нашитым на нее большим количеством петель из лент и кружев (рис. 112). Широкий ринграв, заложенный в складку и также обшитый лентами, почти достигает колен, где чулки подвязаны лентами, поддерживающими в свою очередь кружевной манжет подвязки. Тонкие щиколотки погружены в вырезные туфли с тупыми носками, прикрытые пышной розеткой из кружев.
Однако многие обходились без ринграва, к узким штанам до колена прикалывая широкие воронкообразные манжеты (канон). Голландские солдаты, офицеры и богатые горожане украшали себя необычайно широкими штанами (к сапогам с раструбами), о чем свидетельствуют Терборх, Метсю, Ян Стен и другие «малые» фламандские и голландские живописцы.
Со второй половины XVII века туфли несколько изменили форму: спереди у них появился высокий язык, прикрывающий подъем, на котором крепились банты и пряжки; щеголи носили на носке еще и кружевные розетки, величине которых придавали особое значение.
Поддерживая престиж отечественного производства, Людовик XIV появлялся на приемах в костюмах, утопающих в обилии бантов, вынуждая придворных к обязательному подражанию. Шелк и бархат Лиона, кружева Алансо — на, Валенсьена украшали костюм придворных.
Портной короля стал оракулом моды, придворные — подражателями, а художники-граверы — пропагандистами ее. И в течение каких-нибудь тридцати лет Франция заняла место полноправной законодательницы мод, имея для этого все основания: собственное производство тканей, отделок, кружев и отличных
мастеров, готовых на любую выдумку во славу заказчиков — сильных мира сего. Там и создавался сложный придворный костюм, богатый и причудливый, как и все искусство этого времени. «…Некогда простые и искренние наши манеры стали теперь неестественными и вычурными. Современные произведения искусства отличаются многословием, чрезмерным обилием эпитетов…» — констатирует шотландский философ XVIII века Генри Хом. Простота в костюме считалась признаком дурного тона. На костюм в большом количестве нашивались ленты (иногда до 500 бантов). Вместе с кружевами они составляли целое состояние. Одним из проявлений желания «особенного» явился большой многослойный парик, который, как мантия, ниспадал с головы крупными, равномерно завитыми локонами.
Рис. 113 |
По мере того как к концу века парик увеличивался в объеме, воротник заменился кружевным галстуком, пеной спускающимся из-под подбородка (рис. 113).
С 1660 года бант из ленты стали прикалывать к левому плечу камзола как особое отличие дворян.
Шляпы также утратили простоту. Они приобрели конусообразную форму с высокими тульями, поля загибались кверху. В конце века, когда парик разделился прямым пробором и поднялся над лбом на высоту лица, шляпа оказалась принадлежностью, которую, являясь ко двору, следовало держать под мышкой или на руке при парадном платье.
Поверх безрукавки и ринграва надевалась широкая шитая перевязь, справа налево пересекающая туловище. Перевязь являлась предметом тщательного украшения и нередко становилась самой дорогой деталью костюма. Эпизод с перевязью Портоса, описанный в романе А. Дюма «Три мушкетера», в котором владелец перевязи, вышитой золотом только спереди, хвастал ею как полноценной, был историческим фактом, послужившим к действительно имевшей место дуэли. Перевязь спускалась ниже бедра, и шпага оставалась сзади. В конце века, когда появились длинные кафтаны с разрезами, перевязь стали носить длиной до колен, пропуская шпагу в разрезы одежды.
Любимыми цветами Людовика XIV были синий, красный и золото. Костюмы придворных усердно варьировали эти сочетания. Французы одевались пестро, предпочитая красные, синие, оливковые, розовые и другие тона костюмов, обильно перегруженных золотом шитья. Пьесы Мольера немыслимы без этих
костюмов, они являются яркой сценической характеристикой, дополняющей острый юмор и сарказм гениального писателя.
Рис. 114 |
На костюм надевался свободный плащ с рукавами и застежкой на пуговицах (навесных) сверху донизу. У этих плащей появились довольно широкие карманы, прорезанные горизонтально на полах. Дело в том, что XVII век был веком обширной колониальной торговли. На столах буржуа и дворянства появляются восточные плоды, пряности, кофе, чай и табак. Табак нюхают и курят, причем в последней четверти этого столетия вошло в моду курить табак из длинных трубок. Не избежали этого увлечения и женщины. Поэтому мужчины и женщины имеют табакерки и платки, без которых употребление табака затруднительно («нос в табаке»). В это время уже появляются очки, напоминающие наше пенсне, веера, которые носят и мужчины. Все эти предметы погружаются в обширные карманы верхней одежды.
Из этой верхней одежды примерно к 1680 году и сформируется кафтан, который будет основной одеждой последней четверти XVII века и первой половины XVIII века.
Кафтан (по-французски жустокорп — «скользящий») — одежда, которая плотно прилегает к корпусу, расширяясь на бедрах. Сантиметров на 10 ниже линии талии на боках образуются фалды (рис. 114, 115). Полы плотно сходятся встык, застегиваясь навесными пуговицами. С 1680 года рукава постепенно стали расширяться книзу, заканчиваясь большим отогнутым манжетом. Такая «большая» и цельная одежда сразу придала мужчинам торжественный и импозантный вид. Так как парик окончательно закрыл плечи и они соответственно были узкими, воротник делался очень маленьким или совсем отсутствовал, зато полы кафтана сверху донизу расшивались шнурами, петлицами, вышивкой, галунами, аппликацией — в общем, всеми доступными портным и вышивальщикам способами. Таким же узором и отделкой покрывались клапаны карманов и огромные отвороты рукавов, фалды на спине.
Под кафтан, повторяя в точности его форму, надевался камзол. В большинстве случаев кафтан и камзол делались из одной ткани, и тогда кафтан носили расстегнутым, а камзол застегнутым на все пуговицы. Они были одной длины и, надетые вместе, представляли внушительное зрелище. Как кафтан, так и камзол делали на цветной подкладке, которая очень
точно подбиралась к цвету верха. Так, например, к темно-коричневому бархатному кафтану, отделанному рисунком с эффектом стриженого бархата, подшивалась розовокоричневая тафтовая подкладка с вытканным на ней рисунком цветов. К голубому кафтану из ткани смеси шелка с шерстью, напоминающей наш репс, подшивалась палевая подкладка. Иногда манжеты кафтана делались из ткани другого цвета в тон отделке. Необходимой частью костюма стал кружевной галстук, который закрывал шею и ложился мягкими складками на ткань камзола. На ленту, застегивающуюся вокруг шеи, пришивали два отдельных собранных куска кружева, и к ним еще пристегивался бант.
Плотный шелковый чулок обтягивал ногу, обутую в высокую закрытую туфлю с огромной пряжкой и очень высоким и широким каблуком. Штаны-кюлот надевали на бедра (а не на талию). Только тогда на кафтане образовывался красивый выгиб длинной спины, который и составлял особое достоинство линии кафтана. Штаны сильно собирались сзади и сажались на сентюр (пояс); спереди они застегивались на клапан (как матросские брюки), а к колену сужались и застегивались на одну или несколько пуговиц. Делались они из той же материи, что камзол и кафтан.
Надо заметить, что камзол мог быть выполнен из другой ткани, гладкой или пестрой, контрастной к ткани кафтана, а в летнее время — из тканей легких, белых и простых. В гардеробе Петра I хранятся камзолы и кафтаны из льна и хлопчатой бумаги, вышитые шелком, серебром и золотом, простеганные особым способом белой нитью.
Верхней одеждой оставался плащ, ткань его менялась по сезону: от двусторонней суконной, подбитой мехом зимой, до легкого бархата, шерсти и шелка летом. В большом распространении была домашняя одежда: халаты и тонкие капоты, на подкладке в жару и стеганные на вате в холод.
В XVII веке была введена форма французской королевской гвардии, а затем и форма во всех войсках других государств. В России Петр I также ввел военную форму; ранее других была введена форма Преображенского полка (зеленая с красным), бомбардиром которого являлся сам царь. Покрой формы был таким же, как у кафтанов и камзолов, только петлицы и отвороты у обшлагов делались красного цвета и шитье имело определенную форму, установленную потом как образец военной мундирной орнаментики.
В последней четверти XVII века история женского костюма прошла по точно определенным двум путям: создание форм придворного платья и платья буржуазного, то есть такого, каким его приспособили буржуа к своему образу жизни и понятию красивого.
Общий силуэт и характер костюма. Маленькая изящная голова со связанным на затылке узлом волос и спускающимися от него двумя длинными локонами покоилась на длинной шее и обнаженных плечах.
Стан затягивался в искусно сделанный корсет на металлических прокладках. Тонкая до пределов возможного талия переходила в небольшую колоколообразную юбку
(рис. 116). Юбок было несколько, делались они из плотного, но не тяжелого материала. Костюмы имели точно определенное сезонное выражение: для зимы — из толстых тканей с мехом, накидками, пелериной, для весны и лета — из более легких тканей. Таков общий характер костюма (рис. 117).
Рис. 116 |
Рис. 117 |
Корсет отделывался нарядной тканью, украшался наслоением из бантов и лент и надевался отдельно, но так, чтобы его «чистовая» часть была открыта. Сверху надевалось платье, а под него юбка, украшенная горизонтально положенными оборками — кружевами, другой тканью. Верхнее платье (роб) в придворных туалетах оканчивалось шлейфом, задрапированным с одного бока и ниспадающим далеко назад. Шлейф мог быть также задрапирован двумя симметричными подборами и тогда делался на цветной подкладке, что усиливало и без того внушительное в цвете впечатление от костюма, сделанного из дорогой парчи, брокатели (парча с мелким бархатные узором), тафты, атласа. Такое платье называлось королевским.
К придворному туалету полагались прическа и чепец «фон — танж», названный по имени изобретательницы его м-ль Фонтанж. Это сложное сооружение из проволоки, лент и локонов одно время было обязательным при дворе, хотя и доставляло много неприятностей, так как постоянно сползало набок и грозило развалиться. С подобным убором поневоле приходилось соблюдать неподвижную величественность, хотя он как нельзя более гармонировал с громадными мужскими париками. Их носили даже дома с так называемыми неглиже — домашними утренними пеньюарами, накидками, домашними кружевными передниками. В прохладную погоду дамы набрасывали сверху накидки и плащи, а руки прятали в меховые муфты, которые с легкой руки Людовика XIV стали обязательной частью туалета и мужчин. Как-то на параде он замерз и попросил у рядом стоящей дамы муфту, а назавтра все явились ко двору с висящими на длинных шнурах меховыми муфтами.
По-иному выглядели костюмы буржуазок, такие же по силуэту, но с полным отсутствием излишеств, из более простых и однотонных тканей. В этих костюмах наблюдалось уже изящество — качество, столь необходимое для перехода к новому веку с его новыми эстетическими требованиями.
Небрежность мне милее, чем искусство, Что выверяет каждую деталь. Геррик* МАСТЕРАМ МОДЫ и костюма XVIII века было легко уже потому, что предыдущий век, как хороший закройщик, создал модели, «выкройками» которых будут пользоваться почти два столетия. Настало время отшлифовать формы, приладить детали, позаботиться о соблюдении чувства вкуса. Знаменательно, что именно в этом веке превосходный английский художник-живописец, гравер и теоретик искусства Хогарт в книге «Анализ красоты» именует главы: «О соответствии», «О простоте и ясности», «О сложности», «О величине». Он пишет: «…неуместные и несовместимые излишества всегда вызывают смех, особенно когда формы этих излишеств не отличаются изяществом, т. е. когда они однообразны по своим очертаниям. Так, например, никогда не выбирают две мушки одного размера и не помещают на одной и той же высоте. Но если локоны чопорно спускаются попарно и на равном расстоянии, то они теряют желаемый эффект и не заслуживают, чтобы их любили». (Курсив мой.— Р. 3.) Вспомните XVII век. Ведь в XVII веке идеалом высокого искусства были именно чопорность, симметрия, порядок и математическая точность. «…Но все течет, все изменяется. Кто достиг вершины, тот идет вниз. Для французской сословной монархии спуск вниз начался, как известно, уже при жизни Людовика XIV и затем беспрерывно продолжался вплоть до революции. «Король-Солнце», |