В первые годы XX в. все платья еще волочились по земле, подметая улицы и паркеты. Но в мировой моде уже появились попытки ввести короткие платья. В Европе этому по — ложил начало Migdzynarodowy Instytut Krawiecki (Международный институт закройщиков) в Дрездене, который в 1902 г. выставил много образцов эстетичных и разнообразных по покрою спортивных платьев (для гребли, крокета), а также множество образцов летних костюмов, платьев для путешествий и улицы, обеспечивающих свободу движения и уже столь коротких, что была видна обувь до щиколотки. В начале XX в. «хотя в Париже трены были уже отброшены и платья едва касались земли, практичные англичанки придумали porte-jnpe, … а именно… к ленте, охватывающей талию, пришивали резинки, две спереди, три сзади, которые оканчивались застежками, употреблявшимися для подвязок. Эти застежки удерживали платья на определенной высоте, не портя его и не приминая. Это было, естественно, не очень красиво, … но удобно, к тому же женщины могли держать в руках муфты и зонтики. Это новшество касалось только уличных платьев…» [57].
Женские журналы в Польше рекламировали дрезденские модели, решая композицию коротких платьев как принципиально новые модели, а не как простое укорочение старых платьев На-
Прогулочное платье с болеро из шерсти в клетку. Крой дай в половинном размере. Масштаб приблизительный: 1—перед болеро; 2— спинка болеро; 3— верхняя половинка рукава; 4 — нижняя половинка рукава; 5 — передняя часть юбки; 6 — боковая и задняя части юбки; 7 — манжета; 8 — воротник; 9 — карман; 10 — клип I; // — клин II; 12 — клин III; 13 — клин IV |
чались поиски идей в народном костюме [58]. В Париже и Лондоне платья без тренов были приняты раньше, чем в Польше. В то время, когда там уже носили костюмы tailleur длиной почти до земли, в Польше еще были распространены трены [59].
Костюм реформ из английской ткани в клетку, состоящий из короткой юбки и жакета. Расход материалов: 5,5 м шерсти двойной ширины, 4,5 м подкладочного шелка; 10 см бархата по косой нити, 3 пуговицы. Крой дан в половинном размере. Стрелки показывают направление нитей в ткаии. Штриховая линия обозначает место перегиба ткани: 1 — рукав; 2 — задняя часть юбкн; 3 — бочок задней части юбки; 4 — бочок передней части юбки; 5 — перед юбки; 6 — воротник; 7 — боковая часть спинки жакета 8 — спинка жакета; 9 — бочок переда жакета; 10 — перед жакета |
Домашнее платье покроя принцесс, состоящее из блузки — и верхнего платья. Крой дан в половинном размере. Штриховая линия обозначает место перегиба ткани:
1 — спинка блузки; 2 — перед блузки; 3 — рукав блузки; 4 — манжета блузки; 5 — спинка платья; 6 — бочок переда платья; 7 — перед платья; 8 — рукав платья; В — воротник
47. Одежда 1900-х годов. Характерные элементы: рукав «жнго», шемизетка, закрывающая шею, пояс
48. Летнее платье с туникой, 1901 г.
49. Летнее платье из модной в то время ткани с разномасштабным горохом
В 1904 г. укороченное платье называли в Польше trotteuses[14]. Оно было все на подкладке, еще очень широким внизу и заканчивалось тесьмой с шелковой щеточкой. Носили его только на улице, в утренние часы. В салонах же еще долго царствовали исполинские трены со множеством рюшек и оборок.
Покрой платья был в то время очень сложным. Верх плотно облегал фигуру, имел отрезные бочка или многочисленные клинья и вытачки. Часто применялся фрачный покрой [15]. Много платьев имело спереди пристегивающиеся пуговицами пластроны или жилеты из других, преимущественно легких, тканей. Лиф платья притачивали непосредственно к юбке или к мысо — образному поясу (ил. 47), плотно облегавшему талию и удерживающему тяжелую юбку. Кроме своей основной функции, он должен был оптически удлинять талию спереди. Ниже талии платье было облегающим, внизу — расклешенным, что достигалось применением многочисленных продольных клиньев и разного рода воланов. В летних платьях из тонких тканей делали иногда
50. Летнее платье, сшитое из двух разных тканей, подкладка просвечивает сквозь ткань верха |
так называемую тупику, т. е. вторую, более короткую юбку, надеваемую сверху (ил. 48).
Линия моды этого времени адаптировала форму платья покроя принцесс, крой которого применялся сначала лишь для вечерних туалетов, а в 1898—1910 гг. привился и в повседневной одежде. В платьях покроя принцесс лиф был цельнокроенным с юбкой, а форма моделировалась продольными рельефами. Платье по-
65 |
51. Прогулочное платье
52. Платье покроя принцесс, выражавшее стремление к упрощению кроя
кроя принцесс привилось легче, чем мешковатое платье реформ, имело легкое прилегание в талии и надевалось на корсет[16]. Форма платья принцесс была результатом согласия тенденций реформы и вкусов того времени. •
В описываемый период носили уже три типа платьев: модерн, опирающееся на бедра, с широким низом (ил. 49, 50, 51), реформ с длинными, с самого верха заплиссированными фалдами (см. ил. 22), и покроя принцесс, плавно облегающее фигуру (ил. 52).
Болеро было обязательным дополнением к каждому туалету (ил. 53). Его считали очень практичным и необходимым в туалете для прогулок. Сначала болеро были довольно короткими, а с 1901 г. заметно удлинились сзади, приобрели форму фрака. Некоторые болеро были похожи на удлиненные лифы с басками.
В этот период рукава были различной формы (ил. 54): прямыми и гладкими, так называемыми английскими; были рукава с буфами, которые «путешествовали» в течение нескольких лет сверху до локтя, а позже до ладони, и возвращались вверх; были также рукава с характерными чертами стилей ренессанс и барокко. Популярна была форма рукава gigot, унаследованная от прошлого столетия, а также рукав, состоящий из двух частей: верхней, обильно присборенной, и нижней, узкой и тесно облегающей руку от локтя до кисти (ил. 55).
53. Популярное болеро с пенящимся жабо, 1903 г. |
54. Рукава характеризовало огромное богатство форм, в которых проявилось влияние различных стилей, 1906 г. |
Рукава у бальных платьев практически отсутствовали; плечи были едва окружены кусочками газа, кружевом или лентами. Венский модерн показывал обнаженные плечи, на которых едва удерживались маленькие бретельки платья (ил. 56). Парижские же платья имели маленькие рукавчики, иной раз доходившие до локтя, из упругого и прозрачного газа, движущегося в танце, как крылья мотылька.
Воротники. Мода того времени требовала закрывать шею. Были популярны шемизетки (см. ил. 47), сделанные из тонких тканей, светлых, преимущественно драпированных, густо плиссированных или уложенных в складки. У накидок были довольно высокие воротники a la Medici, облегающие шею и расширяющиеся веерообразно вверх. Маленькие воротнички с лацканами и манжеты часто делали из бархата или кружева. Кроме того, иногда употреблялись широкие и плоские воротники из гипюра или ткани, покрытой вышивкой, часто перекрывающие своими широкими отворотами пле-
чн (пл. 57). К ним, в частности, относятся воротники-пелерины, сшта пленные из двух оборок. Широкие воротники оставляли едва прикрытой шею, и поэтому на маленьких подворотничках носили и шемизетки.
lion. Ifa шее носили различного рода накидки, так называемые 1><>,-| или fichu (косынка, ил. 58- 60), «свитки» газа, шарфы in ноля, атласа или плиссированного муслина. Боа делали из |намых или черных петушиных перьев; наиболее элегантными, о hi iKo, считались боа из меха лисы.
f
■I
i
57. Пальто, отделанное большим воротником из гипюра
58. Боа было изысканным элементом костюма
59. Костюм и боа. Немецкая карикатура, изображающая мещанскую пару, 1904 г.
60. Боа привилось в Польше