Крой платьев несколько упростился, а необлегающий силуэт допускал определенные мелкие вольности как при раскраивании, так и при пошиве. Юбки стали свободнее и прямее. Рукава кимоно или низко втачанные не требовали тщательной подгонки. Сделать их на сантиметр ниже или выше не (шло уже так важно, как в предыдущий период. Исчезли расшитые клешеные юбки, в которых каждый шов требовал огромной тщательности — исполнения. Подкладка стала постепенно ис — 41 ить. Тенденцией моды было расширение и удлинение силуэта.
В 1913 и 1914 г. платья открывали уже всю ступню. Трен, к 1к н прежде, применялся лишь в платьях для визитов, но ви — поп.1менился, превратившись в прямой кусок ткани, тянущийся •а платьем. Трен был длинным, крепился по линии талии, а при прекращении ходьбы закручивался вокруг ног. Он утратил прежнюю пышность и декоративность и получил черты руди — мепырпости.
Все платья этого периода имели высоко обозначенную линию пиши, тупики поверх юбок (см. ил. 86, 92 и 109), а также
109. Модная туника, около 1911 г. |
110. Элегантный домашний туалет, так называемый tea gowne с поднятым лифом, 1908 г.
драпировки из ткани платья на плечах (см. ил. 94, 95). Тунику шили из легких, прозрачных, преимущественно другого цвета, нежели платье, тканей; цвет платья был слегка приглушенным. Делали тунику из toile de laine, из шелкового гладкого или в черный горошек муслина, иногда из батиста, отделанного английской вышивкой, кроме того, из белого кружевного полотна, тюля и т. д. Туники отделывали бахромой из жемчужин, расшивали бисером. Зимой носили туники из тканей более толстых, чем ткань платья. Туники были с закругленным разрезом с одного бока или спереди и сужались возле коленей. Носили асимметричные туники, подколотые с одной стороны. Их делали сборчатыми, фалдящими, отделывали мехом, а иногда подшивали эластичной тесьмой, благодаря чему выше коленей образовывалось нечто вроде баллона.
На званый обед надевали платья из венецианского гипюра на черной подкладке, отделанной снизу бархатной полосой, выступающей из-под зубчатого края гипюра. В платьях для визитов узенькие юбки специального покроя открывали при движении ноги выше щиколоток, а иногда даже до коленей. В платьях типа lingerie с течением времени также происходили изменения.
Сначала летние платья делали из вуали или linon в сочетании с кружевом, а в 1914 г. ввели материал, названный органди. Это был вид просвечивающегося батиста, одноцветный или в полоску; его уже не отделывали кружевом, а лишь драпировали. Послеобеденные платья, называемые tea gowne и предназначенные для домашних приемов, были всегда обильно драпированными и длинными, до самого пола (ил. 110). В 1909 г. послеобеденные платья дополнялись жакетами, часто из другого материала, например из рифленых тканей или из атласа «дюшес».
Новинкой были белые тюлевые платья с юбочкой, состоящей из нескольких наложенных одна на другую туник, которые отделывались богатой вышивкой, рюшами из тафты и дополнялись шарфами. Иногда их носили на подкладке из розовой тафты.
Платья продолжали шить из двух тканей, с той только разницей, что ткани теперь накладывали одна на одну так, чтобы обе были видны и чтобы обе играли равные роли. Платья зимние из шерсти имели еще юбки с подкладкой.