ПЛАТЬЯ

В первые годы XX в. все платья еще волочились по земле, подметая улицы и паркеты. Но в мировой моде уже появились попытки ввести короткие платья. В Европе этому по — ложил начало Migdzynarodowy Instytut Krawiecki (Междуна­родный институт закройщиков) в Дрездене, который в 1902 г. выставил много образцов эстетичных и разнообразных по по­крою спортивных платьев (для гребли, крокета), а также мно­жество образцов летних костюмов, платьев для путешествий и улицы, обеспечивающих свободу движения и уже столь коротких, что была видна обувь до щиколотки. В начале XX в. «хотя в Па­риже трены были уже отброшены и платья едва касались земли, практичные англичанки придумали porte-jnpe, … а именно… к ленте, охватывающей талию, пришивали резинки, две спереди, три сзади, которые оканчивались застежками, употреблявши­мися для подвязок. Эти застежки удерживали платья на опреде­ленной высоте, не портя его и не приминая. Это было, естест­венно, не очень красиво, … но удобно, к тому же женщины могли держать в руках муфты и зонтики. Это новшество каса­лось только уличных платьев…» [57].

Женские журналы в Польше рекламировали дрезденские модели, решая композицию коротких платьев как принципиально новые модели, а не как простое укорочение старых платьев На-

ПЛАТЬЯ

Прогулочное платье с болеро из шерсти в клетку. Крой дай в половинном размере. Масштаб приблизительный:

1—перед болеро; 2— спинка болеро; 3— верхняя половинка рукава; 4 — нижняя половинка рукава; 5 — передняя часть юбки; 6 — боковая и зад­няя части юбки; 7 — манжета; 8 — воротник; 9 — карман; 10 — клип I;

// — клин II; 12 — клин III; 13 — клин IV

чались поиски идей в народном костюме [58]. В Париже и Лон­доне платья без тренов были приняты раньше, чем в Польше. В то время, когда там уже носили костюмы tailleur длиной почти до земли, в Польше еще были распространены трены [59].

ПЛАТЬЯ

Костюм реформ из английской ткани в клетку, состоя­щий из короткой юбки и жакета. Расход материалов: 5,5 м шерсти двойной ширины, 4,5 м подкладочного шелка; 10 см бархата по косой нити, 3 пуговицы. Крой дан в половинном размере. Стрелки показывают на­правление нитей в ткаии. Штриховая линия обозначает место перегиба ткани:

1 — рукав; 2 — задняя часть юбкн; 3 — бочок задней части юбки; 4 — бочок передней части юбки; 5 — перед юбки; 6 — во­ротник; 7 — боковая часть спинки жакета 8 — спинка жакета; 9 — бочок переда жакета; 10 — перед жакета

ПЛАТЬЯ

Домашнее платье покроя принцесс, состоящее из блузки — и верхнего платья. Крой дан в половинном размере. Штриховая линия обозначает место перегиба ткани:

1 — спинка блузки; 2 — перед блузки; 3 — рукав блузки; 4 — манжета блузки; 5 — спинка платья; 6 — бочок переда платья; 7 — перед платья; 8 — рукав платья; В — воротник

ПЛАТЬЯ

47. Одежда 1900-х годов. Характерные элементы: рукав «жнго», ше­мизетка, закрывающая шею, пояс

ПЛАТЬЯ

ПЛАТЬЯ

48. Летнее платье с туникой, 1901 г.

49. Летнее платье из модной в то время ткани с разномасштабным горохом

В 1904 г. укороченное платье называли в Польше trotteuses[14]. Оно было все на подкладке, еще очень широким внизу и закан­чивалось тесьмой с шелковой щеточкой. Носили его только на улице, в утренние часы. В салонах же еще долго царствовали исполинские трены со множеством рюшек и оборок.

Покрой платья был в то время очень сложным. Верх плотно облегал фигуру, имел отрезные бочка или многочисленные клинья и вытачки. Часто применялся фрачный покрой [15]. Много платьев имело спереди пристегивающиеся пуговицами пласт­роны или жилеты из других, преимущественно легких, тканей. Лиф платья притачивали непосредственно к юбке или к мысо — образному поясу (ил. 47), плотно облегавшему талию и удержи­вающему тяжелую юбку. Кроме своей основной функции, он должен был оптически удлинять талию спереди. Ниже талии платье было облегающим, внизу — расклешенным, что достига­лось применением многочисленных продольных клиньев и разного рода воланов. В летних платьях из тонких тканей делали иногда

ПЛАТЬЯ

50. Летнее платье, сшитое из двух разных тканей, подкладка просвечивает сквозь ткань верха

так называемую тупику, т. е. вторую, более короткую юбку, на­деваемую сверху (ил. 48).

Линия моды этого времени адаптировала форму платья покроя принцесс, крой которого применялся сначала лишь для вечерних туалетов, а в 1898—1910 гг. привился и в повседневной одежде. В платьях покроя принцесс лиф был цельнокроенным с юбкой, а форма моделировалась продольными рельефами. Платье по-

ПЛАТЬЯ

65

ПЛАТЬЯ

51. Прогулочное платье

52. Платье покроя принцесс, выражавшее стремление к упрощению кроя

кроя принцесс привилось легче, чем мешковатое платье реформ, имело легкое прилегание в талии и надевалось на корсет[16]. Форма платья принцесс была результатом согласия тенденций реформы и вкусов того времени. •

В описываемый период носили уже три типа платьев: мо­дерн, опирающееся на бедра, с широким низом (ил. 49, 50, 51), реформ с длинными, с самого верха заплиссированными фал­дами (см. ил. 22), и покроя принцесс, плавно облегающее фи­гуру (ил. 52).

Болеро было обязательным дополнением к каждому туа­лету (ил. 53). Его считали очень практичным и необходимым в туалете для прогулок. Сначала болеро были довольно корот­кими, а с 1901 г. заметно удлинились сзади, приобрели форму фрака. Некоторые болеро были похожи на удлиненные лифы с басками.

В этот период рукава были раз­личной формы (ил. 54): прямыми и гладкими, так называемыми ан­глийскими; были рукава с буфами, которые «путешествовали» в тече­ние нескольких лет сверху до локтя, а позже до ладони, и возвращались вверх; были также рукава с харак­терными чертами стилей ренессанс и барокко. Популярна была форма рукава gigot, унаследованная от прошлого столетия, а также рукав, состоящий из двух частей: верхней, обильно присборенной, и нижней, узкой и тесно облегающей руку от локтя до кисти (ил. 55).

ПЛАТЬЯ

53. Популярное болеро с пеня­щимся жабо, 1903 г.

54. Рукава характеризовало огром­ное богатство форм, в которых про­явилось влияние различных стилей, 1906 г.

ПЛАТЬЯ

Рукава у бальных платьев прак­тически отсутствовали; плечи были едва окружены кусочками газа, кру­жевом или лентами. Венский модерн показывал обнаженные плечи, на которых едва удерживались ма­ленькие бретельки платья (ил. 56). Парижские же платья имели ма­ленькие рукавчики, иной раз дохо­дившие до локтя, из упругого и про­зрачного газа, движущегося в танце, как крылья мотылька.

Воротники. Мода того времени требовала закрывать шею. Были популярны шеми­зетки (см. ил. 47), сделанные из тонких тканей, светлых, пре­имущественно драпированных, густо плиссированных или уло­женных в складки. У накидок были довольно высокие ворот­ники a la Medici, облегающие шею и расширяющиеся вееро­образно вверх. Маленькие во­ротнички с лацканами и ман­жеты часто делали из бархата или кружева. Кроме того, ино­гда употреблялись широкие и плоские воротники из гипюра или ткани, покрытой вышив­кой, часто перекрывающие сво­ими широкими отворотами пле-

ПЛАТЬЯ

чн (пл. 57). К ним, в частности, относятся воротники-пелерины, сшта пленные из двух оборок. Широкие воротники оставляли едва прикрытой шею, и поэтому на маленьких подворотничках носили и шемизетки.

lion. Ifa шее носили различного рода накидки, так называе­мые 1><>,-| или fichu (косынка, ил. 58- 60), «свитки» газа, шарфы in ноля, атласа или плиссированного муслина. Боа делали из |намых или черных петушиных перьев; наиболее элегантными, о hi iKo, считались боа из меха лисы.

f

ПЛАТЬЯ

ПЛАТЬЯ

■I

i

57. Пальто, отделанное большим воротником из гипюра

58. Боа было изысканным элементом костюма

59. Костюм и боа. Немецкая карикатура, изображающая мещанскую пару, 1904 г.

ПЛАТЬЯ

60. Боа привилось в Польше

ПЛАТЬЯ

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.