Археологические раскопки дают возможность судить о том, что одежда появилась 40—25 тыс. лет назад, т. е. на самых ранних этапах развития человеческого общества.
Гораздо позже появилась обувь, так как она была менее распространенной, нежели другие элементы костюма. ;
Мы привыкли к одежде настолько, что кажется, будто она существовала во все времена. Тем более, что часто меняющийся ее облик не дает возможности одежде устаревать.
История одежды интересна и поучительна, хотя сама одежда часто не отличается безупречностью. Одежда помогает нам разобраться в обычаях и нравах людей разных эпох, дает представление о культуре, о духовной жизни разных народов и эпох. К истории одежды относится история возникновения, как одного из самых древних видов ремесла, портновского искусства.
Одежда стала жизненной необходимостью, поэтому она не могла не возникнуть. Теперь-то понятно, что одежда появилась не сразу. Менялись климатические условия, расселялись поселения людей. В северной полосе — холодно, в южной — значительно теплее. Частые сюрпризы приносила природа: град, снег, дождь. Защита от холода для человека стала первой необходимостью.
Все имеющиеся в обиходе средства первобытный человек использовал, спасаясь от холода. Шкуры животных, древесная кора, листья — спасали человека от холода. Эти изделия сослужили человеку хорошую службу в борьбе за ‘существование. Именно создание одежды и явилось результатом борьбы за жизнь.
Таким образом, можно сказать, что одежда — одно из составляющих средств защиты юла человека от капризов природы.
Одежда сочетает в себе целесообразность и красоту. С одной стороны, одежда выполняет практическую функцию, защищая человека от ветра и дождя, жары и холода; с другой — одежда несет эстетическую функцию, украшая человека.
Еще в глубокой древности, спасаясь от непогоды и укусов насекомых, человек облеплял себя глиной, гря-
зыо и даже жиром. Позже, пытаясь решить эту же проблему, использует растительные краски: охру, известь, сажу, индиго.
С целью украшения тело раскрашивалось различными красками и способами. Непрактичная окраска в дальнейшем заменяется татуировкой. Как символические и защитные элементы в костюме использовались зубы, кости, перья убитых животных. Прокалывая отверстия в ушах, носу, щеках, губах, человек создаст искусственные точки крепления для своих символов и оберегов. Обереги и символы уже являются украшениями.
Окраска, татуировка тела — предшественники одежды, в дальнейшем выполняют эстетическую функцию. При появлении одежды из волокнистых материалов узоры окраски и татуировки продолжают оставаться в костюме.
Впоследствии эти узоры были перенесены на ткань, например.’ клетчатый узор татуировки древних кельтов так и остался’национальным узором шотландской одежды.
Появляется новое значение украшений в историческом костюме — сословное. Итак, уже известно три значения украшений: символическое, эстетическое, сословное.
Усложнились и разнообразились их формы:
1) съемные, временно укрепляющиеся нателе: серьги, браслеты, перстни, обручи;
2) неподвижные, укрепленные на ткани: печатный рисунок, вышивки.