С |
илуэт костюма это проекция на плоскость контура фигуры человека в костюме.
Многообразие теоретически возможных и встречающихся в истории костюма силуэтов позволяет создать обобщенное множество силуэтных форм. Они имеют конечное число вариантов, так как ограничены возможностями формообразования в костюме и пластикой фигуры человека. Следовательно, их можно представить в виде схемы, обобщить до символа и классифицировать. Живописцы и скульпторы, создающие теории своего искусства и ищущие законы гармонии, часто прибегают к этому способу систематизации.
Схема не отдаляет зрителя от предмета, а позволяет показать суть и структуру силуэта костюма, представить его как символ целого множества. В середине XX в. появилась дополнительная потребность в систематизации информации — необходимость передачи точных описаний моделей одежды. Получаемые данные позволяли моделировать и прогнозировать моду.
В |
этой работе из общих принципов комбинирования форм рассматриваются только фор — мосложение и формо — вычитание.
Формосложение — композиционный прием, основанный на получении новой формы путем наложения одной или нескольких базовых форм костюма друг на друга.
Формовычитание также является композиционным приемом, но предполагает вычленение каких-либо частей из цельной формы костюма, соответствующей базовой {рис. 18).
При формосложе — нии, как и при формо — вычитании, учитываются пропорции фигуры человека и предполагаемых форм костюма, симметричность расположения форм относительно оси симметрии человеческой фигуры.
На основе различных модификаций с базовой формой, т. е. геометрической структурой силуэта костюма, строились новые вариатггы — модных силуэтов и рассчитывались периоды возобновления их актуальности73. Форма, в которой заложена структура, исходная для последующих вариаций, была I юзвана базовой формой. В результате аппроксимации (упрощения по определенным правилам) всех силуэтов исторических костюмов было создано обобщенное множеств во, из которого вычленили три базо вые формы, приближенные к простей шим геометрическим фигурам. Исс |
Рис. 23. Костюмы фирмы Жан/.’юсе |
дователи определили, что костюмы XX в. в проекции представляют собой разные виды трапеций, прямоугольников, окружностей, кривых, различающихся характером линий, соотношением пропорций длины и ширины. Это прямоугольник, трапеция и овал {рис. 20-22), Силуэты, форма которых в точности соответствует этим трем фигурам, в истории костюма встречаются редко, но подобный подход позволил свести описание силуэтов к поиску приближенных аналогов. Позже к этим формам добавилась еще одна, состоящая из двух треугольников, соединенных вершинами, — приталенный силуэт (рис. 19).
На сегодняшний день четыре перечисленные формы считаются базовыми при проектировании костюма XX в. Их используют или в чистом виде (максимально приближенном по форме), или комбинируя путем повторения или деформации в костюме одной или нескольких базовых форм (рис. 18). При этом используют законы гармонии и пропорциональных членений, характерные для каждого времени.
Наряду с «модой» и «стилем» существуют такие понятия, как «эклектика» и «китч», которые позволяют идентифицировать и дифференцировать особенности процессов организации внешней среды. Эти процессы представляются крайне интересными для специалистов, занимающихся модой и стилем.
Эклектика и китч — явления не менее значительные, чем мода. Они строятся на основе тех же стилевых черт и также