ПРИНЦИПЫ КОМБИНИ­РОВАНИЯ СИЛУЭТ ФОРМ В КОСТЮМЕ

С

илуэт костюма это проекция на плоскость контура фигуры че­ловека в костюме.

Многообразие теоретически воз­можных и встречающихся в истории костюма силуэтов позволяет создать обобщенное множество силуэтных форм. Они имеют конечное число вари­антов, так как ограничены возможнос­тями формообразования в костюме и пластикой фигуры человека. Следова­тельно, их можно представить в виде схемы, обобщить до символа и класси­фицировать. Живописцы и скульпторы, создающие теории своего искусства и ищущие законы гармонии, часто при­бегают к этому способу систематиза­ции.

Схема не отдаляет зрителя от пред­мета, а позволяет показать суть и струк­туру силуэта костюма, представить его как символ целого множества. В сере­дине XX в. появилась дополнительная потребность в систематизации инфор­мации — необходимость передачи точ­ных описаний моделей одежды. Полу­чаемые данные позволяли моделиро­вать и прогнозировать моду.

В

этой работе из общих принци­пов комбиниро­вания форм рассмат­риваются только фор — мосложение и формо — вычитание.

Формосложение — композиционный при­ем, основанный на по­лучении новой формы путем наложения од­ной или нескольких ба­зовых форм костюма друг на друга.

Формовычитание также является компо­зиционным приемом, но предполагает вычле­нение каких-либо час­тей из цельной формы костюма, соответствую­щей базовой {рис. 18).

При формосложе — нии, как и при формо — вычитании, учитывают­ся пропорции фигуры человека и предполага­емых форм костюма, симметричность распо­ложения форм относи­тельно оси симметрии человеческой фигуры.

ПРИНЦИПЫ КОМБИНИ­РОВАНИЯ СИЛУЭТ ФОРМ В КОСТЮМЕ

На основе различных модификаций с базовой формой, т. е. геометричес­кой структурой силуэта костюма, стро­ились новые вариатггы — модных силуэ­тов и рассчитывались периоды возоб­новления их актуальности73. Форма, в которой заложена структура, исход­ная для последующих вариаций, была I юзвана базовой формой.

В результате аппроксимации (упро­щения по определенным правилам) всех силуэтов исторических костюмов было создано обобщенное множеств во, из которого вычленили три базо вые формы, приближенные к простей шим геометрическим фигурам. Исс

Рис. 23. Костюмы фирмы Жан/.’юсе

ПРИНЦИПЫ КОМБИНИ­РОВАНИЯ СИЛУЭТ ФОРМ В КОСТЮМЕ

дователи определили, что костюмы XX в. в проекции представляют собой разные виды трапеций, прямоугольни­ков, окружностей, кривых, различаю­щихся характером линий, соотноше­нием пропорций длины и ширины. Это прямоугольник, трапеция и овал {рис. 20-22), Силуэты, форма которых в точности соответствует этим трем фигурам, в истории костюма встреча­ются редко, но подобный подход поз­волил свести описание силуэтов к по­иску приближенных аналогов. Позже к этим формам добавилась еще одна, состоящая из двух треугольников, со­единенных вершинами, — приталенный силуэт (рис. 19).

На сегодняшний день четыре пере­численные формы считаются базовы­ми при проектировании костюма XX в. Их используют или в чистом виде (мак­симально приближенном по форме), или комбинируя путем повторения или деформации в костюме одной или не­скольких базовых форм (рис. 18). При этом используют законы гармонии и пропорциональных членений, харак­терные для каждого времени.

Наряду с «модой» и «стилем» суще­ствуют такие понятия, как «эклектика» и «китч», которые позволяют иденти­фицировать и дифференцировать осо­бенности процессов организации внешней среды. Эти процессы пред­ставляются крайне интересными для специалистов, занимающихся модой и стилем.

Эклектика и китч — явления не менее значительные, чем мода. Они строятся на основе тех же стилевых черт и также

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.