Рис. 67. Леди Паже в костюме Клеопатры работы Дома Worth. 1897 |
Если бы стилистические явления носили случайный характер и были вне всякой сферы компетенции, то они бы не замечались.
М. Риффатер
Если ты не согласен с эпохой,
охай.
Ю. Тынянов39
С |
тилизация» в практике моделирования костюма является «италийским Янусом» стилеобразования. Этот термин употребляется в двух значениях.
Первое значение стилизации — намеренная и явная имитация того или иного стиля, полное или частичное воспроизведение его стилевых черт (важнейших особенностей). Костюм, сознательно стилизованный под исторический или этнический (народный или светский костюм людей определенной национальности), создавался для театральных подмостков и маскарадов. Связано это было с введением почти в конце XVIII в. историзма в европейском театре, когда актерам понадобились костюмы, соответствующие действию пьесы. До этого момента, например, в испанском театре «…Кориолан и Нерон были одеты, как Хуан Австрийский, римские и греческие воины больше походили на испанских солдат, и нередки были случаи,
когда на сцене стреляли из мушкетов, хотя действие происходило задолго до изобретения пороха»40. В течение XX в. стилизованный костюм все более отдалялся от прототипа. Сценический костюм не ставил задачи воспроизвести все детали исторического оригинала. Современная стилизация для сцены предполагает «цитирование» только общих черт, позволяющих узнавать эпоху и добавлять ему современной зрелищности (рис. 67). Исторический и этнический костюмы стали привычными источниками новых идей модельеров XX в.
Рис. 68. Модель Поля Пуаре. 1908. Иллюстрация Лепапа |
По словам Р. Бирбома «моды образуют круг, и, двигаясь по этому кругу, мы, всякий раз оказываемся дальше от последней моды, чем от давно устаревшей». Периодичность обращения к истории — естественная потребность человеческой памяти. Примером подобной «ретроспективы» служит костюм конца XVIII — начала XIX вв., когда каждая модная европейская барышня желала походить на античную статую.
Эти закономерности «возрождения конкретных образцов» интересуют философов и историков до сих пор, начиная с Освальда Шпенглера и основателей «Анналов»41.
Были проведены многочисленные исследования, проанализировав которые мы можем позволить себе описать последнее столетие как период постоянно наслаивающихся реминисценций. Воспоминания потомков хаотичны и могут соединять одновременно несколько удаленных друг от друга эпох. Поль Пуаре и Лев Бакст ввели
в моду восточный национальный костюм с соответствующей пластикой и декором. Одновременно существовала тенденция к лаконичности форм и абстрактным рисункам, впоследствии удачно подхваченная Эльзой Скьяпарелли и Жаком Пату. Последние предвоенные коллекции К. Баленсиаги были обращены к светскому костюму XVIII в., вто время как в моде была функциональная Шанель и огромное влияние оказывал «Баухауз». Мода конца столетия состояла из калейдоскопа образов разных десятилетий XX в.
Рис. 69. Мода 80-х годов XX в. 82 |
Второе значение стилизации — совокупность художественных приемов, с помощью которых на основе первоисточника создаются новые оригинальные произведения. Первоисточниками могут быть исторический стиль, мотивы природы и т. д. Наиболее показательны в данном случае примеры живописных работ Питера Брейгеля Старшего, «Мужицкого», Иеронимуса Босха, Франсиско Гойи, Александра Бенуа и Казимира Малевича. Они могут рассматриваться как «пособие» по стилизации и формированию самобытной манеры автора.
Этот вариант стилизации зародился раньше, чем описанный выше, он проявился еще в искусстве Древнего Египта, когда цветок лотоса и священные животные были настолько мастерски стилизованы, что образовывали узнаваемую систему приемов художественного выражения, считающуюся некоторыми уче
ными первым сознательно созданным художественным стилем.
Рис. 70. Шляпа «Пиковая дама» Дом Бруйер. Париж. 1940 |
В произведениях Древнего Египта стилизация определяется не по узнаванию используемых элементов первоисточника, а по умению от него «отойти».
Позднее эти принципы стилизации были канонизированы иконописцами, а образующиеся на основе стилизации индивидуальные стили составили основу узнавания искусства целых эпох.
В иконописи были выработаны самые сложные и рациональные формы стилизации. Из-за частого повторения и сложного процесса утверждения каноны создания икон с трудом эволюционировали, законсервировав в себе первоначальный подход к культуре изображения святых (и их костюма). Живописно комментирует изменения канонов самый известный защитник старообрядчества: «… Посмотри-тко
Рис. 71. Мода 80-х годов XX в. Германия |
на рожу ту, на брюхо то, никониян окаянный, — толст ведь ты! Как в дверь небесную вместиться хощешь! Узка бо есть, и тесен и прискорбен путь, вво — дяй живот. Нужно бо есть царство небесное, и нужницы восхищают е, а не толстобрюхие. Воззри на святые иконы и виджь угодившия богу, како доб — рыя изуграфы подобие их описуют: лице, и руце, и нозе, и вся чювстватонча — ва и измождала от поста, и труда, и всякия им находящия скорби. А вы ныне подобие их переменили, пишите таковых же, якоже вы сами: толстобрюхих, толсторожих, и ноги и руки яко стульцы. И у каждого святого, — спаси бог-су вас, — выправили вы у них мор — щины-те, у бедных: сами оне в животе
своем не догадались так сделать, как вы учинили!»42 (рис. 72). На основе использования и индивидуального прочтения канонов созданы классификации манер авторов. Для нас же интересны принципы стилизации, которые не только прижились во всей последующей культуре, но и, незначительно обогатившись, благополучно пережили последнее столетие. Эти приемы используются в современном моделировании костюма.
Рис. 72. Иоанн Предтеча. XVI в. Древнерусская иконопись из собрания Владимиро-Суздальский музея-заповедника |
Первый из приемов — объединение, обобщение черт первоисточника. Наиболее показательными примерами могут служить геральдика и орнамент, созданные на основе природных форм. В моделировании одежды XX в. — костюмы Вивьен Вествуд, Йоджи Ямамото и последние в XX в. коллекции, исполненные Домом YSL, а также фирменные знаки.
Второй прием — утрирование характерных черт. Этот прием часто используется в карикатурах, мультипликации, маскарадных костюмах.
Интересна сознательная стилизация объектов в моделировании одежды, поэтому упомянем ранние работы Тьерри Мюглера, Джона Гальяно для Дома Dior.
В Древней Руси иконописцы, создавая идеальные образы — «идолы», делали работу, аналогичную сегодняшним имиджмейкерам, слагающим мифологию звезд музыки и кино. Ролан Барт пишет о лице Греты Гарбо: «…оно походит на набеленное лицо Чарли Чаплина — лицо тотема с растительно-темными глазами. Действительно, в стремлении полностью заменить лицо маской
(как, например, в античном театре) скрывается, вероятно, не столько мотив тайны (как в полумасках итальянского театра), сколько мотив лица-ар — хетипа»43. Этот прием стилизации относится к изменениям не только формы, но и цветовой гаммы. Например, течение Baby-Doll скорее может считаться стилизацией, чем новым стилем. «Милитари» интересно для нас тем, что в повседневной одежде использует утрированные элементы костюма, характерные для военной формы (рис. 75). Следовательно, стилизация в отличие от стиля скорее обозначает первоисточник, с которым она неразрывно связана, чем отрицает его. Для стиля же необходимо приобретение собственных оригинальных черт, впоследствии составляющих норму этого стиля. Например, можно сравнить стилизованные костюмы для сцены по эскизам Л. Бакста и Дома «Worth» для постановок «Шахерезады» с восточным костюмом — первоисточником. Оба автора пользовались идентичными приемами стилизации, но создали совершенно разные образы (рис. 76).
Рис. 73. Жозефин Бейкер. 1920-е годы |
В моде 10-х годов особое внимание было уделено стилизованному костюму, а не восточным этническим мотивам, как часто пишут историки.
Рис. 78. Вивьен Там. Платья Мао и сорочка с символикой супов Кэмпбелс |
В период расцвета рекламного бизнеса в Европе — в конце 60-х годов художники ставили эксперименты, в копии «нетленных образцов» (от ренессанса до пуантилизма) разных эпох внося признаки современной эпохи и создавая ремикс признанных шедевров.
Деформация или искажение естественной формы — наиболее характерный прием для стилизации в моде: в истории костюма мельничный жернов, вертюгаден и турнюр могут рассматриваться в контексте этого приема стилизации. Эти элементы костюма деформируют или искажают естественные пропорции человеческого тела. Примером использования этого приема в моде могут служить костюмы из коллекции К. Диора, модели Рей Ка- вакубо и т. д.
Рис. 80. Модель Дома Versace. 1992 |
В истории искусства подобными примерами могут быть рисунки О. Бердслея, авангардная живопись начала XX в., изображения фигур в настенных панно Густава Климта и т. д.
Большинство графиков поп-арта и орнаментального искусства XX в. сделали «деформацию» своим излюбленным стилизующим приемом, позволяющим показать исключительность художественной манеры автора (рис. 80). Они не ограничивались экспериментами с формой, а изменяли цветовую гамму, пластику линий, орнамент.
Рис. 81. Варианты классификаций стилей в XX. в. |