Падение Империи и реставрация королевства во Франции задержали развитие реформы в женской одежде. Возвратились к корсету и стягиванию талии. Увеличение объема одежды достигло вновь заметных размеров, а канон в области моды стал неписаным правилом. Революционное движение народных масс не сыграло значительной роли в становлении женской моды, но оставило заметный след в формировании мужского костюма того времени.
Реформа в Америке. Начало реформе положила Америка во время путешествий пионеров на Запад. Принимавшие в них участие женщины начали поиски новых форм одежды, приемлемых для новых требований жизни — трудностей путешествий в повозках. Прежде всего старались реформировать неудобную юбку. Амелия Блюмер из Огайо в 40-х годах XIX в. предложила женский костюм, характерным элементом которого были шаровары до щиколоток и надетая на них юбка до коленей (ил. 4). В 1860 г. другая американка, Мария Джонс, предложила жен-
4. Американская реформированная одежда. Проект Амелии Блюмер, 1850 г. |
ь
щинам шаровары вместе с блузой a la Garibaldi. Этот костюм приближался к формам, введенным Амелией Блюмер. Показанный в Нью-Йорке, он вызвал такую реакцию, что автор проекта предложил реформированные штаны прикрыть кринолином (ил. 5, 6).
Уже в первой половине 70-х годов XIX в. в ряде городов Соединенных Штатов распространилась серия сочинений на тему реформы женского костюма. Эти сочинения были опубликованы в прогрессивных журналах. Одной из первых участниц была Ада Гольд Вульсон, с помощью которой фирма «Ward Lock &. Со» издала труд «Одежда здоровья и красоты» [11]. Труд этот стал довольно популярным и обратил внимание многих людей на проблемы реформы.
Предложения американок не были чересчур новаторскими. Они вводили вместо нескольких нижних юбок шаровары, не отбрасывая, однако, корсета и высоких башмаков с голенищами.
Реформа в Англии. В Лондоне в 1882 г. был создан союз «Rational Dress Association», во главе которого стояли врачи [12].
Этот союз поставил перед собой задачу реформировать одежду как женщин, так и мужчин. Стремились достичь свободы движения в одежде, ликвидировать давление, оказываемое костюмом на тело, и свести его до минимума, необходимого для сохранения тепла; хотели добиться того, чтобы элегантность и красота шли в паре с приличием и практичностью. Этот союз организовал в 1883 г. в Prince’s Hall выставку рациональных костюмов и начал издавать журнал под названием «Healthy and Artistic Dress Revien», выходивший через небольшие промежутки времени.
Английское реформаторское движение, во главе которого позже, стала леди Хэбертон, требовало заменить классическую юбку юбкой, разделенной на две штанины. Леди Хэбергон выступила даже с предложением сделать шаровары главной частью женского туалета.
Спенер и Леман стояли на тех же позициях, также требовали разделить юбку на две штанины. Евгения Изолани в своей работе под названием «Женщина в брюках» постаралась как можно серьезнее это мотивировать, а в 1885 г. на выставке, организованной при «Rational Dress Association» в Лондоне, показала много моделей так называемых «брючных костюмов» (нл. 7).
5, С. Американская рсформироианпая одежда. Проект Марин Джонс, 1869 г.
Реформа в Швеции. В 80-х годах XIX в. в Швеции также образовался союз, целью которого было проведение реформы в женской одежде. Первая публикация появилась в 1886 г. Это была программа эстетики, гигиены, рациональности и экономичности в женском костюме (ил. 8). Эту программу реализовала Кристина Даль, которая получила даже патент на некоторые предметы предложенного костюма.
Подобные союзы или товарищества были созданы также в Нидерландах, Франции, Италии, Австрии, Румынии, а позднее в Германии. f*
Реформа в Германии. В Германии обращение к реформе началось в 1896 г., когда в Берлине на International Kongress fiir Frauenwerke und Frauenbestrebungen (Международном конгрессе по делам ремесел и стремлениям женщин) Каролем Спенером и председателем Конгресса Линой Моргенштерн были прочитаны публичные лекции о вреде женской одежды того времени. Конгресс положил начало образованию женских союзов в Берлине и Дрездене, и как следствие этого в 1897 г. возник «Всеобщий союз по делам улучшения женской одежды». Из него по инициативе Малгожаты Поххамер впоследствии выделился в 1907 г. «Немецкий союз по делам женской одежды», имевший отделения во всех городах Германии и издававший
7. Английская реформированная одежда, 1883 г. Первые женские шаровары
8. Шведское платье реформ, 1885 г
ж/рнал «Neue Frauenkleidung und Frauenkultur» («Новая женская одежда и женская культура»). Этот союз занялся вопросами не только одежды, но и эстетики и гигиены женского тела 113]. Он предложил целую систему реформ (ил. 9).
Все попытки ввести шаровары в женский туалет постоянно наталкивались на твердый отпор. В это время в Европу из Америки попали образцы разделенных на две штанины юбок, предназначенных для конного спорта, езды на велосипедах, катания на санях и т. д. Однако они внедрялись очень медленно (пл. 10). Это был скандальный скачок, который слишком сильно потряс устои общества. Поэтому те же Джонс и Блюмер предложили юбки длиной до коленей, носившиеся поверх шаровар. Этот туалет должен был означать переходный этап, облегчающий восприятие неподготовленной общественности.
Нужно добавить, что все юбки-брюки (американские, английские и шведские) параллельно с реформой подвергались сильному влиянию господствующей моды. Глядя на них ретроспективно, легко установить время и место их появления. Модели Блюмер имели приметы моды 50-х годов XIX в. общая форма и расположение линии талии те же, что и в юбках лого времени, Джонс предлагала носить поверх шаровар кринолин, а шведский костюм отражал влияние моды 1870—
9. Немецкое платье реформ, 1901 г. 10. Костюм для езды на велосипеде, 1893 г. |
1880 гг. [14]. Костюмы, показанные на выставке в Лондоне в 1883 г., тоже соответствовали общему направлению моды того времени.
Эмансипация. Главными факторами, влияющими на реформу женской одежды, были постепенная эмансипация женщин, возросшее понимание значения здоровья и гигиены, излишества в одежде женщин имущих классов, а также развитие промышленности. Определенную роль, конечно, сыграло вмешательство художников в область моды.
Уже Французская революция выдвинула проблему равноправия женщин как проблему социальную. Во Франции по инициативе Олимпии де Гуж возникли первые женские союзы. В их лозунгах, однако, усматривалось много вредной пропаганды, поэтому эти союзы были распущены. Спорадические выступления, например госпожи де Сталь, не могли оказать большого влияния на жизнь женщин, ибо женщина в течение XIX в. и далее продолжала оставаться в полной зависимости от мужчин.
На польской земле Кодекс Наполеона, так же как и Кодекс гражданский Королевства Польского (1885 г.), ограничивал свободу женщин. Замужняя женщина не имела права распоряжаться и пользоваться своим имуществом; право это принадлежало мужу, который распоряжался ее собственностью. Жен — пиша имела меньше прав при возбуждении дела о разводе.
Не права на детей были также меньшими, чем права мужа. Некоторые профессии были запрещены для женщин, а занимая гу же должность, что и мужчина, женщина получала меньшую плату. На небольшое количество работающих женщин смотрели очень неприязненно. Болеслав Прус пишет в романе «Эмансипированные женщины», что женщины, принятые на службу н банк, получали гораздо меньшее вознаграждение, чем работающий в тех же условиях мужчина. Зарабатывали они, например, 15 руб. вместо 30 или 25 вместо 40 [15]. Ограничение свободы женщин было огромным. Нельзя было, например, показаться вечером на улице, пойти одной в ресторан, а уважающие себя женщины сидели в театрах только в ложах.
Реформаторское движение, имевшее главной задачей освобождение женщины из плена предрассудков, начало развиваться интенсивнее в 1880—1890 гг. Много внимания уделялось Щ’ тогда вопросу реформы женской одежды. «Все участницы женского движения утверждали, что если женщина хочет ступить па путь борьбы за равноправие с мужчинами, то она должна изменить свою одежду, а Норберт Штерн говорил, что в женском костюме заключается большая часть женской проблемы»
[16]. Англичанка Кинг писала в 1882 г.: «…ни в чем так ярко не выражается униженное положение женщины, как в ее манере одеваться…» [17]. Однако к пониманию необходимости изменить манеру одеваться и завоевать общественную и политическую самостоятельность женщины приходили с огромным трудом.
В 1913 г., когда английские суфражистки пытались путем манифестаций добиться для женщин избирательного права и права заседать в парламенте, их акции были осуждены официальными общественными деятелями того времени [18].
На улучшение положения женщин решающее влияние оказала первая мировая война и связанные с ней общественные перемены. В это время женщины заняли рабочие места, предназначенные для мужчин. Они начали работать на фабриках, в учреждениях, в системе связи и т. д. Правда, в то время считали, что это явление временное и что после войны все встанет на свои места, однако оказалось, что однажды завоеванные позиции не сдаются с легкостью.
Первая мировая война ввела совместное обучение молодежи, которое, как и профессиональная деятельность, уравнивало положение мужчин и женщин. Работающая женщина начала самостоятельно посещать рестораны, бары и т. д., исчезла домашняя изоляция, в которой она жила до сих пор.
Но несмотря на это женщина 20-х годов XX в., полная беспокойства и растерянности, не умеющая помочь себе в разрешении многих жизненных проблем, атакуемая со всех сторон консерваторами, не была еще уверена в своей свободе. К окон-
нательному равноправию женщины Европы пришли лишь в период второй мировой войны в результате происшедших за это время социальных перемен. И если первая мировая война освободила женщину от вековых оков рабства, то только во время второй мировой войны она добилась подлинной социальной свободы.
11. Студентка в одежде прогрессивной богемы, 1905 г. |
В период многолетней борьбы за равноправие можно выделить несколько характерных типов женщин, что нашло свое отражение во внешнем облике и одежде. Первая из них — эмансипантка, или женщина, добившаяся освобождения из вековой неволи. С этим типом мы встречаемся уже в конце XIX в. Знаем о них из литературы; за них боролась Жорж Санд, их описывал Болеслав Прус. Эмансипантки, желая подчеркнуть свою борьбу за прогресс, одевались скромно, иногда коротко стригли волосы или носили гладкие прически.
Второй тип — женщина начала XX в., пробивающаяся к вратам университета. Она стоит на пути поисков знаний н профессии, одевается скромно (ил. 11). Параллельно с ней развивается тип уже вполне общественно сознательной феминистки, наравне с мужчиной ставшей к избирательной урне.
Третий тип — a la gargonne[7]— появился в 20-х годах. Это женщина, которая уже достигла равноправия и лишь мечтает при случае продемонстрировать посредством одежды свое сходство с мужчиной, следуя даже его образу жизни.
И, наконец, четвертый тип — это женщина, стоящая в едином строю с мужчиной как в работе, так и в общественной жизни. Она не уподобляется мужчине, хотя и старается заинтересовать его своим преобразованием, выражающимся в характере ее одежды.