РАЗВИТИЕ РЕФОРМ АТОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. И В НАЧАЛЕ XX в

Падение Империи и реставрация королевства во Франции задержали развитие реформы в женской одежде. Воз­вратились к корсету и стягиванию талии. Увеличение объема одежды достигло вновь заметных размеров, а канон в области моды стал неписаным правилом. Революционное движение на­родных масс не сыграло значительной роли в становлении женской моды, но оставило заметный след в формировании мужского костюма того времени.

Реформа в Америке. Начало реформе положила Америка во время путешествий пионеров на Запад. Принимавшие в них участие женщины начали поиски новых форм одежды, приемле­мых для новых требований жизни — трудностей путешествий в повозках. Прежде всего старались реформировать неудобную юбку. Амелия Блюмер из Огайо в 40-х годах XIX в. предложила женский костюм, характерным элементом которого были шаро­вары до щиколоток и надетая на них юбка до коленей (ил. 4). В 1860 г. другая американка, Мария Джонс, предложила жен-

л

РАЗВИТИЕ РЕФОРМ АТОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. И В НАЧАЛЕ XX в

4. Американская ре­формированная одеж­да. Проект Амелии Блюмер, 1850 г.

ь

щинам шаровары вместе с блузой a la Ga­ribaldi. Этот костюм приближался к фор­мам, введенным Амелией Блюмер. Показан­ный в Нью-Йорке, он вызвал такую реак­цию, что автор проекта предложил рефор­мированные штаны прикрыть кринолином (ил. 5, 6).

Уже в первой половине 70-х годов XIX в. в ряде городов Соединенных Штатов рас­пространилась серия сочинений на тему ре­формы женского костюма. Эти сочинения были опубликованы в прогрессивных жур­налах. Одной из первых участниц была Ада Гольд Вульсон, с помощью которой фирма «Ward Lock &. Со» издала труд «Одежда здоровья и красоты» [11]. Труд этот стал довольно популярным и обратил внимание многих людей на проблемы реформы.

Предложения американок не были че­ресчур новаторскими. Они вводили вместо нескольких нижних юбок шаровары, не от­брасывая, однако, корсета и высоких баш­маков с голенищами.

Реформа в Англии. В Лондоне в 1882 г. был создан союз «Rational Dress Associa­tion», во главе которого стояли врачи [12].

Этот союз поставил перед собой задачу ре­формировать одежду как женщин, так и мужчин. Стремились достичь свободы движения в одежде, ликвидировать давление, оказываемое костюмом на тело, и свести его до минимума, не­обходимого для сохранения тепла; хотели добиться того, чтобы элегантность и красота шли в паре с приличием и практично­стью. Этот союз организовал в 1883 г. в Prince’s Hall выставку рациональных костюмов и начал издавать журнал под назва­нием «Healthy and Artistic Dress Revien», выходивший через небольшие промежутки времени.

Английское реформаторское движение, во главе которого позже, стала леди Хэбертон, требовало заменить классическую юбку юбкой, разделенной на две штанины. Леди Хэбергон вы­ступила даже с предложением сделать шаровары главной частью женского туалета.

Спенер и Леман стояли на тех же позициях, также требо­вали разделить юбку на две штанины. Евгения Изолани в своей работе под названием «Женщина в брюках» постаралась как можно серьезнее это мотивировать, а в 1885 г. на выставке, организованной при «Rational Dress Association» в Лондоне, показала много моделей так называемых «брючных костюмов» (нл. 7).

РАЗВИТИЕ РЕФОРМ АТОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. И В НАЧАЛЕ XX в

РАЗВИТИЕ РЕФОРМ АТОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. И В НАЧАЛЕ XX в

5, С. Американская рсформироианпая одежда. Проект Марин Джонс, 1869 г.

Реформа в Швеции. В 80-х годах XIX в. в Швеции также образовался союз, целью которого было проведение реформы в женской одежде. Первая публикация появилась в 1886 г. Это была программа эстетики, гигиены, рациональности и эко­номичности в женском костюме (ил. 8). Эту программу реали­зовала Кристина Даль, которая получила даже патент на неко­торые предметы предложенного костюма.

Подобные союзы или товарищества были созданы также в Нидерландах, Франции, Италии, Австрии, Румынии, а позднее в Германии. f*

Реформа в Германии. В Германии обращение к реформе началось в 1896 г., когда в Берлине на International Kongress fiir Frauenwerke und Frauenbestrebungen (Международном кон­грессе по делам ремесел и стремлениям женщин) Каролем Спенером и председателем Конгресса Линой Моргенштерн были прочитаны публичные лекции о вреде женской одежды того времени. Конгресс положил начало образованию женских сою­зов в Берлине и Дрездене, и как следствие этого в 1897 г. возник «Всеобщий союз по делам улучшения женской одежды». Из него по инициативе Малгожаты Поххамер впоследствии вы­делился в 1907 г. «Немецкий союз по делам женской одежды», имевший отделения во всех городах Германии и издававший

РАЗВИТИЕ РЕФОРМ АТОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. И В НАЧАЛЕ XX в

РАЗВИТИЕ РЕФОРМ АТОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. И В НАЧАЛЕ XX в

7. Английская реформированная одежда, 1883 г. Первые женские шаровары

8. Шведское платье реформ, 1885 г

ж/рнал «Neue Frauenkleidung und Frauenkultur» («Новая жен­ская одежда и женская культура»). Этот союз занялся вопро­сами не только одежды, но и эстетики и гигиены женского тела 113]. Он предложил целую систему реформ (ил. 9).

Все попытки ввести шаровары в женский туалет постоянно наталкивались на твердый отпор. В это время в Европу из Америки попали образцы разделенных на две штанины юбок, предназначенных для конного спорта, езды на велосипедах, ка­тания на санях и т. д. Однако они внедрялись очень медленно (пл. 10). Это был скандальный скачок, который слишком сильно потряс устои общества. Поэтому те же Джонс и Блюмер пред­ложили юбки длиной до коленей, носившиеся поверх шаровар. Этот туалет должен был означать переходный этап, облегчаю­щий восприятие неподготовленной общественности.

Нужно добавить, что все юбки-брюки (американские, анг­лийские и шведские) параллельно с реформой подвергались сильному влиянию господствующей моды. Глядя на них рет­роспективно, легко установить время и место их появления. Модели Блюмер имели приметы моды 50-х годов XIX в. общая форма и расположение линии талии те же, что и в юбках лого времени, Джонс предлагала носить поверх шаровар кри­нолин, а шведский костюм отражал влияние моды 1870—

РАЗВИТИЕ РЕФОРМ АТОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. И В НАЧАЛЕ XX в

9. Немецкое платье реформ, 1901 г.

10. Костюм для езды на велосипеде, 1893 г.

1880 гг. [14]. Костюмы, показанные на выставке в Лондоне в 1883 г., тоже соответствовали общему направлению моды того времени.

Эмансипация. Главными факторами, влияющими на реформу женской одежды, были постепенная эмансипация женщин, воз­росшее понимание значения здоровья и гигиены, излишества в одежде женщин имущих классов, а также развитие промыш­ленности. Определенную роль, конечно, сыграло вмешательство художников в область моды.

Уже Французская революция выдвинула проблему равно­правия женщин как проблему социальную. Во Франции по ини­циативе Олимпии де Гуж возникли первые женские союзы. В их лозунгах, однако, усматривалось много вредной про­паганды, поэтому эти союзы были распущены. Спорадические выступления, например госпожи де Сталь, не могли оказать большого влияния на жизнь женщин, ибо женщина в течение XIX в. и далее продолжала оставаться в полной зависимости от мужчин.

На польской земле Кодекс Наполеона, так же как и Кодекс гражданский Королевства Польского (1885 г.), ограничивал свободу женщин. Замужняя женщина не имела права распоря­жаться и пользоваться своим имуществом; право это принад­лежало мужу, который распоряжался ее собственностью. Жен — пиша имела меньше прав при возбуждении дела о разводе.

Не права на детей были также меньшими, чем права мужа. Некоторые профессии были запрещены для женщин, а занимая гу же должность, что и мужчина, женщина получала меньшую плату. На небольшое количество работающих женщин смотрели очень неприязненно. Болеслав Прус пишет в романе «Эманси­пированные женщины», что женщины, принятые на службу н банк, получали гораздо меньшее вознаграждение, чем рабо­тающий в тех же условиях мужчина. Зарабатывали они, на­пример, 15 руб. вместо 30 или 25 вместо 40 [15]. Ограничение свободы женщин было огромным. Нельзя было, например, пока­заться вечером на улице, пойти одной в ресторан, а уважаю­щие себя женщины сидели в театрах только в ложах.

Реформаторское движение, имевшее главной задачей осво­бождение женщины из плена предрассудков, начало разви­ваться интенсивнее в 1880—1890 гг. Много внимания уделялось Щ’ тогда вопросу реформы женской одежды. «Все участницы жен­ского движения утверждали, что если женщина хочет ступить па путь борьбы за равноправие с мужчинами, то она должна изменить свою одежду, а Норберт Штерн говорил, что в жен­ском костюме заключается большая часть женской проблемы»

[16]. Англичанка Кинг писала в 1882 г.: «…ни в чем так ярко не выражается униженное положение женщины, как в ее ма­нере одеваться…» [17]. Однако к пониманию необходимости изменить манеру одеваться и завоевать общественную и поли­тическую самостоятельность женщины приходили с огромным трудом.

В 1913 г., когда английские суфражистки пытались путем манифестаций добиться для женщин избирательного права и права заседать в парламенте, их акции были осуждены офи­циальными общественными деятелями того времени [18].

На улучшение положения женщин решающее влияние ока­зала первая мировая война и связанные с ней общественные перемены. В это время женщины заняли рабочие места, пред­назначенные для мужчин. Они начали работать на фабриках, в учреждениях, в системе связи и т. д. Правда, в то время считали, что это явление временное и что после войны все встанет на свои места, однако оказалось, что однажды завое­ванные позиции не сдаются с легкостью.

Первая мировая война ввела совместное обучение моло­дежи, которое, как и профессиональная деятельность, уравни­вало положение мужчин и женщин. Работающая женщина на­чала самостоятельно посещать рестораны, бары и т. д., исчезла домашняя изоляция, в которой она жила до сих пор.

Но несмотря на это женщина 20-х годов XX в., полная бес­покойства и растерянности, не умеющая помочь себе в разре­шении многих жизненных проблем, атакуемая со всех сторон консерваторами, не была еще уверена в своей свободе. К окон-

нательному равноправию женщины Европы пришли лишь в период второй мировой вой­ны в результате происшедших за это время социальных перемен. И если первая миро­вая война освободила женщину от вековых оков рабства, то только во время второй ми­ровой войны она добилась подлинной соци­альной свободы.

РАЗВИТИЕ РЕФОРМ АТОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. И В НАЧАЛЕ XX в

11. Студентка в одеж­де прогрессивной бо­гемы, 1905 г.

В период многолетней борьбы за равно­правие можно выделить несколько харак­терных типов женщин, что нашло свое от­ражение во внешнем облике и одежде. Пер­вая из них — эмансипантка, или женщина, добившаяся освобождения из вековой не­воли. С этим типом мы встречаемся уже в конце XIX в. Знаем о них из литературы; за них боролась Жорж Санд, их описывал Болеслав Прус. Эмансипантки, желая под­черкнуть свою борьбу за прогресс, одева­лись скромно, иногда коротко стригли во­лосы или носили гладкие прически.

Второй тип — женщина начала XX в., пробивающаяся к вратам университета. Она стоит на пути поисков знаний н профессии, одевается скромно (ил. 11). Параллельно с ней развивается тип уже вполне общественно сознательной феминистки, наравне с мужчиной ставшей к избирательной урне.

Третий тип — a la gargonne[7]— появился в 20-х годах. Это женщина, которая уже достигла равноправия и лишь мечтает при случае продемонстрировать посредством одежды свое сход­ство с мужчиной, следуя даже его образу жизни.

И, наконец, четвертый тип — это женщина, стоящая в еди­ном строю с мужчиной как в работе, так и в общественной жизни. Она не уподобляется мужчине, хотя и старается заин­тересовать его своим преобразованием, выражающимся в ха­рактере ее одежды.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.