Надежда Петровна Ламанова
Н. П. Ламанова — самый выдающийся художник того времени. Надежда Петровна — основатель советского моделирования; как творческая практика, так и теория моделирования разработаны ею.
Часть V. Искусство и костюм новейшего времени — О
Н. П. Ламанова родилась 14 декабря 1861 г. в семье военного. Семья жила небогато, и Ламановой, едва закончившей 8-летнюю гимназию, пришлось после смерти родителей содержать младших сестер.
В 1878 г. она уезжает в Москву, где два года учится в известной школе кройки О. А. Суворовой.
И уже в 1885 г. она открывает свою мастерскую в Москве. Вскоре благодаря выдающемуся таланту она становится ведущим модельером, в ее ателье уже через 2—3 года обращаются известные актеры, художники, писатели, представители интеллигенции.
К концу XIX в. (90-е гг. — к началу первой мировой войны) Ламанова уже приобрела блестящую клиентуру. Она создает шедевры искусства — придворные туалеты. Вывеска на дверях ее фирмы: «Н. Ламанова — поставщик ее императорского двора».
С 1901 г. до дня смерти (14 апреля 1941 г.) она разрабатывала костюмы для МХАТа (цв. ил. 15).
Свое имение с 1914 г. по 1917 г. она отдает под госпиталь для российских солдат.
Ламановой, как признанному и зрелому мастеру с прочным положением в обществе, нелегко было пережить 1917 г. (революционное время — время переворота), однако благородные идеи ей близки и понятны. Она даже отказывается покинуть Россию, когда ей предлагают в 1918 г. переехать во Францию. В 1919 г. она создает «Мастерскую современного костюма» и работает над моделями одежды для широких масс. В этом же году (ирония судьбы) ее за «дворянское происхождение» арестовывают.
В 1922 г. она начала разработку программы по теории моделирования.
Ее работам на выставках неоднократно присуждались награды:
• 1923 г. высшая награда — на выставке художественной промышленности ГАХН;
• 1925 г. «Гран При» — на Всемирной выставке в Париже (за национальную самобытность в сочетании с современным направлением в моде. Каждая модель дополнялась головным убором, сумкой, украшениями из шнура, соломы);
• 1927 г. почетный диплом — на юбилейной выставке
искусства СССР.
С 1930 г. Ламанова — постоянный участник международных конкурсов.
Девиз ее творчества — «Назначение, образ, ткань».
В это время открываются новые Дома моделей, некоторые были организованы Надеждой Ламановой.
Творчество В. Мухиной, Е. Прибыльской, А. Экстер,
В 1925 г. поступило приглашение для участия во Всемирной Парижской выставке Ламановой, Мухиной, Прибыльской и Макаровой. Впервые Советская страна выходила на мировой уровень. Модели Мухиной и Ламановой получили высшие награды «Гран При».
К тому времени Вера Мухина была уже известным скульптором, Евгения Прибыльская — крупным специалистом в области народной вышивки; Александра Экстер — талантливым живописцем. Надежда Макарова (племянница Ламановой) начинала свой творческий путь в мастерской Ламановой. В дальнейшем Макарова стала первым руководителем Московского Дома моделей.
В 20-е гг, костюм занимал большое место в жизни В. Мухиной (цв. ил. 15).
С 1933 г. Мухина стала членом Художественного совета только что основанного Московского Дома моделей.
Ламанова и Мухина были неразлучны, долгие часы они проводили в работе над проектами одежды. В дальнейшем Мухина становится скульптором.
Евгения Ивановна Прибыльская занималась возрождением и популяризацией народного искусства.
Александра Александровна Экстер участвовала в оформлении некоторых павильонов ВДНХ; работала над созданием проектов модного костюма. В 1924 г. она уехала во Францию.
Надежда Сергеевна Макарова, бывшая учительница, работает как художник в Мастерских современного костюма.
Художники-модельеры 1920-х гг. разработали варианты специальных костюмов: для пилотов, хирургов, строителей, продавцов, пожарных. Среди них были модели, не утратившие своей актуальности и сегодня: различные виды комбинезонов с молниями-застежками, накладными карманами.