РОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МОДЕЛЬЕРОВ В РАЗВИТИИ МОДЫ

Надежда Петровна Ламанова

Н. П. Ламанова — самый выдающийся художник того времени. Надежда Петровна — основатель советского мо­делирования; как творческая практика, так и теория моде­лирования разработаны ею.

Часть V. Искусство и костюм новейшего времени — О

Н. П. Ламанова родилась 14 декабря 1861 г. в семье во­енного. Семья жила небогато, и Ламановой, едва закон­чившей 8-летнюю гимназию, пришлось после смерти ро­дителей содержать младших сестер.

В 1878 г. она уезжает в Москву, где два года учится в из­вестной школе кройки О. А. Суворовой.

И уже в 1885 г. она открывает свою мастерскую в Мос­кве. Вскоре благодаря выдающемуся таланту она становит­ся ведущим модельером, в ее ателье уже через 2—3 года об­ращаются известные актеры, художники, писатели, пред­ставители интеллигенции.

К концу XIX в. (90-е гг. — к началу первой мировой вой­ны) Ламанова уже приобрела блестящую клиентуру. Она создает шедевры искусства — придворные туалеты. Вывес­ка на дверях ее фирмы: «Н. Ламанова — поставщик ее им­ператорского двора».

С 1901 г. до дня смерти (14 апреля 1941 г.) она разраба­тывала костюмы для МХАТа (цв. ил. 15).

Свое имение с 1914 г. по 1917 г. она отдает под госпиталь для российских солдат.

Ламановой, как признанному и зрелому мастеру с прочным положением в обществе, нелегко было пере­жить 1917 г. (революционное время — время переворо­та), однако благородные идеи ей близки и понятны. Она даже отказывается покинуть Россию, когда ей предлага­ют в 1918 г. переехать во Францию. В 1919 г. она создает «Мастерскую современного костюма» и работает над моделями одежды для широких масс. В этом же году (ирония судьбы) ее за «дворянское происхождение» аре­стовывают.

В 1922 г. она начала разработку программы по теории моделирования.

Ее работам на выставках неоднократно присуждались награды:

• 1923 г. высшая награда — на выставке художествен­ной промышленности ГАХН;

• 1925 г. «Гран При» — на Всемирной выставке в Па­риже (за национальную самобытность в сочетании с совре­менным направлением в моде. Каждая модель дополня­лась головным убором, сумкой, украшениями из шнура, соломы);

• 1927 г. почетный диплом — на юбилейной выставке

искусства СССР.

С 1930 г. Ламанова — постоянный участник междуна­родных конкурсов.

Девиз ее творчества — «Назначение, образ, ткань».

В это время открываются новые Дома моделей, некото­рые были организованы Надеждой Ламановой.

Творчество В. Мухиной, Е. Прибыльской, А. Экстер,

Н. Макаровой

В 1925 г. поступило приглашение для участия во Все­мирной Парижской выставке Ламановой, Мухиной, Прибыльской и Макаровой. Впервые Советская страна выходила на мировой уровень. Модели Мухиной и Лама­новой получили высшие награды «Гран При».

К тому времени Вера Мухина была уже известным скульптором, Евгения Прибыльская — крупным специа­листом в области народной вышивки; Александра Эк­стер — талантливым живописцем. Надежда Макарова (племянница Ламановой) начинала свой творческий путь в мастерской Ламановой. В дальнейшем Макарова стала первым руководителем Московского Дома моделей.

В 20-е гг, костюм занимал большое место в жизни В. Му­хиной (цв. ил. 15).

С 1933 г. Мухина стала членом Художественного сове­та только что основанного Московского Дома моделей.

Ламанова и Мухина были неразлучны, долгие часы они проводили в работе над проектами одежды. В дальнейшем Мухина становится скульптором.

Евгения Ивановна Прибыльская занималась возрожде­нием и популяризацией народного искусства.

Александра Александровна Экстер участвовала в офор­млении некоторых павильонов ВДНХ; работала над созда­нием проектов модного костюма. В 1924 г. она уехала во Францию.

Надежда Сергеевна Макарова, бывшая учительница, ра­ботает как художник в Мастерских современного костюма.

Художники-модельеры 1920-х гг. разработали вариан­ты специальных костюмов: для пилотов, хирургов, стро­ителей, продавцов, пожарных. Среди них были модели, не утратившие своей актуальности и сегодня: различные виды комбинезонов с молниями-застежками, накладны­ми карманами.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.