Годы жизни (1883-1971)
Дочь боярского торговца, воспитанница сиротского приюта. По выходе из монастыря она служила в трикотажной лавке, иногда делала удачные шляпки. Тогда-то и началась ее «шляпочная эпопея».
В витрине открывшегося в 1913г. бутика в Довиле, кроме шляп, красовались холщевые юбки, платья из трикотажа, матроски. Когда курортные дамы увидели ансамбль с прямой до щиколоток юбкой, туникой с поясом и блузкой, у дверей в магазин выстроилась в очередь. Длинные прямые юбки, широкие брюки, блузки с вырезом «лодочка» были нарасхват. Дом моды стал быстро популярен.
Шла первоя мировая война. Шанель чувствовала потребность в простом и практичном костюме с новым силуэтом, ломающим представление о прошлой моде. Критика утверждала, что Габриель не создавала моду, а одевала себя. Верно, она шила, применяясь к своей мальчишеской фигуре. Именно это и привлекало.
Не только Шанель в то время работала над актуальным стилем. Пуаре, Вионе, Гре, Ланвен творили в стиле а-ла-гарсон: костюм мужского покроя, мальчишеский силуэт, прямое платье-рубашка, приспущенная талия, плоская грудь, короткие юбки, шляпки-клоше. Это был период увлечения джазом, кино, танцами, спортом, театром. В моде были короткие стрижки и загар.
Она прекратила работу в 1939г. в связи с оккупацией в Париже, но вновь открыла свой Дом в 1954м году. В то время появилось не мало блестящих кутюрье, одевавших знаменитостей всего мира. Первый показ бомонд встретил молчание, но последующие 2 сезона принесли шанель былую славу. Костюм, ассоциировавшийся с именем Шанель стал символом богатства. Ее тиражировали во многих странах со множеством вариаций. Ткани (твид, джерси) и цвета (черный, беж) были прежними.
Истоки стиля, столько знаменитого, сложившегося в начале карьеры Шанель, — в мужской одежде. Она заимствовала из гардеробов поклонников многое – брюки-галифе, рубашку, галстук, джемпер, пижаму, пальто на меху, ткани – твид, фланель, джерси. Стиль соединил два начала: женственность и мужественность. В 1930х годах она вспоминает о «бель эпок»(«прекрасная эпоха» 1890-1914г). в коллекциях появились длинные вечерние платья черного цвета из тюля, кружев, муслина, шелка с мелким рисунком, с декольте, узкой талией, криналинами, тюрнюрами. Шали и вуалетки дополняли их. Самыми красивыми платьями Шанель были испанские.
Шанель, не умевшая шить, но владевшая виртуозным кроем, создала империю моды – две текстильные фабрики, многочисленные ателье, мастерские и магазины. С ее именем связаны магазины « Шанель №5», бижутерия, драгоценности, платье –балеро, платье-туника. В годы триумфа русского балета она создавала костюмы для труппы Дягелева.
В 1926 году Шанель предлагает женщинам маленькое черное платье ставшее бестселлером всех времен. И хотя, эта уникальная женщина, не была единственной, кто создавал моду двадцатых, именно о Габриэль Шанель без преувеличения можно сказать, что она олицетворяла свою эпоху.