ШКАЛА ИЗМЕНЕНИЯ СТИЛЕВЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЧЕРТ В КОСТЮМЕ XX в. ЦВЕТОВОЙ И ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРМИНОВ ГАММЫ КОСТЮМА

В стиле как в музыке: самое прекрасное и самое редкое — чистота тона.

Г. Флобер

Бежевые туфли и такого же цвета лиловые чулки, Илья Ильф32

П

омимо формы важную роль в первых описаниях стилей сыг­рали: цвет, ритм, орнамент и ма-

33

териал, из которого выполнено про­изведение. Объективные оценки цвета были получены в начале XX в.34 М. Мак­свеллом и Г. Гельмгольцем, открывши­ми три основных цвета в спектра и по­лучившими возможностью выявить за­коны их смешения, но эмоциональное восприятие цветовой гаммы изучалось и описывалось с древних времен, ког­да создавались учения о ваянии и зод­честве. Цвет всегда нес символичес­кую и формообразующую нагрузку, особенно акцентировавшуюся в пери­од абстрактного искусства. Из стиле­вых черт костюма «цвет» является од­ной из самых показательных и досто­верно описываемых характеристик. Обилие оттенков и сочетаний цветов,

Д

ля создания при­мера оценочной шкалы цветовой костюма вос­пользуемся одним из наиболее обобщенных критериев — теплохо — лодность. Это наиболее сложно измеряемая ха­рактеристика при би­нарной оценке. Нечет­кая шкала позволяет нам дать любую точ­ность, необходимую для распознавания костю­ма по этому критерию.

Для оценки цвето­вой гаммы костюмов XX в. предлагается 11-интервальная шка­ла. При экспертизе ко­стюм относят к одному из интервалов шкалы, образованной двумя подмножествами.

характерных для любых стилей и моды, не позволяет при словесном описании избежать индивидуальности их про­чтения. Даже современная богатая ев­ропейская лексика цветоведения не может соперничать по точности описа­ний с числовыми оценками, использу­емыми, например, в компьютерном дизайне (RGB, CMYK и т. д.). Единствен­ным, но немаловажным «удовольстви­ем», получаемым аналитиками моды от вербальных характеристик, является степень эмоционального воздействия на человека, которому при выборе кос-

ШКАЛА ИЗМЕНЕНИЯ СТИЛЕВЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЧЕРТ В КОСТЮМЕ XX в. ЦВЕТОВОЙ И ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРМИНОВ ГАММЫ КОСТЮМА

В нем рядом Т являет­ся область, в которую входят теплые цвета, встречающиеся в оце­ниваемом костюме, а рядом Х-область, в которую входят хо­лодные цвета костюма.

Когда нельзя дать однозначной оценки цвету и отнести его к одному из подмно­жеств, образуется про­межуточные значе­ния — ТХ. Сумма оценок теплоты и холодности цвета в этом множест­ве равна единице, т. е., для любого i-го интер­вала шкалы от 1 до п

Т, + Х,= 1.

Теплые цвета имеют оценки, равные едини­це, минус оценка хо­лодности этого цвета.

Матрица значений оценки теплохолодно — сти цветовой гаммы по шкале нечетких мно­жеств идентична мат­рицам других критери­ев, оцениваемых по двухмерной шкале.

Анализ цветовой гаммы не требует от эксперта специальных знаний и дополнитель­ных измерительных приборов, но дает мно­го информации, оцени­ваемой в совокупности с другими критериями.

Пример шкалы по­казан на рис. 49, а схе­ма оценки совокупнос­ти стилевых черт кос­тюма — на рис. 48.

ШКАЛА ИЗМЕНЕНИЯ СТИЛЕВЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЧЕРТ В КОСТЮМЕ XX в. ЦВЕТОВОЙ И ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРМИНОВ ГАММЫ КОСТЮМА

ШКАЛА ИЗМЕНЕНИЯ СТИЛЕВЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЧЕРТ В КОСТЮМЕ XX в. ЦВЕТОВОЙ И ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРМИНОВ ГАММЫ КОСТЮМА

Рис. 48. Схема экспертной оценки стилевых черт костюма

тюма сообщают, что в моде превалиру­ют цвета «утреннего неба», «спелой сливы» или «чайной розы». Поэтич­ность ассоциативного мышления в дан­ном случае повышает мотивацию при выборе конкретного костюма, но не обеспечивает точность описания.

Для передачи настроения коллек­ции, которое хотел создать модельер, важнее охарактеризовать цветовую гамму, чем получить перечень исполь­зуемых цветов. Представление о цве­товой гамме дает более целостное и полное впечатление от коллекции, повышает возможность определить ее стилистику, найти творческие источни­ки художника.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.