В конце XIX в. шляпы были очень маленькими. «Какая-то раковина для мозгов, наполненная салатом из цветов и смятых лент, вафель с замороженной розой или мифологическая пташка, воткнутая в пушистую прическу … были завершением туалета модной дамы, изогнутой, как лампа, расклешенной юбкой и баллонами рукавов «gigot» [51]. Это описание свидетельствует о том, что доминирующую роль в формировании силуэта играли рукава, в то время как голова с маленькой прической и маленькой шляпкой терялась среди них.
В начале XX в наступили коренные изменения: рукава постепенно уменьшались, а шляпа начала разрастаться и в 1912 г. достигла максимальной величины.
В первые годы XX в. шляпы приобрели фантастические очертания. Они имели преимущественно вытянутые вперед поля, которые иногда прикрывали лоб и перед головы, одновременно открывая затылок. Шляпа лежала на взбитых волосах, поддерживаемых каркасом и укрепленных шпильками. Шляпа не была конструктивно связана с естественным очертанием головы, подобно тому как и все строение костюма модерн не соответствовало анатомическому строению тела. Конструкция этих шляп создавала впечатление легкого касания с прической и подчеркивала плавность, изящество силуэта модерн. «Шляпа вообще
была похожа па салатницу, полную овощей, па корзины цветов, па рог изобилия, из которого сыпались дары природы, свитки материи или связки лент; на слоеные пироги из тюля и атласа или на экспонаты из зоологического кабинета…». Несмотря на такое изобилие украшений, она была «.. .воплощением динамики, а не статики. Это был аэроплан за минуту до взлета…» [52]. Это, конечно, парадокс, но при всей перегруженности элементами декора шляпы все-таки сохраняли легкость.
Простотой отличались популярные в то время соломенные шляпки, опоясанные лентой, так называемые canotiers (канотье) (ил. 36), которые носили и мужчины и женщины; эти шляпы вызывали всеобщую иронию. Элегантные летние шляпы изготовляли из кремовой или белой соломки, окружали венками из искусственных листьев, гирляндами незабудок, маков, венками роз; весной — Фиалками, летом — гвоздиками, азалиями и геранью. Кроме того, их отделывали газом и атласом, а одной из элегантнейших отделок были перья райских птиц, морских орлов и страусов, а также птички и насекомые, специально препарированные в качестве галантерейных украшений.