Явления стиля, которые мы могли проследить от начала человеческой культуры до нашего времени, так разнообразны, что сразу добиться объективного отношения к ним очень трудно. Эрнст Кон-Винер |
С |
удя по первым известным аналитическим текстам10, термины «стиль» и «мода» сложились уже в XVIII в., но в отношении костюма стали широко использоваться только к середине XIX в., когда моделирование одежды стало уделом художни — ков-профессионалов. До этого момента не было потребности обращать внимание на терминологию. Но стоит учитывать, что как явление, как естественное стремление человека к новизне, мода существовала почти с первобытных времен.
Рис. 10. Архитектура тоталитаризма. Мадрид, 30-е годы |
Отражение стилей в костюме разных исторических эпох было неразрывно связано с особым вкусом эпохи11. В стиле отражались идея, законы и дух времени, а в моде детали (рис. 10).
После того как Людовик XIV узаконил необходимость соответствия костюма сезону, модные изменения стали более очевидными и интересными. При французском дворе второй половины XVII в. предписано было носить «…осенью легкое сукно, летом только тафту, а зимой ратин и другие тяжелые ткани»12.
Возобновление интереса к античной культуре переросло в переосмысление на новой исторической почве знаний
Н |
аличие системы18 в каком — либо процессе определяется возможностью построения
1 9
структуры взаимоотношений между элементами этой системы. Закономерности, по которым строится система в стилеобра- зовании, если не выявлялись аналитическим путем, то ощущались интуитивно. Чтобы оценить любой процесс или течение в культуре, специалисту необходимо произвести ряд логических действий:
о древнегреческом искусстве и, в частности, костюме. Работы Винкельмана и идеи Руссо только стимулировали запросы времени и формулировали принципы романтизма13. История как бы сделала виток, забыв о географическом положении родины туник и хитонов. Хотя искусство Геркуланума было ярким и интересным, переход от противоречий барокко к идеалам античности показался всем неожиданным. Быстро и повсеместно распространявшаяся мода привлекла внимание теоретиков искусства, заговоривших об общеевропейском развитии культуры и едином стиле эпохи.
Рис. 11. Фетишизм в моде 80-х годов |
«Быть модными» позволяли себе только состоятельные люди, принадлежащие к светскому обществу, «олицетворявшие» развитие стиля и моды, имевшие возможность обновлять, а следовательно, изменять костюм. «При старом порядке число и рыночная стоимость предметов роскоши, окружающих придворного, были прямо пропорциональны престижу и значительности его звания» (речь идет о 20-х-50-х годах XIX в.)14. Журнал «Антракт» 10 января 1839 г. оценил ежегодный бюджет денди в 94500 франков, 1500 из которых уходило на перчатки, 5 тыс. на фраки, рединготы, накидки, костюмы для верховой езды и охоты, столько же на обувь, 800 — на духи и т. д.15. Быт* денди — значит следовать не столько моде, сколько определенному стилю жизни.
Сегодня мода — это процесс поиска и отбора, протекающий под влиянием людей, создающих и воспринимающих
понять структуру уже известных стилей;
сопоставить анализируемое явление; определить отличия; найти общие и частные закономерности функционирования стилевой системы.
Результат этих действий всегда будет иметь неоднозначный характер и нечеткое значение. Мы можем их определить или проверить с помощью математических методов нечеткой логики.
Действуя по описанному выше сценарию, определим структуру, в которой необходимо «найти эфемерное тело» — взаимосвязь всех элементов, т. е. распознать стиль среди всего многообразия модных течений XX в. «Древнейший стиль был построен на сис-
ее. Стиль же — это среда, связанная непосредственно с культурой общества и отражением в человеческой деятельности отношения к своей эпохе.
В первые десятилетия XX столетия стало понятно, что одной областью знаний столь многозначный термин как «стиль» не ограничить и лидерство в изучении вопросов стилеобразова — ния в течение века попеременно переходило от искусствоведения и философии к культурологии, теории дизайна и лингвостилистике. И, наконец, историки костюма обратились не только к подробному исследованию деталей гардероба и придворного этикета, но и к изучению закономерностей появления моды. В конце 40-х годов XX в. университет в Беркли (США) начал проводить исследования, пытаясь систематизировать весь имеющийся к середине века «арсенал» моды16. Обобщенное определение моды в те годы звучало как «непродолжительное господство вкусов во внешнем выражении определенной социальной группы». Общество само изменило отношение к моде. Личностные черты заказчика опять превратились в собирательный образ, но теперь уже не идеального, а модного эталона. Большой популярностью стала пользоваться профессия манекенщицы. Автор модели, а не заказчик стал главной персоной в процессе создания костюма. Дистанция между модельером и обладателем костюма начала измеряться тиражом произведенных моделей. Мода приобрела такое свойство, как «массовость»; понятие «европей — теме, состоящей из правил, заимствованных у природы, но впоследствии отдалившихся от нее и получивших идеальный характер»20. Законами стиля для мастеров служили пропорции фигуры, ритм форм и цветовых пятен, а также сложившаяся символика, характерная для каждой национальной и социальной культуры. По изображаемому на живописном полотне костюму мы сможем узнать о его владельце больше, чем по самому портрету и воспоминаниям современников. Именно после основания философом А. Г. Баумгарте — ном науки эстетики, создавая в 1756 г. основы научного искусствознания, И. И. Винкель — ман определил стили по сменяемости эстетических образов и уделил большое внимание описанию «одетых фигур», воссоздавая по ним идеалы красоты Древней Греции и описывая соответствующие им свойства стилей: «Главным свойством, которым этот (изящный) стиль отличается от высокого, яв — 21
ляется грация… » .
В отличие от античной средневековая культура была основана на
внешнем отражении но идеалов красоты, а знаков. которые постоянно фобовалось «декодировать» современным историкам. Чтобы понять жесты человека и определить его статус, необходимо было изучить не только национальные традиции предпочтений в костюме. по и значения культурных и социальных символов. У каждой эпохи были свои представления о законах, по которым должна строиться стилевая система.
ский костюм», окончательно принятое в 1900 г., вышло за рамки Европы, ассимилируясь на американской и азиатской земле в значении «модный костюм». Россия стала, пожалуй, первой страной, воспринявшей еще в XVIII в. европейский костюм как интернациональный. Согласно указу Петра I в 1701 г. в обязательное употребление был введен костюм «европейского образца» — «верхняя одежда саксонская и французская, а камзолы, штаны и обувь только немецкие»17.
Желание специалистов прийти к единомыслию в своей сфере обычно свидетельствует о созревании новой самостоятельной области знаний. Ей стала теория проектирования костюма, в рамках которой рассматривался вопрос об особенностях сшлсобразо — вания в костюме.
Наиболее серьезным событием для теории стилеобразования в костюме стал Первый интернациональный конгресс по истории костюма (1952 г., Венеция). Он впервые собрал ведущих не только музейных работников, историков и археологов,
теоретиков в об-