СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОСТЮМА

Только в допетровской Руси могли быть созданы неповторимые и своеобразные одежды боярства. Богатство и спесь, чванливость и презрение к «работным» людям, размеренный и незыблемый уклад жизни создали свое понятие красоты костюма и облекли его в своеобразную форму. Так родились длинные шубы, подбитые мехом и крытые тяжелыми и негнущимися тканями, длинные, опускающиеся до пола рука­ва, высокие горлатные шапки. Стремление Петра приблизить Россию к европейско­му уровню развития промышленности проявилось и в костюмных реформах. На смену неподвижной и неповоротливой одежде, символизировавшей отсталую Рос­сию, пришел удобный и сравнительно простой европейский костюм.

Костюм русского купечества хранил до последнего дня своего существования традиции допетровской старины: длиннополую суконную одежду, подстриженные в скобку волосы. Купчихам, чтобы не смешались они с людьми дворянского звания, строго запрещалось носить кринолины, и они рядились в торчащие без помощи каркасов ткани: канаус, тафту; покрывались пестрыми «купеческими» шалями. Одно сословие от другого отделялось ощутимой стеной законодательства о ношении тех или иных тканей, о размерах и форме одежды.

История костюма начиная с европейского Средневековья по XIX век включитель­но полна указов и постановлений, ограничивающих не только количество одежды для того или иного сословия, но и длину подолов, длину и форму рукавов, глубину вы­реза платья (декольте). Стоимость тканей определяла своих потребителей. Платье из драгоценной венецианской парчи (XV—XVI вв.) в Италии разрешалось иметь дожам и их дочерям, тогда как знатным горожанкам полагались только парчовые рукава.

Не только характер ткани, но и рисунки имели свое социальное лицо. Шали были специальных рисунков: купеческие, дворянские, деревенские. Даже носовые платки разделялись по чинам и званиям: кружевной или тонкого батиста — дворянский, фу­ляровый и клетчатый — для чиновников, бумажный цветной — для мещан… Чем внимательней поиски социальной достоверности костюма, тем острее образ, тем вы­ше культура спектакля.

Большие и малые события в мире, стране, направления в искусстве, литературные течения, отдельные произведения поэзии и прозы, научные открытия и технические совершенствования, прогресс транспорта — все это отражается на формах костюма, творит то, что мы называем модой.

Симон Боливар, борец за независимость стран Латинской Америки, образец отва­ги и смелости, вызывал восхищение передовых людей своего времени. Его имя стало необычайно популярным в странах Европы, ему подражали во всем, и даже его ши­рокополая шляпа, какие носят и сейчас в странах Латинской Америки, украшала го­ловы людей начала XIX века: «…надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар… »

Борьба женщин за равноправие и возможность образования прежде всего отра­зились в костюме. При слове «курсистка» сразу возникает облик женщины в мужской прямой блузе, простой юбке и шляпе-канотье (тоже мужской).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.