Создание шкалы для оценки силуэта костюма

Как писал извест­ный структуралист XX в. К. Леви-Стросс : «Я убежден, что <…> человеческие общест­ва, подобно отдельным лицам, в своих играх, мечтах или бредовых видениях никогда не творят в абсолютном смысле, а довольству­ются тем, что выбира­ют определенные со­четания в некоем на­боре идей, которые

29

можно воссоздать» .

Сопоставление сложного незнакомого образа со знакомым и простым ведет к бо­лее быстрому узнава-

нию предмета, рас­познаванию в сложной ситуации. Ранжирова­ние признаков структу­ры может быть дано в такой последователь­ности:

Создание шкалы для оценки силуэта костюма

• описание геомет­рической характерис­тики всей формы, внешнего контура — си­луэта;

• сопоставление об­щего контура и внешних деталей с уже знакомы­ми и известными гео­метрическими функци­ями — базовыми фор­мами.

Для анализа может быть использован про­фильный и фронталь­ный силуэты.

Для профильного силуэта часто опреде­лена та же базовая форма, что и для фрон­тального. Отличия со­стоят лишь в большей зависимости профиль­ного силуэта от осанки человека и пластики формы костюма.

Силуэты костюмов, соотнесенные с одной из базовых форм, бу­дут настолько разно­образны, что подобная группировка может оказаться чрезвычай­но обобщенной. К тому же однозначно опре­делить отношение си­луэта костюма к одной из четырех базовых форм бывает трудно, так как степень его

Рис. 24. Фрагментдвери эпохи ар-деко. Нью-Йорк.

20-е годы

Создание шкалы для оценки силуэта костюма

Рис. 26. Модели Жака Пату. 20-е годы

полноценно участвуют в стилеобразу­ющем процессе. Преобладание эклек­тики и китча в определенные периоды может свидетельствовать о парал­лельном формировании стиля или о его глобальной трансформации. На­пример, так происходило в конце XIX в., когда преобладали эклектика и полистилизм. Это были эксперимен­ты культуры, соединившие черты изве­стных стилей (искусства Древнего Египта, сюрреализма, футуризма, кон­структивизма и др.) с мотивами орга­нической пластики модерна. Результа­том стало создание стиля ар-деко {рис. 24) В моделировании костюма приверженцами ар-деко были Поль Пуаре и Жак Дюсе.

Эклектика — это социально-культур­ное явление, характерное для перио­дов поиска нового стиля, переходных моментов между тенденциями. Это со­единение в одном произведении эле­ментов нескольких стилей или мод без учета законов гармоничного и функци­онального их сочетания.

Китч в теории проектирования одеж­ды может быть определен как соци­альное явление, отражающее сурро­гат стереотипов восприятия опреде­ленными социальными группами эс­тетических ценностей с умышленным занижением их художественного уровня.

Если мода, эклектика и китч — явле­ния времени, то стиль не может мино­вать их влияния. Из сказанного следу­ет важный вывод: самые распростра­ненные в обществе идеи, как правило, отражаются в стиле и китче.

Создание шкалы для оценки силуэта костюма

Создание шкалы для оценки силуэта костюма

Рис. 30. Платье Рэдфери эпохи модерн

Всрх

стана

Создание шкалы для оценки силуэта костюма

Например, среди богатого истори­ческого наследия мы не смогли бы понять, каким был костюм модерна, не будь он наиболее модным и рас­пространенным24 в то время (рис. 30). Вместе с тем китч является необходи­мым условием формирования стиля и моды, так как от него зависит, какова будет реакция на нововведения, а так­же, будет ли популярным какой-либо элемент костюма. Китч — это промежу­точная стадия между шоковым воспри­ятием нового и равнодушием к при­вычному.

Виолле-ле-Дюк считал, что эклек­тизм неизбежен «в переходные и зача — приближения одновре­менно к двум формам может оказаться рав­нозначной. Для удоб­ства выбора и получе­ния более точных ре­зультатов введем про­межуточные формы. Существует две шка­лы, по которым описы­ваются силуэты кос­тюма.

1. Шкала представ­ляет собой матрицу развития структуры ко­стюма (рис. 29 ). Эле­менты матрицы обра­зованы путем объеди­нения поочередно каж-

точные эпохи», допуская возможность существования «хорошего эклектиз- ма»25. Современные исследователи эклектики могут найти произведения, лишенные целостности и рациональ­ности в различные периоды истории искусства, но объективное проявление принципов эклектизма, получившее общественное признание, произошло в период романтизма, сочетавшего в зависимости от требований времени элементы ранее известных стилей и моды.

Эклектика и китч, как явления, более конкретны в рамках культуры. В отли­чие от стиля и моды они показывают художественный уровень произведе­ния, предполагают некую его характе­ристику (обычно считающуюся отрица­тельной). Описания моды и стиля мо­гут быть связаны как с эклектикой, так и с китчем. Китч иногда даже входит в моду или развивается вместе со дой из форм с тремя другими и с самой со­бой. При этом одно­временно есть воз­можность проанализи­ровать использован­ные в данной модели костюма композицион­ные приемы.

Эта матрица созда­на в 70-е годы XX в. и в настоящий момент является наиболее пол­ным перечнем исполь­зуемых в моделирова­нии одежды вариаций силуэтных форм. В ма­трице обобщены силу­эты костюмов, встре­чающиеся с XVII в. Но в ней не могут быть представлены дефор­мации форм, связан­ные с изменением про­порций силуэтов, отно­сительно изначально заданных в матрице.

2. Второй вариант шкалы также представ­ляет собой матрицу. Элементы в ней обра­зованы сразу четырь­мя базовыми формами при постепенном «пе-

30 w

ретекании» из одной в три других. Каждая из промежуточных форм показывает свое при­ближенное отношение ко всем четырем ба­зовым формам — со­держит какую-то их часть, т. е. в опреде­ленной степени соот­ветствует каждой из базовых форм. Матри­ца А (рис. 31).

Создание шкалы для оценки силуэта костюмаВАШ

ьныи

М. «СОКОЛ», г

Ленинградский ир т, д. 73, ЦЛ)

тел.: 158 7988

М. «КУРСКА.

ул. Земляной вал, д. 2^

тел.: 917 4843 V. i

М. «ТУЛЬСКЯ

ул. Сериуховежий вал, д. 9 тел.: 934 3484

стилем. Этим отличаются работы Жан-Поля Готье, модели которого ба­лансируют между китчем и изыскан­ным вкусом. Существует специальный термин, обозначающий подобную «эстетизацию» китча — кэмп. Кэмп ха­рактерен для поп-арта и искусства плаката 60-х годов. По мнению Свет­ланы Бойм, центральной метафорой кэмпа является theatrum mundi — «жизнь-маскарад», проявившегося в России в искусстве соцреализма, который в 90-е годы виделся «послед­ним имперским стилем и одним из по­следних больших стилей XX в.»26.

Китч менее изучен, чем стиль и мода, модели его функционирования более непредсказуемы и потому интересны. Это явление мобильнее и отчасти даже прогрессивнее, чем стиль, так как осно­вой для китча являются черты стиля, са­мые остроумные находки моды и собст-

Создание шкалы для оценки силуэта костюма

Градация такой шка­лы определяется не­обходимой точностью оценок. Степень при­сутствия в промежу­точной форме каждой из базовых форм мож­но численно измерить в системе нечетких множеств.

Наглядно предста­вить содержание одно­временно четырех си­луэтов в одном можно, если сравнить его с созданием палитры. Если берется несколь­ко цветов (например, так построены модели цветовоспроизведе­ния CMYK, RGB) и сме­шивается в разной про­порции, то получается совершенно новый цвет, в котором при­сутствуют все изна­чально взятые краски. Используем диаграм­му Дж. Венна.

Это графический способ изображения формул математичес­кой логики, прежде всего формул исчисле­ния высказываний. Он часто применяется для решения задач ней­ронных сетей.

В данном случае ди­аграмма иллюстрирует те области, которые включают в себя отно­шение промежуточной формы силуэта костю­ма одновременно к че­тырем базовым фор­мам (рис. 32).

венные дополнения. Он почти неизбе­жен при формировании стиля. В XX в. неизвестны моды, миновавшие его.

Свойствами китча в проектировании костюма являются:

1) максимальное удовлетворение за­просов (простота для понимания, до­ступность, непритязательность в техно­логии и точности кроя, создание иллю­зии для человека — «китчмена», что он может без усилий преодолеть внешнее различие между социальными слоями), чем объясняется его чрезвычайная по­пулярность у общественной массы;

2) способность к имитации;

3) возможность «эпатировать» куль­турный процесс;

4) способность культивировать од­новременно несколько стилевых черт, чем объясняется некоторое непосто­янство китча, в отличие от стиля, од­ной из характеристик которого являет-

Создание шкалы для оценки силуэта костюма

Обозначим базовые формы костюма буква­ми кириллицы:

овал — О-образный силуэт;

прямоугольник — П; трапеция — Д; форма, образован­ная двумя треугольни­ками, соединенными вершинами, — Х-о браз — ный силуэт.

Каждая из базовых форм условно пред­ставлена соответству­ющей окружностью. В поле внутри окружно­сти входят все множе­ство силуэтов, с изме­нениями пропорций каждой из базовых форм, т. е. этому мно­жеству принадлежат силуэты, приближен­ные к начертанию гео­метрических фигур. При пересечении ок­ружностей образуются области, принадлежа­щие двум, трем и четы­рем окружностям. В них и находятся интересу­ющие нас оценки про­межуточных форм. Как показывает история ко­стюма, в XX в. преобла­дали в основном про­межуточные силуэты, полученные, следуя ди­аграмме Венна, путем пересечения двух и че­тырех базовых форм. Но даже если в форми­ровании силуэта кон­кретного модного кос­тюма какая-то из силу­этных базовых форм не
ся постоянство в «эксплуатировании» одной концепции или конкретной идеи.

Китч ассоциируется с трутовыми гри­бами, постепенный рост которых при­водит к гибели здоровых могучих дере­вьев (но тело этих грибов считается красивым поделочным материалом — по ассоциации с кэмпом). Серьезное отношение к китчу как к неизученному явлению, а не объекту борьбы с дур­ным вкусом, проявилось только в XX в. В 1925 г. в Германии вышла одна из первых исследовательских работ «Китч» философа Фритца Капфена. Затем в 1939 г. американский искус­ствовед Климент Гринберг предста­вил работу «Китч и авангард», после чего теоретики современного искус — участвует, то, рассмат­ривая все множество оценок, можно устано­вить, что степень при­сутствия этой формы будет равна нулю. Экс­перт, желающий таким образом оценить силу­эт конкретного костю­ма, идентифицирует оцениваемую модель с формами, представ­ленными в матри­це А (рис. 30). Он полу­чает оценки О, П, X, Д, рассчитывая их число­вые значения исходя из градации шкалы. Обо­значим ее условно пе­ременной п. Она может иметь любую размер­ность. Чем больше чис­ло градаций п, тем

Создание шкалы для оценки силуэта костюма

ства уже не обходят­ся без употребления этого термина. Меж­ду тем в силу относи­тельности эстетичес­ких оценок, свойст­венных современнос­ти, китч так же трудно однозначно опреде­лить, как и стиль.

На XX в. пришлось четыре наиболее ха­рактерных эклектич­ных периода.

1. Начало XX века (1902-1904 гг.), когда еще оставались попу­лярными платья, со­зданные в конце пре­дыдущего столетия, но уже происходили смена форм и поиски новых средств выра­жения не только в ко­стюме, но ив других видах искусства. Ис­торики считают, что этот период длился до 1907 — 1908 гг. По­добно тому, как про­цессы в культуре про­текают неравномерно, в точности хронологии у историков тоже су­ществуют разногла­сия (рис. 34).

2. Второй период приходится на после­военное время, когда больше промежуточ­ных форм в матрице и тем легче найти ана­лог оцениваемому си­луэту. Возьмем, на­пример, пятимерную шкалу (п = 5), пред­ставленную в матри­це А рис. 30 (пять эле­ментов по вертикали и пять элементов по го­ризонтали). Используя обозначения силуэтных форм, введем те же буквы как условные обозначения их векто­ров оценок.

Сумма оценок О, П, X, Д для каждой силу­этной формы должна равняться единице.

0+П+Х+Д=1 (рис. 40).

В зависимости от номера строки i, ис­пользуя переменные G1 / G2 — горизонталь, V1 / V2 — вертикаль, вычисляют значения, которые будут делить соответственно шкалу строк и столбцов сле­дующим образом:

(i — 1)/(п — 1);

Gii=1

v1j = 1 -0- 1)/(п-1): G2l = (i — 1)/(n — 1): V2J = (j — 1)/<n — 1)

При этом для лю­бою i. принимающего значении от 1 до п. и дли любого j от 1 до п сохраняются равенства: V.= 1; n : G1( + G2I = 1.

Иначе говоря, если число строк изменяет­ся от единицы до п, то значения оценок по

Рис. 35. Студия Рейтлиш сра. Модель платья для города. Около 1903

19Г>3

Sf

19ЬЭ

Рис. 36. Изменения моды в 40-50-е годы XX в.

горизонтали должно быть равно единице:

V, = 1;n:V1| + V2l=1.

2|

романтики New Look и одежды, кото­рую носили до войны или получили в качестве трофеев, но по объектив­ным причинам еще не восстановили динамику создания моды, сложившу­юся до войны. В период с 1949 до 1961 гг., а особенно с 1952 до 1958 гг. {рис. 36) складываются уже элемен­ты костюма, демонстрирующие уни­кальные черты эпохи. Костюм в этот период постепенно стал приобретать интернациональный характер, и авто­ритет Дома «Dior» в совокупности с запросами рынка позволил ввести ежесезонную подготовку модных кол­лекций большинством модельеров. Подошел новый этап в стилеобразова — нии XX в.

То же условие спра­ведливо для оценок по вертикали, если число столбцов в матрице изменяется от едини­цы до п.

Следовательно, для любой силуэтной формы в матрице А, как базовой, так и проме­жуточной, вектор оце­нок (О, П, Х,Д)Ц может быть вычислен как про­изведение соответст­вующей оценки по i о- ризонтали с оценкой по вертикали:

° ч = Gn х V(J;

Рис. 37. Модель Ж.-ll. Го/ье

Создание шкалы для оценки силуэта костюма

3. Третий период эклекти­ки, определенный в культу­рологическом варианте, точ­но подтверждается в вариан­те математическом. С 1970 по 1971 гг. и до 1977 г. одно­временно происходило ги­пертрофирование и минима — лизация форм костюма. Как потом станет понятным, в тот момент завершалось фор­мирование новых существования моды и здавалась новая эстетика, во многом определившая се­годняшнее отношение к мо­делированию одежды XX в. Все самые яркие и самобыт­ные моды и тенденции на­блюдались именно в этот пе­риод. Хиппи, панк, диско и хай-тек, сосуществующие с несколькими другими на­правлениями, сложившими­ся к этому периоду, не могли избежать эклектики, но в же время приобрели ориги­нальные, узнаваемые черты. В конце этого противоречи­вого процесса стало зарож­даться новое явление — ими — джелогия. В тот же момент возникла потребность в но­вых специалистах в области моды — «стилистах» и литиках моды».

4. Конец века ным образом предполагает пересмотр пройденной исто­рии. Последнее десятилетие

Создание шкалы для оценки силуэта костюма

и первые годы следующего столетия всегда связаны с реминисценциями и «сентиментальностью» в моде. На­шей задачей было только подтвержде­ние этого факта. Начиная с 1990 г. эк­лектичные тенденции постепенно при­обретали актуальность. Апогей эклек­тики, начавшись с 1994 г., продлился до конца века. Но одновременно с эклек­тикой в моде царили vintage и полисти- лизм.

Полистилизм — это одновременное независимое сосуществование не­скольких стилевых тенденций в одном из видов искусства. Так как стиль рас­пространяется в прикладном и акаде­мическом искусстве неравномерно, проявление признаков стиля замеча­ется с некоторым «смещением» по времени. К концу 20-х годов развитие моделирования костюма и дизайна по­степенно утратило синхронность с раз­витием живописи и скульптуры. Эво­люция стилевых тенденций в костюме стала происходить обособленно и на первый взгляд даже дискретно. Моды, возникающие в живописи или других видах академических искусств, не бы-

1

0

0,75

0,25

0,5

0,5

0,25

0,75

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0,75

0

0,5625

0,1875

0,375

0,375

0,1875

0,5625

0

0,75

0,25

0

0,1875

0,0625

0,125

0,125

0,0625

0,1875

0

0,25

0,5

0

0,375

0,125

0,25

0,25

0,125

0,375

0

0,5

0,5

0

0,375

0,125

0,25

0,25

0,125

0,375

0

0,5

j 0,25

0

0.1875

0,0625

0,125

0,125

0,0625

0,1875

0

0,25

0,75

0

0,5625

0,1873

0.375

0.375

0,1875

0,5625

0

0,75

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0,75

0,25

0,5

0,5

0,25

0,75

0

1

Рис. 40. Матрица В. Матрица расчета векторов оценок силуэта костюма XX в.

ч 2i 1j’

Aii = G2ixV2j.

Все операции не требуют знаний глубже элементарной матема­тики в пределах началь­ной школы. Если, глядя на матрицу А (п = 5), понадобилось рассчи­тать оценки для силуэта (рис. 37), подобного тому, который находит­ся в третьей строке (i = 3) второго столби­ка (j = 2), то первая го­ризонтальная оценка равна:

G13=1-(3-1)/(5-1) = = 1-2/4 = 1-0,5 = 0,5.

Первая оценка по вертикали:

У!2 = 1-(2-1)/(5-1) = = 1 -1/4=1 -0,25 =

= 0,75.

Вторые оценки по го­ризонтали и вертикали: G23 = (3-1)/(5-1) =

= 2/4 = 0,5. V22=(2-1)/(5-1) =

= 1/4 = 0,25.

Искомая силуэтная форма содержит в се­бе влияние овала:

032 = 0,5X0,75 = 0,375; будет относиться к пря­моугольнику на 0,125: П32= 0,5X0,25 = 0,125; будет испытывать влия­ние Х-образной формы: Х32 = 0,5X0,75 = 0,375; и содержать трапецию в своем силуэте:

Д32= 0,5X0,25 = 0,125.

Оценки степени при­сутствия в рассматрива­емом силуэте четырех

ли так акцентированы, как в модели­ровании костюма, замечались в ос­новном только общие для всех видов искусств стилевые тенденции. Но по традициям искусствознания анализ художественных достоинств любого произведения велся по характеристи­кам формы или описанию каждой из стилевых черт отдельно. В своем «Тол­ковом словаре…» Э. Виолле-ле-Дюк пишет: «Одна из черт стиля — это преж­де всего выбор формы, соответствую-

базовых форм: 0,375;

0,125; 0,375; 0,125.

Расчет векторов оценок элементов мат­рицы А приведен в ма­трице В (рис. 40).

Рассчитав однажды все множество оценок шкалы, можно автома­тизировать процесс присвоения оценок каждому силуэту, изба­вившись от математи­ческих операций, либо

Создание шкалы для оценки силуэта костюма

Создание шкалы для оценки силуэта костюма

каждый раз находить уже рассчитанное зна­чение в матрицах, со­поставляя положение указанного экспертом силуэта в матрице с его расчетным значением.

Так или иначе, шка­лы, использующие не­четкие оценки, гораздо легче в применении и понимании, чем од­нозначные оценки. Они дают более точные данные, чем все пред­лагаемые ранее мето­ды числовых описаний силуэтов костюма.

Частота встречае­мости тех или иных си­луэтов в XX в. опреде­лила степень актуаль­ности каждого из них для своего времени и установила периоды возобновления инте­реса к тому или иному силуэту со стороны модельеров. Начиная с 40-х годов разнооб­разие форм, существу­ющих одновременно, стало увеличиваться, доводя формообразо­вание до эклектики. Если под эклектикой мы будем понимать сочетание нескольких форм, соответствую­щих разным стилевым тенденциям или мо­дам, то стоит ввести строгое соответствие определения явлений возможностям их ил­люстрирования с по­мощью математики.

щей каждому объекту. Когда архитек­турные формы ясно выражают назна­чение, они близки к обладанию сти­лем; но когда произведение создает

с окружающим гармоничное целое, то тогда, без сомнения, мы имеем дело со стилем». Стиль определялся выбо­ром формы: стиль — «совокупность за­кономерностей формообразования ху-

Создание шкалы для оценки силуэта костюма

дожественной формы» ; «единство элементов, тем, мотивов, форм, тех­ник, гармонично соединенное разу­мом, которому эти части подчиняют­ся»28. Теоретики моделирования кос­тюма, позаимствовав традиции искус­ствознания, описывали стили и моду по независимым критериям и таким образом надеялись получить достой-

Эклектичным может считаться период, в те­чение которого часто­та встречаемости не­скольких силуэтов станет равнозначной, т. е. единовременно ак­туальными станут сра­зу несколько форм, в оценках которых бу­дут преобладать раз­ные базовые формы. А так как в сумме по­казатели относитель­ной частоты встречае­мости должны давать единицу или 100%, то степень популярности каждого из силуэтов невелика. Но если од­новременно сосущест­вует несколько силуэт­ных форм, образован­ных преимущественно одной или двумя базо­выми, то это свиде­тельствует о вариации силуэтов и характери­зуют период как наи­более вероятный для присутствия того или иного стиля. Но сам по себе этот фактор не определяет стиля, он является лишь одним из признаков его нали­чия. Тем более не оз­начает оригинальности выявленной тенден­ции. Для стилеобразо — вания нежелательны высокие оценки встре­чаемости, свидетель­ствующие о тотальном распространении од­ного силуэта (рис. 44). Термин vintage31 стали
ное сопоставление стилеобразующих процессов в разных видах искусства. Но мода — более сложноорганизован­ный и менее изученный процесс, чем художественная тенденция, так как мо­да относится в равной степени как к искусству, так и к социологии — изу­чению массового поведения. Поэтому стили, основанные на анализе модных тенденций, оценивать сложнее, чем, например, маргинальные течения в живописи.«Атрибутивность» явления «мода» не дает полноценного описа­ния характеристики одной стилевой черты, даже если это наиболее важная характеристика — силуэт костюма.

Создание шкалы для оценки силуэта костюма

Таким образом, объективную оцен­ку явлению мы сможем дать, только оценив всю совокупность стилевых черт и признаков, которым должно удовлетворять это явление, чтобы распознать в нем стиль или моду.

употреблять в конце XX в. для обозначения тенденции в моде, свя­занной с использова­нием костюма предше­ствующих лет.

Понятие vintage не означаетретро стиль — воспроизведение не­когда модных вещей, соответствующих оп­ределенной эпохе.

Vintage — сочета­ние раритетных ве­щей с недавно по­явившимися в моде, при котором костюм выглядит современно

Создание шкалы для оценки силуэта костюма

Создание шкалы для оценки силуэта костюма

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.