Средние века

Прежних сыновей своих, перед тем как по­сылать, испытывала она, пришивая им рукава к коже и мясу; они не могли стерпеть и кричали. И так же поступила с Синфиотли, а он и не шелохнулся…*.

«СРЕДНЕВЕКОВЬЕ развилось из совершенно примитивно­го состояния. Оно стерло с лица земли древнюю цивилиза­цию, древнюю философию, политику и юриспруденцию и начало во всем с самого начала. Единственно, что средневе­ковье взяло от погибшего древнего мира, было христианст­во и несколько полуразрушенных, утерявших всю свою

Медленно развивающиеся земледелие и скотоводство диктуют развитие материальных и духовных потребностей общества, ограничивая их кругом замкнутых родовых инте­ресов и грубых навыков общения. Родовые и межродовые распри, суровые условия жизни, жестокая борьба за жизнен­ное пространство и власть над ним, сопровождающие станов­ление европейского феодализма, определили потребности в создании крепостных центров и положили начало в строи­тельстве крепостной и замковой архитектуры. Крепостной, оборонительный характер, каждую минуту могущий обер­нуться агрессией, определял весь жизненный уклад, бытовой антураж которого находился в прямой от него зависимости.

* Хрестоматия по западноевропейской литературе. М.: Учпедгиз, 1936, стр. 73. ** К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 7, стр. 360.

«Волсунга-сага», X в.

Натуральное хозяйство подчинялось насущным нуждам, исходило из минимума, име­ющегося под рукой, и из потребностей, которые этот минимум мог удовлетворить.

С технической стороны область костюма была ограничена примитивностью пря­дения, ткачества и традициями быта. А образ жизни общества не вызывал еще по­требности в совершенстве одежды, арсенал ее был весьма скуден и укладывался в че­тыре наименования: рубаха, штаны, плащ и покрывало. Цвет, украшения и материал характеризовали общность, группу людей, клан, род: 1) как единый хозяйственный организм, располагающий одинаковым сырьем, красителями и способом производ­ства, и 2) как единый духовный организм, объединенный единомыслием и духовным укладом (обычаи, этика, мораль). Эти признаки, практически определившие декора­тивный строй одежды и украшений, впоследствии закреплялись как национальные (орнамент, вышивка, разрисовка, аппликация, цвет и т. д.).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.