Разительные перемены произошли и в одежде. Мода XIX в. развивалась под влиянием быстрого роста промышленности, искусства, конкуренции в торговле.
Часть IV. Искусство я костюм Западной Европы — О
Костюм теряет свое классовое значение. На смену придворным модам приходят моды буржуазные, для которых характерно внешнее единообразие. Все слои городского населения начинают одеваться одинаково. Теперь мужской костюм перестает подчеркивать праздность и безделье, а становится деловым костюмом.
Принадлежность владельца костюма к тому или иному классу определялась наличием и числом модных туалетов, элегантностью покроя, мастерством исполнения, качеством используемой ткани, белизной белья. Для мужчины считалось дурным тоном яркость костюма, обилие украшений. Женщина отражает положение своего мужа в обществе, является как бы рекламой благосостояния, символом процветания его дел.
Меняются одежды и прически во Франции, все становится «а ля антик» — женские платья подобны древнегреческим хитонам, прически тоже на манер греческих, на ногах — греческие сандалии.
В костюме заметны только профессиональные различия. Так, например, костюм буржуазии отличается от костюма рабочего человека; костюм рабочего от костюма скульптора и т. д. И все же костюм горожан особенно сильно отличается от крестьянского костюма.
Ведущими женскими модами той эпохи были французские, мужскими — английские.