СТИЛЬ «БИДЕРМАЙЕР» В КОСТЮМЕ

Мужской костюм

В 30-е гг. в европейских странах в искусстве и костюме господствует стиль романтизм. Для моды романтизма ха­рактерна некоторая «романтическая небрежность», кото­рая проявляется в манере ношения костюма: специально расстегнутый воротник рубашки, слегка развевающиеся во­лосы и т. д. Эта небрежность подчеркивает интеллектуальную значимость личности, которая выше бытовых мелочей. С точки зрения элегантности, фрак необходимо менять каждые три недели, шляпу — ежемесячно, обувь — каждую неделю.

Мужской костюм по ассортимен ту и основным формам ос’1 ается неизменным.

Нижняя одежда. Белая рубашка с высоким накрахма­ленным воротником у мужчин.

Мужчины носили фрак или сюртук, который в 30-с it. имел ватированную грудь, плотно облегал талию, расши­рялся на линии бедер, имел пышный рукаву плеча (жиго), расширяя тем самым покатую линию плеч.

В 40-х гг. у фрака и сюртука занижается (опускается на естественное место) линия талии, рукав становится узким и прямым. Брюки становятся шире. В моде плотно обтя­гивающий грудь жилет. Носят широкий галстук, завязывая бантом.

Верхняя одежда. В моде у мужчин появляются несколь­ко разновидностей пальто: со шнурами, с несколькими воротниками.

Появляются различные жакеты.

Цвет. В мужском к ост К) iC i i 0*0j! ЛД<)L Г С11Ы И ЦВСТ.

Для костюма используют ьтк. же серый, синий, табачный, коричневый и зеленый цвета. Панталоны шили из более светлых тканей. Пестрота в мужском костюме восприни­мается как дурной вкус.

Ближе к 40-м гг. в моду входят ткани в клетку, из них шыот брюки и отдельные части костюма. Галстуки были однотонными и пестрыми.

Ткань. Для мужского костюма использовали дорогосто­ящие шерстяные ткани, тонкие льняные.

Бальные фраки шили из бархата, жилет — из разноцвет­ной парчи.

Головной убор. Любимый головной убор у мужчин — цилиндр. В честь генерала Боливара, который возглавил борьбу против испанцев в Южной Америке, широкополую шляпу, которая тоже входит в моду, назвали боливар.

В моде еще один головной убор, в то время чрезвы­чайно демократичный — гарибальди — мягкая фетровая шляпа.

Часть IV. Искусство и костюм Западной Европы — О

Существовал и складной аил и пар — шапокляк, на стальной пружинный каркас натягивался кусок шелковой маюрип. Особенно удобным было в геагре сложить ци­линдр и убрать под кресло.

Прическа. Длина волос доходит до ушей — волосы уд­линяются, часто завиваются у основания лба в высоко оформленную челку, не прикрывающую лоб. Присутству­ют бакенбарды.

Украшения. В конце 40-х гг. появляются бисерные ко­шельки. неломки, на которых носят часы, закладывая их в карманы жилета. Жилет расшивался цветочным рисунком.

В то время появляются специальные учебники, посвя­щенные искусству повязывать галстук.

Дополнения. Появляется пенсне; с 30-х гг. стали публич­но пользоваться носовым платком, до этого это считалось верхом неприличия. Также дополнением к костюму явля­ются трость, перчатки, зонтик, хлыст.

Обувь. Мужчины носили полусапоги или бальные длин­ные остроконечные туфли-лодочки.

Женский костюм

Нижнее белье. В нижнем белье присутствует все л о же, что и раньше, но добавляется до восьми накрахмаленных нижних юбок.

Нижняя одежда. В нижней одежде женщин присутству­ет одно платье с узким лифом на корсете.

‘Питя опускается на свое естественное место.

У платья были объемные вверху рукава «жито» (цв. ил. 14), книзу сужающиеся в манжету. «Они настолько похожи на лва воздухоплавательных шара, так что дама вдруг бы под­нялась па воздух, если бы не поддерживал ее мужчина…» (Гоголь, «Невский проспект»). Они подчеркивали пока­тость плеч и хрупкость шеи. Огромные по объему рукава;

талия, стянутая широким поясом, сзади завязанным г бант, все это еще больше подчеркивало хрупкость и тон­кость силуэта (рис. 56).

В бальных платьях декольте имело вид двух полукру­жий, так как часть платья от горловины до талии должна была напоминать сердце.

Юбка была расширенной, длиной до щиколоток. Сзади присборена и расширена, спереди укорочена.

Повседневное платье могло иметь отложной воротник, или же стоячий, или в виде фрезы, или в виде плиссиро­ванной оборки.

Верхняя одежда. В гардеробе женщины спенсер, манто, накидки — мантильи, пелерины, кашемировые шали, шарф, который носится сзади на уровне талии, а спереди его придерживают согнутые в локтях руки.

Цвета. В этот период женщины отдают предпочтение тканям белого цвета. Чуть позже одноцветные ткани были заменены иногда полосатыми, а иногда с легким, но не цветочным узором.

С 1840 г. в моду входят ткани в клетку, в связи с увлече­нием историей Шотландии (рис. 57).

Ткани. В моде были ситцы, шелковые ткани, муар, репс, тафта, кашемир.

Головной убор. На улице женщины носили шляпы с ту­льей и широкими полями, украшенные страусовыми перь­ями, цветами и лентами. В моде были большие береты, шляпки фасона «кибитка», с прямыми полями, закрываю­щими в профиль все лицо.

Дома носили чепчики (иногда и на улице), фасон кото­рых зависел от возраста или or семейного положения (за­мужем или нет).

Прическа. Прически были пышными, представляли со­бой целое произведение искусства. Волосы разделяют на

Рис. 56. Платье эпохи бидермейсра

СТИЛЬ &#171;БИДЕРМАЙЕР&#187; В КОСТЮМЕ

Рис. 57. Ткани в клетку — мода 1840 г., Франция

боковой пробор. Над ушами с боков волосы чуть короче и уложены над висками в крупные локоны. Длинные воло­сы сзади поднимают наверх и укладывают высоко на голо­ве различными способами посредством применения ши­ньонов. Существовали прически на пружинах.

Косметика. Предпочтение, как всегда, отдается блон­динкам, женщины продолжают обесцвечивать волосы.

Украшения. К этому времени ювелирные украшения почти выходят из моды. По-прежпему в моде остаются медальоны и серьги.

Дополнение. Дополнением к костюму были зонтики с оборками и лентами; ридикюли, без которых женщины не появлялись ни в театре, ни на улице; высокие перчатки различных цветов, но па балы женщины надевали белые; зимой руки прятали в муфты из ткани или меха.

Романтически настроенные женщины, увлекаясь про­изведениями В. Гюго, Ж. Саид, В. Скотта, не расстают­ся с ними нигде или же ходят с томиком любимых сти­хов, который носят в специально прорезанном в юбке кармане.

Летом женщины набрасывали на себя кружевные ман­тильи, украшенные по краю шелковой бахромой.

Обувь. Женщины носили открытые туфельки из плать­евых тканей на плоской узкой подошве с узким носом и лентами вокруг ноги.

Еще в моде и ботинки на застежке,

Высшее общество, особенно в 40-е г., увлеклось верхо­вой ездой. Костюм для верховой езды состоял из юбки, жа­кета, шляпки с вуалыо, перчаток и хлыста.

На исходе бидермайера появляются некоторые разли­чия (в деталях) детской одежды от взрослой. Мальчики на­девали длинный подпоясанный сюртук, отделанный шну­рами; длинные ровные штаны; шапку с козырьком. Девоч­ки — короткое платье, из-под которого выглядывали нижние юбки, длинные, по щиколотку, белые кружевные панталоны — такую одежду носили и юные девушки.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.