СТИЛЬ «РОКОКО»

Кроме стилей XVII в. — барокко (рис. 43) и классициз­ма — в XVIII в. появился новый — рококо (от франц. rococo — «раковина», украшение причудливой формы). Рококо унаследовало черты светской культуры, так как за­родилось в среде французской аристократии.

Желая укрыться от реальностей жизни, аристократия замыкается в своем интимном и уютном мирке. Аристо­кратия решила развлекаться, проводя жизнь в бесчислен­ных празднествах, балах, маскарадах, охотах. Во главе Франции стоит никчемный король Людовик XV. «После нас — хоть потоп» — эту фразу можно считать характери­стикой настроения, царившего в придворных кругах. А сказала эту «крылатую» фразу самая известная фаворитка

СТИЛЬ «РОКОКО»

Рис. 43. Барокко. Растрелли, XVIII в.

короля, маркиза де Помпадур. Эти слова выражают неуве­ренность аристократии в завтрашнем дне. Строгий этикет сменился легкомысленной атмосферой, жаждой наслажде­ния и веселья.

Французское искусство XVIII в. — эталон художествен­ной жизни для большинства европейских стран. Француз­ский язык — международный язык общения.

Художественное напраатение первой половины XVIII в. — последний этап аристократической культуры.

Рококо — декоративный стиль, носящий черты утон­ченности, хрупкости, некоторой чувственности, манерно­сти и жеманности. В интерьерах того времени присутству­ют и цвет, и позолота, но ощущение это’ о стиля совсем иное, нежели от барокко. Преобладают изящная декора­тивность, хрупкость, интимность.

Живопись и скульптура XVIII в. носят декоративный характер, сохраняют тесную связь с архитектурным офор­млением интерьера. Например, декоративными панно и зеркалами плоскость стены разбивается в асимметричном причудливом обрамлении, состоящем из завитков, — ни одного прямого угла, ни одной прямой линии.

Стены особняков знати внутри выполняются с нишами, украшаются шелковыми обоями или декоративными тка­нями, живописью, покрываются гирляндами завитков, инкрустациями и узорами (лепниной) (рис. 44). В интерье­рах преобладают пастельные цвета: белые, розовые, голубые,

СТИЛЬ «РОКОКО»

Рис. 44. Рококо, вторая половина XVIII в.

О Ис,<,р"" ————————

фиолетовые, а позолота — светлая, создающая впечатле­ние легкости.

Интерьер такого хрупкого стиля дополнялся предмета­ми из фарфора (произведениями прикладного искусства), изобретенного в Европе в начале века. Этими фарфоровы­ми предметами были: фарфоровые люстры, вазы, статуэт­ки, фарфоровые безделушки, ларчики, табакерки, флакон­чики. Во Франции возникла фарфоровая мануфактура.

Единство интерьера не нарушала и вычурная инкрусти­рованная мебель. Мебель была легкой и изящной, рассчи­танной на манерные изящные позы. Стали создаваться небольшие гарнитуры: кресла, изящные столики и пуфи­ки на тонких гнутых ножках, консоли, комоды, угловые шкафы, кровати под балдахином. Для обивки диванов и кресел использовали светлые гобелены. Мебель выполня­лась из деревьев экзотических пород: палисандр, ореховое, розовое. Поверхность деревянного изделия часто окраши­валась в светлые тона: розовый, белый, голубой, а сверху покрывалась лаком.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.