Кроме стилей XVII в. — барокко (рис. 43) и классицизма — в XVIII в. появился новый — рококо (от франц. rococo — «раковина», украшение причудливой формы). Рококо унаследовало черты светской культуры, так как зародилось в среде французской аристократии.
Желая укрыться от реальностей жизни, аристократия замыкается в своем интимном и уютном мирке. Аристократия решила развлекаться, проводя жизнь в бесчисленных празднествах, балах, маскарадах, охотах. Во главе Франции стоит никчемный король Людовик XV. «После нас — хоть потоп» — эту фразу можно считать характеристикой настроения, царившего в придворных кругах. А сказала эту «крылатую» фразу самая известная фаворитка
Рис. 43. Барокко. Растрелли, XVIII в. |
короля, маркиза де Помпадур. Эти слова выражают неуверенность аристократии в завтрашнем дне. Строгий этикет сменился легкомысленной атмосферой, жаждой наслаждения и веселья.
Французское искусство XVIII в. — эталон художественной жизни для большинства европейских стран. Французский язык — международный язык общения.
Художественное напраатение первой половины XVIII в. — последний этап аристократической культуры.
Рококо — декоративный стиль, носящий черты утонченности, хрупкости, некоторой чувственности, манерности и жеманности. В интерьерах того времени присутствуют и цвет, и позолота, но ощущение это’ о стиля совсем иное, нежели от барокко. Преобладают изящная декоративность, хрупкость, интимность.
Живопись и скульптура XVIII в. носят декоративный характер, сохраняют тесную связь с архитектурным оформлением интерьера. Например, декоративными панно и зеркалами плоскость стены разбивается в асимметричном причудливом обрамлении, состоящем из завитков, — ни одного прямого угла, ни одной прямой линии.
Стены особняков знати внутри выполняются с нишами, украшаются шелковыми обоями или декоративными тканями, живописью, покрываются гирляндами завитков, инкрустациями и узорами (лепниной) (рис. 44). В интерьерах преобладают пастельные цвета: белые, розовые, голубые,
Рис. 44. Рококо, вторая половина XVIII в. |
фиолетовые, а позолота — светлая, создающая впечатление легкости.
Интерьер такого хрупкого стиля дополнялся предметами из фарфора (произведениями прикладного искусства), изобретенного в Европе в начале века. Этими фарфоровыми предметами были: фарфоровые люстры, вазы, статуэтки, фарфоровые безделушки, ларчики, табакерки, флакончики. Во Франции возникла фарфоровая мануфактура.
Единство интерьера не нарушала и вычурная инкрустированная мебель. Мебель была легкой и изящной, рассчитанной на манерные изящные позы. Стали создаваться небольшие гарнитуры: кресла, изящные столики и пуфики на тонких гнутых ножках, консоли, комоды, угловые шкафы, кровати под балдахином. Для обивки диванов и кресел использовали светлые гобелены. Мебель выполнялась из деревьев экзотических пород: палисандр, ореховое, розовое. Поверхность деревянного изделия часто окрашивалась в светлые тона: розовый, белый, голубой, а сверху покрывалась лаком.