Чем больше целое, тем неизбежно более сложен его состав. Но если сложная конструкция выстраивается из частностей или подтверждается ими шаг за шагом, она имеет шанс хотя бы в главном оказаться верной — по крайней мере, для своего времени.
А Крёбер
Каждая научная теория строится на основе обобщения опыта, общественной практики и отражает систему элементов и правил их взаимодействия.
В теории стилеобразования такими элементами являются стилевые черты, составляющие морфологию стиля.
Стилевые черты — это совокупность характеристик, по которым описывается стиль.
Стилевые черты можно сравнить с чертами характера человека (характер — индивидуальный стиль каждого) или нотами. Специалист, владеющий «нотной грамотой», всегда сможет записать свои фантазии и затем воспроизвести их на инструменте. Так модельер, знающий законы построения стиля и моды, сможет без труда отличить модели разных стилей по описаниям стилевых черт.
Конкретная стилевая черта определяется всей совокупностью характеристик — элементов стиля. Например, форма костюма — это стилевая черта, а конкретный силуэт как характеристи-
ка формы — элемент стиля (при дальнейшем изложении термины «элемент стиля» и «характеристика стилевой черты» будут рассматриваться как синонимы). Набор стилевых черт в теории проектирования костюма определялся, начиная с XVIII в., но сложился только в XX в. Начинался он с качест-. венных характеристик, предложенных И. Винкельманом, таких как «грация^! «величавость выражения», зат Г. Земпером «гармония частей» и «I лесообразность». Стили описывали через свойства формы и чувственны ощущения, производимые конкретн произведением или знакомст с культурой.