. ..предстоит задача написать сравнительные биографии больших стилей. Все они, будучи организмами одного и того же вида, обладают родственной структурой жизненных проявлений. О. Шпенглер
П |
редставление любого человека о знакомом ему явлении можно описать конечным числом признаков. По ним другой человек, имеющий те же понятия, сможет быстро распознать описываемое явление или предмет. Например, наиболее узнаваемыми для многих людей являются
ментами показали пример свободного обращения с традициями в искусстве, уничтожения старых канонов, создания новых принципов отражения действительности. Поиски велись в разных направлениях и жанрах искусства. Однако разрушение, скажем, в живописи восполнялось идеями синтеза всех остальных видов искусства.
Параллельно с российскими творили теоретики, поэты, живописцы, модельеры и в других странах. Они создавали новые манифесты, методологии, принципы, течения, группы, которые впоследствии были названы новыми футуристическими движениями (авангардизм, сюрреализм, футуризм и т. д.).
Поисками стиля XX в. в России занимались художники К. Малевич, В. Кандинский, В. Татлин, А. Родченко, создававшие мебель, посуду для общественного пользования; героику труда и черты человека новой формации отражали в русских тканях и моделях одежды Л. Попова и В. Степанова.
Во Франции А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар создавали теоретическую платформу авангардизма и сюрреализма, призывая создавать произведения «реальнее, чем есть сама реальность».
Л. Арагон призывал к созданию совершенно новой декларации прав человека и к экспериментам, которые принесут плоды в будущем футурологическом сознании, приведут к конфликту с аудиторией, ее эпатажу и оскорблению.
Сюрреализм апеллировал к подсознанию, оживляя фон, цвета, слова и тоны нашего подсознания так, что национальные костюмы. Изменения в них на протяжении длительного времени были столь незначительными, что не повлияли на узнаваемость этих костюмов. По наиболее часто встречающимся в описаниях элементам определяется принадлежность костюма этносу: сари — индийцы, кимоно — японцы, пончо — индейцы Южной и Центральной Америки и т. д. Дальнейшие уточнения зависят от деталей: например, ор — намента, особенностей кроя и т. д.
Для стилей тоже существует определенный набор наиболее часто повторяющихся и общих для каждого из них признаков. Они составляют норму каждого стиля, т. е. представляют собой базу данных, на основе которой происходит систематизация «опыта» для дальнейшего стилеобразования. С помощью сопоставления имеющихся описаний костюмов и известных в истории стилей можно составить:
множество встречающихся стилевых черт;
описание законов их гармонизации;
список признаков появления новых течений, разрушающих
они «поглотили каждодневный быт и его ничтожество».
Л. Арагон говорил о бессмысленности окружающего нас быта и вещизма: «Человек свободен — люди же свободны быть не могут. Все пустое: понятия, фальшивая абстракция; нужно, чтобы каждый индивид обрел свою независи-
54
мость» .
Авангардизм и сюрреализм отвергали художественные традиции и провозглашали абстрактное заимствование, проповедовали формальное искусство, связанное с рациональностью.
Вместе с тем сюрреализм, стремящийся привлечь научные знания, использовал неевклидову геометрию, ньютоновские механизмы, претендовал на рациональность на грани иррациональности.
Новые открытия предполагали низвержение предшествующих методов, образов, форм.
A. Бретон в сюрреализме демонстрировал свободную энергию, как разнузданную, нецеленаправленную, основанную на силе раздора.
B. Маяковский ратовал за искусство, которое разрушило бы всякое различие между жанрами и поглотило бы создателя.
Футуризм преклонялся перед современной техникой. Делались попытки художников разных жанров, особенно в прикладном искусстве, создать симбиоз искусства, науки и техники. Неслучайно итальянский футурист Маринетти в своем манифесте 1910 г. писал, что «автомобиль прекраснее, чем Ника Самофракийская». Художники — устойчивую структуру стиля.
Исторические стили в любом виде искусства узнаются по наиболее часто повторяющимся чертам. Обычно бывает достаточно описания трех элементов, позволяющих предполагать, что костюм относится к одному из стилей {рис. 14-16 стр. 41).
Создав перечень таких черт, можно определять, чем они отличаются от черт нового стиля, и находить заимствованные элементы — определять преемственность стилевых черт. Нормы редко можно описать в момент развития стиля, так как они не замечаются в силу отсутствия противопоставлений.
Норма становится заметна только в момент перехода от одного стиля к другому, когда появляется контраст с еще недавно доминирующим эстетическим образом. Норму как перечень элементов можно определить как для стилей, так и для моды, с единственной разницей: в стилевой норме все элементы взаимосвязаны. Если отказаться от одного из них, разрушится цельность исторического образа. Достаточно
авангардисты, сюрреалисты, футуристы особое значение придавали образу; они считали, что образ должен обладать «ошеломляющей» силой столь высокого качества, чтобы он был способен «уплотнять» изложение и вызывать бешеную эмоцию.
Эту силу образа они искали в подсознании, в спонтанности.
К. Малевич считал, что разум — «каторжная цепь» для художника, а потому он желал всем художникам «освобо-
55
диться от разума» .
Подражание природе как видимому данному нам в ощущениях миру больше не являлось законом искусства, что упраздняло обязательность контуров, пропорций, перспективы и т. д. Художник больше не создатель, а Прометей, который пытается проникнуть в тайны космоса, в ритмы движения вселенной. В. Кандинский писал, что «в глубоких темнотах скрыты причины движения», что путь к живописи лежит «между двумя областями — абстрактной и предметно-телесной формами… За этими гранями лежит чистая абстрак-
56
ция и — чистая реалистика» .
Провозглашение культа бессознательного, иррационального, «обожествление» технических идолов, нарушение моральных систем сближало художников с учением 3. Фрейда, с его культом эроса, тотемом и табу. Все эти теоретические посылы, манифесты, поэтические экзерсисы низвергали устоявшийся привычный художественный язык в разных жанрах и ставили задачу создания метаязыка, способного переводить язык одного жанра ис — описать известные стили исторических и национальных костюмов, чтобы по отличиям от них найти оригинальные стилевые течения XX в. Оригинальность предполагает отсутствие цитат, что в математике определяется отсеиванием повторяющихся групп оценок по критериям. Единственной проблемой таких описаний является непостоянство критериев, составляющих норму всех стилей. Например, для ренессанса характерными чертами являются стремление к естественности и внимание к пропорциям, что позволило открыть для искусства законы перспективы. Для готики достаточно описания силуэтов, а национальные костюмы бессмысленно оценивать без указания цветовой гаммы. Для создания сводной таблицы норм нужно рассматривать множество наиболее часто встречающихся в описаниях черт, характерных как для исторических стилей и этнических костюмов, так и для современных модных течений. Но только при условии соответствия найденных оригинальных мод XX в. одновременно всем признакам
кусства на другой, его новой морфологии и грамматики.
В стремлении раскрыть суть будущего художники иногда обращались к архаике, к анархическим тенденциям Ницше, к примитивизму.
Авангардизм провозгласил культ резкой линии, деформацию предмета, экспрессивность, выход из физической плоскости в иной, высший пласт, сделал попытку проникнуть за материальную оболочку мира, увидеть внутренний строй природы, предмет «с изнанки», абсурдное сочетание банальных предметов с ги- перкосмическими. Авангардисты наделили цвет большим символическим смыслом, считая при этом, что он субъективен. Мы встречаем у П. Элюара «Земля голубая как апельсин»; у Филиппо Супо — «ветер голубой как земля»; у А. Бретона «Куст красный
57
как яйцо, когда оно зелено» .
Р. Деснос пояснял вариацию цветовой гаммы: «Коралл обычно голубеет, но именно оттого, что он страдал, поэзия приписывает ему цвет, больше подходящий ярости быка»58.
Рис. 95. Расположение элементов костюма относительно оси симметрии человеческого тела |
А. Блок привел в гармонию слова и звуки, следуя А. Скрябину, пытавшемуся в «Прометее» усилить звучание главной темы слиянием света, цвета, звука, пространства, создать новый синтетический язык.
стиля мы сможем говорить о найденном новом стиле.
Ограничимся для примера пятью признаками, определяющими в модной тенденции новый стиль:
1) фронтальный силуэт костюма. Использует одновременно четыре базовые формы, принятые в современной теории проектирования костюма;
2) цветовая гамма;
3) конструктивные линии в костюме: вертикальные, горизонтальные, диагональные и изогнутые, характерные для модерна;
4) симметричность расположения частей в костюме относительно вертикальной оси центра фронтального силуэта человеческой фигуры (рис. 95);
5) использование композиционных принципов построения формы: формосложения или формовычитания.
В системе нечетких множеств эти признаки можно оценить по шкалам, образованным по описанному единому принципу. Та-
Чешский художник и искусствовед К. Тейге писал: «поэтизм, родившийся в 1924 г., представляет венец жизни, основанием которого является конст-
59
руктивизм» .
Вместо жестких конструкций и геометрических форм появились новая пластика, «текучие» композиции, в которых происходит сочетание несочетаемых элементов, побуждающее зрителя рождать собственные ассоциации.
Г. Иванов обратился к теме весьма прозаической (хотя значимой для нас) — теме брюк:
>4НМ |
кие шкалы не имеют предела точности вычислений. Они включают в себе все множество значений оцениваемого критерия.
Числовые описания норм каждого из стилей слишком объемны и требуют долгой адаптации к цифрам, поэтому мы не приводим схему реминисценций в моделировании костюма XX в.
Она может быть разделена на три блока в зависимости от происхождения первоисточников:
1) исторические стили с принятыми историками искусства названиями;
2) этнические стили — национальные костюмы. К этому блоку отнесен ритуальный костюм, связанный с различными обрядами. Этнические стили объединены по принципу «догматичности» как наиболее стабильные и медленно эволюционирующие. В культуре этнические стили сосуществуют с современным костюмом и эпизодически «проявляются» в нем. Традиции являются тормозом для изменений в этих костюмах. К этой же категории относятся костюмы религиозных конфессий;
3) воспроизведение модных тенденций XX в. Влияние одной моды на последующие, трансформируясь во времени, выглядит как игра культур и истории. Процесс исторических воспоминаний культуры является одной из особенностей XX в., показывающих возможности естественного (в эпохе) и сознательного (в рамках индустрии) эволюционного процесса моды.
Оценив по нечетким шкалам каждый из известных стилей, ихлег — ко можно сопоставить с оценками костюмов, созданных в XX в.
Как показал наш эксперимент переломным моментом в обращении к творческим источникам стали 40-е годы. До этого момента модельеры и общество обращались с историей как с собранием «мудростей» всех времен и народов. В послевоенное время стал интересен костюм недавнего прошлого, как будто общество решило вспомнить «молодость века». Появилось явление «second hand». Интересное для художника тем, что с его помощью продолжилась жизнь вещи, материальной культуры. Это проявлялось не
А между тем они из воска,
Из музыки, из лебеды,
На синем — белая полоска, Граница счастья и беды60.
Итак, авангардизм ставил основной своей целью разрушение прежних основ и создание проекта нового мира. Эпоха авангардизма породила плеяду замечательных молодых художников, которые хотели не только овладеть новыми открытиями, но и опередить их в искусстве. Рациональность и иррациональность «сплетались» воедино с целью преодоления земного тяготения, привычного, бытового, традиционного, обветшалого, исторического мироощущения.
Нужны были экспрессия и агрессия для новой созидательной свободы, поэтому образы, идеи, объекты, проекты, предметы несли на себе эти черты освобожденной энергетической агрессивности. Этим художники хотели убедить зрителя, читателя в необходимости изменения самих основ жизни. Художники разных стран вышли за рамки своих национальных культур и стали строить основу нового коллективного интернационального творчества.
В конструктивизме отражался ритм времени. От индивидуального, подсознательного свершился переход к масштабному, всеобщему, социальному. Общими для итальянского футуризма и русского конструктивизма являлись «опоэтизированная бездуховность», отказ от личности, подавление, подчинение естественных форм человека неким законам высшей «космической геометрии».
в буквальном смысле надевания старых вещей, а в цикличном обращении дизайнеров к характерным признакам моды предыдущих десятилетий. В XX в. модельеры часто повторяли сами себя. Это не означает что после второй мировой войны не было создано оригинальных тенденций, но реминисценции при анализе последующих 60-и лет очевидны. Об этом пишут не только исследователи конца столетия, но и современники событий.
Закономерности обращения к историческим и национальным костюмам даже в условиях индивидуального прочтения разными поколениями модельеров позволяют говорить о конкретных циклах. Стиль Древнего Египта с разной степенью узнаваемости повторялся в XX в. трижды. Доминирующее влияние на моду XX в. оказал национальный костюм восточных стран. Отчасти это можно объяснить политическими событиями — театры военных действий и стихийных бедствий разворачивались именно в этой части планеты. Персидский, китайский, японский и индийский костюмы
Форма головы в моде 20-х годов XX в |
Рис. 99. Модели дома моды «Итеб». 1927 |
В моде 20-х годов тело человека уподобилось цилиндру, голова — шарику, костюмы подчеркивали «красоту» геометрии формы (рис. 98, 99).
В театральных постановках В. Мейерхольда эта идея была гипертрофирована, особенно в спектакле «Смерть Тарелкина». А. Экстер соединила в костюмах спектакля «Аэлита» геометрическую экспрессию с космическими «вихрями», В. Мухина в своей знаменитой скульптуре «Рабочий и колхозница» опоэтизировала мощь, коллективность и героику труда. Художницы Л. Попова и В. Степанова, В. Прибыльная и Н. Давыдова работали над созданием тканей и костюмов. Л. Попова свободно размещала на платье тракторы, нефтяные вышки, сцены из трудовых будней.
стали для художников излюбленными творческими источниками.
Сопоставив периоды моды XX в. с хроникой реминисценций, мы сможем найти объяснение большинству нововведений в художественной культуре и костюме.
Сари в коллекциях Эльзы Скьяпарелли, кубанки в моделях Ив — Сен Лорана и Кензо, «насыщенный» агрессивный макияж 80-х годов, прелесть которого может оценить только человек, «вчувствовавшийся» в историю Древнего Египта и красоту Нефертити.
В работах Ле Корбюзье провозглашалось новое содержание архитектуры: «Дом — машина для жилья».
В искусстве костюма возникали новые тенденции функциональности, появления новых ассортиментных групп одежды, предназначенной для разных видов деятельности — спорта, отдыха, работы и т. д. Во всех странах шли поиски новых форм и средств выражения.
В 20-е годы во Франции выделились модельеры Ланвен, Шанель, Пакен, Вионне и др. Из всей этой плеяды замечательных кутюрье наиболее «революционной» была Коко Шанель. Ее гениальность заключалась в том, что она первая почувствовала дух времени, осознав новый образ женщины и воплотив его в своих моделях, смело введя в женский гардероб элементы мужского костюма как наиболее функциональные для деловой женщины. Коко Шанель в своих моделях использовала искусственные драгоценности, заменила большой вечерний туалет знаменитым маленьким черным платьем. Она освободила женщину от сложных причесок, высоких каблуков, затянутых на талии платьев; ее легкий чуть прилегающий костюм, юбка ниже коленей позволили женщине двигаться легко и свободно. Но она не ориентировала модели на серийное производство; ее костюмы, созданные вручную, стоили целого состояния (рис. 100).
Нельзя проводить параллелей между экономикой, политикой и искусством. Однако общеевропейский экономический кризис, предвоенная ситуация в 30-х годах не могли не повлиять
Если при оценке костюма одновременно по семи критериям хотя бы четыре из них совпадают с нормой одного из уже известных стилей, модель не может считаться оригинальной.
Таким образом, в XX в. с помощью метода оценки костюма по нечетким шкалам нами было найдено всего 234 модели одежды, оценки которых отличаются от оценок, образующих нормы стилей костюма, известных до XX в. Отличия друг от друга незначительны, потому, если оценки критериев отличаются не более чем на 0,1, их объединяли.
В результате процедуры объединения получено всего 36 групп костюмов разных периодов XX в., которые могут считаться изобретениями столетия (рис. 44 стр. 64). Необходимо распознать оценки нового стиля — стиля XX в. Применим процедуру Уаггера. Соответствующие требования стилевой системы принадлежат трем найденным нами группам оценок:
1) эргономическо — му дизайну;
2) проявлениям ан — дрогенности в моде;
3) стилю милитари.
на деятельность художников того периода.
Значительная часть художников начинает отказываться от увлечений механизированной эстетикой, рациональной красотой, геометрическими абстракциями. Они тяготеют к искусству, основанному на биологизме, к иррациональности, к сюрреализму.
А. Бретон говорил, что группа нынешних сюрреалистов лишь продолжает, углубляет те открытия, которые были сделаны другими художниками. К ним он относил Уччело, Сера, Пикассо, Брака, Матисса, Кирико, Клее, Эрнста и др.61. Этих художников объединяли не принципы творчества, а его трансцендентальное содержание. Интерес у художников вызывала не сама природа, а ее ощущение, вызываемые ею ассоциации, каждый раз дарящая нам наслаждение, а также тема смерти.
В этот период адекватно новым веяниям выступила французская художница по костюму Эльза Скьяпарелли.
Искусственные драгоценности, маски, экзотические латиноамериканские мотивы, шокирующие публику головные уборы и вышивки, открытые острые цветовые сочетания отличали ее коллекции (рис. 102).
Наряду со Скьяпарелли работали Вионне, Шанель, Пиге, Молинё, Нина Риччи и др.
Мадлен Вионне разработала крой «по косой» и использовала его в прекрасных вечерних платьях в сочетании с летящими по спирали драпировками. (Этот крой был известен еще в XIX в. и использовался при раскрое воротни
ков и манжет). «В 1924 г. этот прием был использован Полем Пуаре в платье «Тамара». Но только Мадлен Вионне превратила его в основной принцип построения костюма»62.
Этот краткий экскурс в начало века не исчерпывает перечень всех художественных школ и направлений того времени, предлагавших менять художественный язык и методологические подходы в искусстве. Важно то, что они выработали некий код коммуникаций, который генетически вошел во все последующие направления, моды и стили. К этому периоду как к источнику регулярно обращаются художники, литераторы, модельеры.
/ |
Особенно остро чувствуется аромат этой эпохи в последние годы XX столетия; художники пытаются установить связь с временем, которое «оплодотворило» весь последующий период XX в.
Авангард начала XX в. по сравнению с попытками сегодняшнею дня был программным, мировоззренческим, опирался на «ошеломляющую метафору», ставил задачи преобразования мира, и этому способствовал «хор» исследователей в разных областях и жа* нрах искусства, т. е. он был «платформенным».
Рис. 102. Модель и се метаморфозы. Платья Э. Скьяпарелли. Около 1930 |
Начало XX в. внедрило в сознание художников идею, что можно не следовать канонам, на которые опиралось искусство всех предшествующих сто детий, а творить свободно, руководит вуясь идеями, создавая и развивая проектную культуру.