В первые годы XX в. носили костюмы из очень дорогих тканей, изготовленных из натуральных волокон. Популярны были английские сукна, кашемиры, бархаты, корты, ше — виоты, велюры, крепы и т. д. Кроме того, были популярны гладкие или вышитые этамины, фуляры, вуали, гренадины, батисты, тюли, муслины, повсеместно употреблялась жесткая шелестящая тафта. Шелк применялся только для бальных платьев и платьев для визитов, его не использовали в прогулочной и домашней одежде. Шелк был основным материалом для выполнения различных туалетов еще со времен Второй империи. Эмиль Золя, например, писал, что девушки-продавщицы из больших магазинов в Париже носили одежду из черного шелка. В конце XIX в. это положение полностью изменилось; кроме вечерних туалетов и нарядных нижних юбок, шелк применяли только для подкладок.
Цвет. Модны были так называемые умеренные цвета, приглушенные и пастельные тона, а также сочетание цветов с самыми различными оттенками серого. Поэтому «… одежда XIX в. отличается цветом, который воспринимается нами как нечто грязное, шершавое, запыленное, мутное и грустное…» [64]. Изобретенные в Англии в 1856 г. химиком Перкином анилиновые красители сделали возможным получение ярких цветов. ] 1о тогда это изобретение еще не вызвало отклика во всемирной моде. Первые материалы, окрашенные анилиновыми красителями, были такими страшными, что явились причиной изменения мнения об англичанках, которых начали считать одевающимися эксцентрично и безвкусно.
В Европе днем носили темные цвета, вечером — светлые. Любимыми цветами были светло-пепельный, жемчужный, кремовый, золотисто-коричневый, табачный, зеленый, а также целая гамма белого, песочного и серого. Были модны также черные ткани, усыпанные белыми крапинками. Как только парижские журналы предложили одежду ярких цветов, например для поездки к морю, появились ткани с орнаментом из ярких цветочных букетов. Однако считалось, что хотя Париж и ввел в моду тише цвета, как красный, зеленый и фиолетовый, все же «… вкус французский не выпустит их просто гладкими, а лишь покрыв их сетью белых точечек или тонким рисунком, что придаст остроту впечатлению» [65].
Орнамент. Мотивы рисунков на тканях были неслож — нымн. Мелкие клеточки, полосочки, накрапленные louisiny — белые точечки на черном фоне; тафта в полоску broche; вышитые клеточки; батист и linon, усыпанные букетиками времен Людовика XV, немного японских и восточных узоров. Наряду с придушенными и переходными тонами полос и клеток применился более дробный и интенсивный рисунок в горошек (pastil
les) больших или меньших размеров (см. ил. 49). «Карьера» рисунка в горошек началась уже в 1885 г., причем тон рисунка был темнее фона. Позднее господствовала мода на ткани в горошек различной величины и частоты размещения, а также на гладкие ткани с каймой в горошек.
Отделка. Роскошь, характерная для этой эпохи, проявилась и в значительном количестве отделок. Пользовались ими чрезвычайно неумеренно. На шерстяных и шелковых платьях, пальто и пелеринах было множество вышитых роз, лилий, узорчатых кружев, инкрустаций из гипюра и т. д. Они должны были маскировать швы и застежки. В огромном количестве использовали тесьму, помпоны, индийские галуны, бусы, шкуры, рюшки, ленты, тесьму, сутаж, кружево валансьен, декоративные мотивы из блесток. В одном туалете применялись различные виды отделок, причем это касалось не только бальных, но и повседневных платьев, пальто и костюмов.
Эффектным элементом отделки были мотивы из кружева, тесьмы, гипюра или вышивки (см. ил. 30); их покупали готовыми в магазинах, как и оборки. Другим видом отделок была цветная тесьма, более темная, чем платье, тянущаяся вдоль линии кроя и укладывающаяся в кольца, волны, петли или «улитки».
Модны, но дороги были оборки из газа, расписанные вручную широколистными маками, мохнатыми васильками, листьями в стиле модерн и т. п. Метр такой отделки стоил от 60 до 100 франков. 50 франков стоил метр сукна, расписанного букетами [66]. Вышивку делали шерстью или шнуром, вручную или на машине, всегда в цвет платья.
Рисунки были чаще всего в форме пышных букетиков, состоящих из стилизованных цветов, колючего осота, репейника, остролиста, веток можжевельника. Часто встречающимся мотивом были японские маки.