ТКАНИ

В первые годы XX в. носили костюмы из очень дорогих тканей, изготовленных из натуральных волокон. Попу­лярны были английские сукна, кашемиры, бархаты, корты, ше — виоты, велюры, крепы и т. д. Кроме того, были популярны глад­кие или вышитые этамины, фуляры, вуали, гренадины, батисты, тюли, муслины, повсеместно употреблялась жесткая шелестящая тафта. Шелк применялся только для бальных платьев и пла­тьев для визитов, его не использовали в прогулочной и домаш­ней одежде. Шелк был основным материалом для выполнения различных туалетов еще со времен Второй империи. Эмиль Золя, например, писал, что девушки-продавщицы из больших магазинов в Париже носили одежду из черного шелка. В конце XIX в. это положение полностью изменилось; кроме вечерних туалетов и нарядных нижних юбок, шелк применяли только для подкладок.

Цвет. Модны были так называемые умеренные цвета, при­глушенные и пастельные тона, а также сочетание цветов с са­мыми различными оттенками серого. Поэтому «… одежда XIX в. отличается цветом, который воспринимается нами как нечто грязное, шершавое, запыленное, мутное и грустное…» [64]. Изобретенные в Англии в 1856 г. химиком Перкином анилино­вые красители сделали возможным получение ярких цветов. ] 1о тогда это изобретение еще не вызвало отклика во всемирной моде. Первые материалы, окрашенные анилиновыми красите­лями, были такими страшными, что явились причиной измене­ния мнения об англичанках, которых начали считать одевающи­мися эксцентрично и безвкусно.

В Европе днем носили темные цвета, вечером — светлые. Любимыми цветами были светло-пепельный, жемчужный, кре­мовый, золотисто-коричневый, табачный, зеленый, а также це­лая гамма белого, песочного и серого. Были модны также чер­ные ткани, усыпанные белыми крапинками. Как только париж­ские журналы предложили одежду ярких цветов, например для поездки к морю, появились ткани с орнаментом из ярких цветоч­ных букетов. Однако считалось, что хотя Париж и ввел в моду тише цвета, как красный, зеленый и фиолетовый, все же «… вкус французский не выпустит их просто гладкими, а лишь покрыв их сетью белых точечек или тонким рисунком, что при­даст остроту впечатлению» [65].

Орнамент. Мотивы рисунков на тканях были неслож — нымн. Мелкие клеточки, полосочки, накрапленные louisiny — белые точечки на черном фоне; тафта в полоску broche; вышитые клеточки; батист и linon, усыпанные букетиками времен Людо­вика XV, немного японских и восточных узоров. Наряду с при­душенными и переходными тонами полос и клеток приме­нился более дробный и интенсивный рисунок в горошек (pastil­

les) больших или меньших размеров (см. ил. 49). «Карьера» рисунка в горошек началась уже в 1885 г., причем тон рисунка был темнее фона. Позднее господствовала мода на ткани в го­рошек различной величины и частоты размещения, а также на гладкие ткани с каймой в горошек.

Отделка. Роскошь, характерная для этой эпохи, прояви­лась и в значительном количестве отделок. Пользовались ими чрезвычайно неумеренно. На шерстяных и шелковых платьях, пальто и пелеринах было множество вышитых роз, лилий, узор­чатых кружев, инкрустаций из гипюра и т. д. Они должны были маскировать швы и застежки. В огромном количестве исполь­зовали тесьму, помпоны, индийские галуны, бусы, шкуры, рюшки, ленты, тесьму, сутаж, кружево валансьен, декоративные мотивы из блесток. В одном туалете применялись различные виды от­делок, причем это касалось не только бальных, но и повседнев­ных платьев, пальто и костюмов.

Эффектным элементом отделки были мотивы из кружева, тесьмы, гипюра или вышивки (см. ил. 30); их покупали гото­выми в магазинах, как и оборки. Другим видом отделок была цветная тесьма, более темная, чем платье, тянущаяся вдоль ли­нии кроя и укладывающаяся в кольца, волны, петли или «улитки».

Модны, но дороги были оборки из газа, расписанные вручную широколистными маками, мохнатыми васильками, листьями в стиле модерн и т. п. Метр такой отделки стоил от 60 до 100 франков. 50 франков стоил метр сукна, расписанного букетами [66]. Вышивку делали шерстью или шнуром, вручную или на машине, всегда в цвет платья.

Рисунки были чаще всего в форме пышных букетиков, состо­ящих из стилизованных цветов, колючего осота, репейника, остролиста, веток можжевельника. Часто встречающимся моти­вом были японские маки.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.