Самым важным достижением постепенно распространяющейся реформы женской одежды является создание новых форм платья, костюма, юбки, упрощение белья, введение и рационализация купального и пляжного костюмов. Реформа платья началась с теории. Как известно, уже в первые годы XX в. группа немецких врачей пришла к выводу, что для введения здорового и свободного от влияния канонов костюма необходимо прежде всего отказаться от обычая носить одежду, сильно стянутую в талии. Их теория была очень близка к старой концепции, пропагандируемой священником Кнейпом,— концепции свободно ниспадающего платья [40]. Можно сказать, что именно оно послужило образцом для реформированного платья.
Пропагандисткой монолитного платья реформ, названного в Германии Eigenkleid, была Анна Матезиус, которая, однако, считала, что каждая женщина должна носить под платьем соответствующий своей фигуре корсаж или корсет. Монолитное реформированное платье имело целью облегчить задачу выявления индивидуальности, о чем в свое время упоминали М. Пох — хамер и X. ван де Вельде в отношении домашней одежды. Од-
20. Домашнее платье реформ, складки a la Watteau 21. Реформированное пальто. К — Стабровский. Портрет артистки В. Симашковой, 1906 г. |
нако широкое распространение подобного платья было невозможно. Ношение его требовало вкуса и чувства меры, в противоположном случае дело доходило до чудачеств.
Реформированное платье вначале более или менее привилось в Англии и Германии, а затем и в других странах.
В 1903 г., в период еще неокончившегося господства корсета и затянутой талии, Дом искусства в Берлине организовал выставку, посвященную реформированному платью. Там было выставлено около 100 образцов платьев и пальто рубашечного покроя. И старый, и реформированный корсеты были для них не нужны. Эти одежды, свободно ниспадающие к стопам, были гладкими или драпировались в фалды (ил. 20 и 21). Вся их тяжесть ложилась на плечи, жесткость формы полностью исчезла, мягко обрисовался женский силуэт.
Влияние моды ампир, японского кимоно, отсутствие сложной отделки повлияло на то, что крой стал очень простым и легким в исполнении. Платья украшались плиссировкой, складками а 1а Watteau, декоративными воротниками и т. п. Они имели удлиненные пропорции и были декорированы в стиле модерн, что приближало эти платья к моде того времени (ил. 22).
В начале XX в. привилась /форма princesse (принцесс), соединившая в себе формы платьев модерн и реформ и ставшая переходной от одной моды к другой. Так мода и реформа пошли
8 22,5 |
Летний шлафрок реформированного силуэта. Расход материалов: 7 м ткани при двойной ширине и 3 м ленты шириной 15 см. Крой дан в половинном размере. Стрелки указывают направление нитей ткани:
1 — спинка; 2 — перед; 3 — клнн; 4 — манжета; 5 — воротник
Реформированный лиф, модель «Вильгельмина». Крой дан в половинном размере при обхвате груди 98 гм:
/ — планка переда; 2 — верхняя часть лифа; 3—6 — боковые части лифа, вставляемые поочередно; 7 — спиика; 8 — плечико
I’сформированная нижняя юбка, соединенная с лифом, силуэт принцесс, отделана вышивкой, лептами и кружевом. Крой дан в половинном размере. Штриховой линией обозначен сгиб ткани:
/ — средняя часть переда: 2— боковая часть переда; 3— спннка
11анталоны к вечерним туалетам, состоящие из двух раздельных штанин, юсдиненных поясом. Крой дан в половинном размере. Масштаб приблизительный:
/ — штанина первой модели; 2 — оборка к первой модели; 3 — штаиина второй модели
22. Английское домашнее платье реформ с декором в стиле модерн, 1903 г. 23. Реформированная нижняя юбка, пристегивающаяся к лифу, 1903 г. |
в конце концов рука об руку, что можно считать победой реформаторов.
Наряду с верхней одеждой реформе подверглось и женское белье. Путь от крахмальных плоеных нижних юбок до коротенького combinaison был очень долог, причем реформе подверглись не только формы белья, но и количество одновременно надеваемых предметов. В комплект белья в конце XIX в. входили: ночная и дневная рубашка, панталоны — все длиной до щиколотки, корсет, облегающий грудь и бедра, корсетный лиф, надеваемый на корсет, две или три нижние юбки — все это, кроме ночной рубашки, носилось под платьем. Круглые подвязки выше коленей поддерживали чулки. Шлафрок, пеньюар и tea gowne [11] дополняли «скромный» комплект белья. На все это уходило много метров материала, вставок, кружева, множестве пуговиц, тесемок, складок, оборок и т. п., что создавало значительную тя-
24. Корсетные лифы, так называемые cache-cor — sets, 1906 г. |
жесть. Однако сразу было невозможно отказаться даже от малой части этого гардероба, и реформа белья началась с ликвидации чрезмерного числа предметов путем соединения двух предметов в один (например, лифа с юбкой, лифа с панталонами, рубахи с панталонами), а также ношения одной нижней юбки вместо нескольких. Реформаторы пробовали также соединить в единое целое нижнюю юбку с панталонами, т. е. предлагали юбку-панталоны. В 1905 г. ее пришивали к поясу, застегивали впереди на пуговицы, сзади находился разрез. Юбки-панталоны шили из шелковой ткани, а также из перкаля или батиста и отделывали внизу оборкой. Зимние панталоны делались на подкладке.
Но нижние юбки, имевшие на талии пояс, не соответствовали реформированному платью, с которым носили специальную юбку, выкроенную вместе с лифом (ил. 23).
Благодаря реформе постепенно ликвидировался корсетный лпф (ил. 24), однако было бы преждевременно усматривать в его формах следы происхождения современного бюстгальтера. 11осимый всеми женщинами на переломе XIX и XX в. корсетный лиф предназначался не для поддержки груди, а выполнял совершенно другую функцию. Он надевался поверх корсета, чтобы замаскировать его жесткую конструкцию, поэтому был отделан вышивкой, вставками, кружевом валансьен, оборками или весь покрывался белой английской вышивкой и назывался cache — corset (корсетным покрытием). К тому же мода приказывала формировать грудь в одну большую выпуклость; лиф придавал си окончательное мягкое закругление. Он всегда имел крой, соответствующий крою блузки, и подвергался сменам в соответ ствми с тенденциями моды. Так, в 1900 г. лиф подчеркивал
25. Реформированные панталоны, соединенные с укороченным корсетным лифом, 1903 г. |
26. Лиф с планками для подвязок
затянутую талию как спереди, так и сзади, а в период моды модерн отказались от прилегания лифа спереди, чтобы свободно свисавший перед блузки, называемый «брюшко осы», мог укладываться на лифе. Позже, когда линия талии вернулась на свое место, лиф вновь получил равномерное прилегание по талии, а внизу короткую баску. Лиф крепился в то время сбоку и сзади китовым усом, а в первом десятилетии XX в. стал еще мягче и еще богаче украшался.
В связи с общим стремлением к реформе белья лиф пытались укоротить и пристегивать к нему нижнюю юбку или панталоны (ил. 25). Последние варианты лифа носили еще в 1921— 1922 гг., затем они исчезли окончательно, а вместо лифов и нижних юбок появилось dessous — белье в современном понимании этого слова.
Бюстгальтер. Несмотря на то что реформа «укротила» корсеты, возникла необходимость в создании новой, гигиеничной формы белья, по-настоящему поддерживающей грудь. Сначала найти решение было очень трудно, так как мода требовала, чтобы грудь была объединена в одну выпуклость, формирующуюся низко над поясом. В 1903 г. врач Гош Capo разработала реформированный гигиенический корсет, ценность которого была в том, что он не сжимал грудь и желудок, а опирался лишь на нижнюю часть туловища. Она же предложила носить бюстгальтер Ее проект был апробирован в парижской Медн-
цинской Академии. В это время начали производить бюстгальтеры различных конструкций (ил. 26). К лучшим относился бюстгальтер, названный calimaste и созданный по проекту польской женщины-врача Хрыневич. Он состоял из эластичных или шелковых тесемок шириной 3—10 см, число которых можно было менять в зависимости от размеров груди, и пояса, который застегивался на крючки или завязывался и мог быть сзади прикреплен к корсету. Пробовали также применить гигиенические лифы из уложенных треугольником полос, внизу были паты для пристегивания панталон и нижней юбки.
Так, наконец, корсет распался на две части — верхнюю, названную бюстгальтером и служащую для поддержания и укрепления груди, и нижнюю — пояс.
Подвязки. Деталью нижнего белья, которая полностью изменилась вследствие реформы и появления новых видов резины, были подвязки. Этот некогда интимный, но столь характерный элемент женского туалета полностью утратил свою привлекательность как элемент декора. «Когда-то женщины пользовались подвязками из лент, затем тесьмы, вышитой золотом или серебром, широкой шелковой тесьмы; концы застегивались пряжкой с бриллиантами или с жемчугом в комплекте с пряжкой башмаков; такие подвязки были добычей придворных разбойников, которые под видом «амуров» брали «на память», обирая глупых дам, подвязки и перстни, и за этот счет справляли конскую сбрую, сабли и патронташи…». Такие подвязки в соответствии с описанием Китовича носили женщины в XVIII в. [41]. В XX в. часто использовали подвязки, пришитые к переду корсета или лифа на длинных лентах. Затем они разместились на эластичном поясе, а в последнее время —■ на эластичных панталонах. Очевидно, рто в этой части женского туалета в течение XIX и XX в. произошли наибольшие изменения: от бриллиантов и золота через атласные ленты к простым резиновым подвязкам. Здесь функциональность победила спесь и фривольность.
Пижама. Пижама [12] появилась в Европе еще перед первой мировой войной в качестве ночной одежды для женщин, путе шествующих в спальном вагоне. Ее возникновение было обусловлено развитием железных дорог и путешествиями в колониальные страны, в тропическом климате которых лучше всего было спать без одеял. На основе первых форм пижамы можно предположить, что она появилась в результате соединения утренней блузки и панталон. Этот вид одежды стал называться в 1906 г. рудато [42].
На смену форм белья в значительной степени повлияло появление нового сырья. Широко распространенные в старину практичные и прочные полотна, в том числе и голландское полотно, с 1901 г. в элегантном белье стали уступать место тонким тканям: нанковому полотну, маркизету и батисту, отделанным английской вышивкой, кружевом, воланами. Наиболее характерной отделкой белья в XIX в., как нательного, так и постельного, были ленты, которые протягивались через «окошки», сделанные в полотне или в специальных вставках. Постепенно нанковое полотно и прозрачные «опалы» были вытеснены крепдешином и шелковыми полотнами, плоской вышивкой или аппликацией. Следующим материалом, из которого стали изготовлять белье, был миланез. Низкая цена производимой из него продукции повлияла на широкое распространение нового стандартного белья. После второй мировой войны развитие химических волокон — искусственных и синтетических — позволило появиться практичному, эстетичному, украшенному оборками, вышивкой и плиссировкой белью.
Многослойное белье обеспечивало тепло в прямой зависимости от его количества. Когда же число одновременно надеваемых предметов, сделанных из тонких тканей, ограничилось, то в еще большей степени возросла необходимость в теплом белье. Сначала его изготовляли из грубых бумазей, позднее ввели шерстяной и хлопчатобумажный трикотаж, а в последние годы появилось белье из эластичной пряжи.
С течением времени вообще изменилось понятие «белье»; оно уже является не женским deshabille, а лишь необходимым дополнением верхнего туалета; кроме своей гигиенической роли, белье является и украшением. Оно уже не должно быть обязательно белым, как об этом говорит его название. Современное lingerie, легкое, воздушное и изысканное, может быть любого цвета, в том числе и черного, хотя до определенного времени черное белье носили лишь женщины из кабаре.