Венеция — период Высокого Возрождения.
Перемены в модах этого времени прежде всего происходят в мужском костюме.
Одежда остается чрезвычайно нарядной. Однако она становится более строгой по форме и более сдержанной по цвету.
Эстетический идеал. Идеал мужской красоты — зрелый мужчина.
Утверждается образ человека, исполненного величавой значимости. Мужчину должны отличать большие фундаментальные формы телосложения, но при этом они быть благородными. У мужчин стройные, сильные ноги.
Нижняя одежда. Мужчины носили широкую сорочку с широкими рукавами, понизу рукава собирались на вздержке. У ворота рубашки продевался и стягивал шею шнурок, образуя таким образом воротник, ставший прообразом фрезы. Такой воротник войдет в моду позже. Сорочку заправляли в штаны. На ноги натягивали штаны-чулки. Широкое отверстие в штанах было прикрыто декоративным гульфиком. Поверх гладких узких панталон иногда надевали еще одни — короткие до колена или до середины бедра, завязанные пышными бантами и лентами.
Поверх рубахи и штанов надевали:
1. Распашной кафтан со стоячим воротником.
2. Глухой кафтан с квадратным вырезом.
Рукава кафтана обычно имели буф у плеча. Но иногда рукава были прямыми, со своеобразными крылышками у плеча.
Во второй половине XVI в. на одежде появляются продолговатые декоративные разрезы, сквозь которые просвечивала рубашка.
Разрезы появились и на панталонах. Костюм выглядел состоящим из лент.
Верхняя одежда. Мужчины носили распашной кафтан с пышными короткими рукавами и огромным воротником (часто меховым) шалевидной формы.
Цвета. В костюме значительно реже встречаются пестрые и яркие ткани. В моду входят темные цвета.
Рубашка была белой, кафтан темным. И на темном фоне ткани выделялась золотая вышивка.
Продолговатые разрезы на одежде обшивались через край цветной нитью или отделывались цветной тканью. Сквозь них просматривалась сорочка. В дальнейшем в разрезы закладывалась подкладка другого цвета. Костюм был живописным.
Ткани. В костюме присутствуют богатые набивные ткани.
Для нижней одежды использовались льняные ткани.
Для верхней — шелковые, тисненый бархат, парча.
Головной убор. Головные уборы разнообразны: домашние — типа невысокой фески; испанские низкие береты и шляпы.
Прическа. Прически тоже отличались разнообразием: по-прежнему носили длинную прическу, прикрывающую уши; и испанскую — короткую, в этом случае обязательными были усы и борода.
Украшения. На шее носили золотые цепи.
Дополнения. Подвешивали к поясу кошелек, иногда кошельком служил декорированный гульфик.
Мужчины носили перчатки — шелковые, бархатные, из топкой цветной кожи, украшенные шитьем.
С XVI в. появилась шпага — принадлежность дворянского костюма. Она крепилась на поясной портупее у левого бедра.
Обувь. Обувь была удобной — кожаной и мягкой. Носы обуви «медвежья лапа» — широкие. Обувь стала такой широкой, что король Англии Генрих VIII издает специальный указ, согласно которому запрещалось носить башмаки шире 15 см. Башмаки были с квадратным носом и завязывались на подъеме ремешком. Перед башмаков был почти сплющенным.
Только в конце века появляются каблуки.